МОВАton Некоторые размышления об украинскости

Владимир Квашнин-Самарин
mauvais ton -  поступки, не принятые в хорошем обществе;
 дурной тон, невоспитанность  (БСЭ).
Несколько дней назад вскрылись ужасающие подробности относительно душевного здоровья секретаря Совета Национальной Безопасности и Обороны Украины Андрея В. Парубия. Из необъятных архивных закромов нашей общей родины неизвестными поклонниками талантов секретаря СНБиО (У) была извлечена медицинская справка, согласно которой зам. главврача Центральной городской больницы г. Червонограда (ныне, предполагаю, Жовтобендеровск) Р. Леусовым вышеобозначенному Парубию Андрею Владимировичу был поставлен диагноз - «лёгкая степень умственной отсталости, сопровождающаяся приступами афазии». Поскольку не все знают значение этого медицинского термина, спешу проинформировать потрясённую общественность, что афазией принято считать определённую форму расстройства речи, заключающуюся в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определённых зон коры головного мозга.
А вот, собственно, о чём идёт речь.
 
Реакция генералиссимуса всея Украины, почётного адмирала 6-го Тихоокеанского флота Республики Боливия, действительного академика Палаты нижнего мира динамично развивающегося африканского государства Кот д Ивуар А. В. Парубия убедительно опровергла гнусные наветы червоноградских шарлатанов. Андрей Владимирович блестяще подтвердил свою способность пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли. Показательно, однако, что вместо того, чтобы сказать «тю», спеть про Галю или семь раз по семи скороговоркой произнести «Смерть ворогам! Слава Украине!» А. В. Парубий скрежеща, выплёвывал слова-глыбы на ненавистном угро-монгольском (русском) диалекте великого украинского языка.
«Мы имеем дело с откровенно грязной и срежиссированной из Кремля информационной войной против оплота украинской государственности и суверенитета, которым на сегодняшний день является СНБО», - сказал АВП в интервью украинскому изданию «Глобалист».
Бывший отставалец и афазик с лёгкостью ворочает во рту труднопроизносимые конструкции вроде «грязная информационная провокация с использованием геббельсовских методов пропаганды».
Впрочем – надо отдать ему должное, секретарь Галактической Безопасности и Обороны не скрывает наличия временных трудностей.
«Небольшие проблемы, с которыми мне удалось успешно справиться в детстве, уродливо выпячиваются как изъяны, способные навредить моей государственнической деятельности», - признаётся он.
Разоблачив козни соседки Лидии Павловны и отказавшись комментировать нелепые наветы своего учителя физкультуры, галактический секретарь подходит к главному:
«Происходит умышленное искажение фактов, они специально представляются в таком свете, чтобы унизить меня как представителя высшего руководства государства, а значит – унизить Украину».
Оставив в стороне более чем сомнительную мысль, где определённо A не равно B, а последнее в свою очередь не равно C (из осознания унизительного факта того, что младенец В. Путин практически стопроцентно мочил пелёнки, не  вытекает – простите за невольный каламбур – того, что этим самым наносится страшный вред престижу Российской Федерации как государства) обратим внимание на другое. Свою честь и достоинство секретарь Совета Национальной Безопасности и Обороны Украины отстаивает на РУССКОМ языке. В этой связи так и хочется спросить: А ТЫ ПО МОВЕ БОТАЕШЬ?
И всё же – почему олигофрен выдал свой скрежещущий спич на русском языке? Загадки тут никакой нет. На вопрос героя песни В. Высоцкого: «Кто ж здесь враг таинственный?» ответим его же словами «А ответ ужасно прост, и ответ единственный». Ответ заключается в том, что украинский язык на Украине по определению не может быть ЕДИНСТВЕННЫМ государственным языком.
В нынешнем своём виде украинским язык не может быть языком науки. Он не может быть языком высокой культуры. Не может быть и языком политики, что предполагает необходимость оперировать сложными философскими идеями, конструкциями и понятиями. Что и было блестяще продемонстрировано секретарём Совета Национальной Безопасности и Обороны Украины А. В. Порубием.
Ни в одной из перечисленных сфер украинскоий язык не выдерживает конкуренции с русским. Там, где заканчиваются границы повседневного, профанного мира хутора и основных функций жизнеобеспечения человека, украинский язык не работает. Несколько лет назад  в Харькове мне пришлось прослушать доклад на этом прекрасном языке, посвящённый религиозной политике Рима в период поздней античности. На десятой минуте я не выдержал – убежал, сделав вид, что хочу в туалет.
Отказ от русского языка неизбежно приведёт к появлению на Украине полуофициального языка-заменителя, который возьмёт на себя те же функции. Опыт переферии бывшего СССР – маленьких, но гордых республик Прибалтики и Закавказья показывает, что, скорее всего, это будет английский язык, хотя, несомненно, возрастёт и значение польского (а в некоторых регионах также венгерского и румынского) языка.
Адекватной оценке реального значения украинского языка и в более широкой перспективе – украинской культуры мешают стереотипы, унаследованные со времён СССР, когда всячески создавался образ слившихся в экстазе гопака братских народов.  Идеологические конструкты хорошо приживались, поскольку соответствовали социальной реальности, порождённой повышенной социальной мобильностью советского периода «бури и натиска» – у четверти, если не больше, жителей России на Украине живёт бабушка, мать, сестра, двоюродный брат, племянник. Однако, нельзя не заметить, что образы,  лозунги и мифологемы того времени создают эффекта «белого шума» советской цивилизации, что приводит к не совсем правильной ситуации, когда мыслительный горизонт ныне живущего в России поколения людей оказывается в плену идей и представлений тридцатилетней (и более) давности. На самом деле в случае с Украиной перед нами эрзац-культура, которая могла существовать, только паразитируя на могучем древе русской культуры. Присмотритесь повнимательнее. Второстепенный поэт Шевченко. Второстепенный режиссёр Довженко. Карикатурный президент Ющенко. Апофеоз местной инженерной мысли, прекрасно дающий представление о чувстве прекрасного  «украинца» – чудо - автомобиль «Запорожец».
http://s015.radikal.ru/i331/1105/a7/0822b995e7fb.jpg

Было бы неправильным и несправедливым утверждать (как это делается уже два десятка лет на Украине), что русские и украинцы чужие друг другу, что между этими народами нет ничего общего.  Явившаяся, казалось бы, из ниоткуда претензия на то, что «Украина – цэ то Эуропа» исторически обусловлена той ролью, которую играли южнорусские земли, попавшие в орбиту экспансии Литвы и Польши. Это контактная зона, через которую шло западное влияние, по форме – польское (достаточно вспомнить нравы двора Алексея Михайловича), но кто сказал, что на Польше заканчивается европейская цивилизация? В этой связи стоит обратить внимание на роль выходцев из нынешних украинских земель в истории РПЦ, и особенно её реформирования (не стоит недооценивать этот фактор, поскольку в то время церковь была системообразующим элементом культуры).  Много украинцев всегда было в российской власти. Не будем сейчас вспоминать про Мазепу и Безбородко – возьмём двадцатый век. В составе «классического» сталинского Политбюро 1939 г. из девяти человек четверо родились на территории Украины (К. Е. Ворошилов, А. А. Жданов, Л. М. Каганович, Н. С. Хрущев). После Сталина – настоящий южнорусский десант во власть: Хрущёв, Брежнев, Черненко, Горбачёв (собственно, до Ельцина только один вождь был «нетамошний» –  Андропов). Бесконечная и до сих пор незаверившаяся реформа школьного образования – плод «днепропетровского» прорыва в педагогику и академическую науку в целом.  Интересно, что и сейчас в российской власти украинцев значительно больше, чем в правящей на Украине клике (Кириенко, Матвиенко, Христенко и жена его Голикова, Козак и т.д.). Кстати, неплохо бы в Киеве смотрелся Чубайс. И фамилия у него правильная – Яйценюк, Чубайс, Тягнибок, Вырвиглаз.
После убийства СССР народ, населявший земли бывшей УССР, оказался на перепутье, впав в состояние кокона. Это предполагало наличие разнообразных возможностей. Подаренные «многонациональным советским народом» за годы совместной жизни густонаселённые обширные территории, развитая социальная, инженерная и экономическая инфраструктура, мощная индустрия, одная из самых больших в Европе армейских группировок сулили безоблачное будущее, цветущую и динамично развивающуюся страну, максимально использующую своё уникальное географическое и геополичестеское положение. И что же вышло из этого кокона? А вылупился, как афористично заметил выдающийся русский философ современности Д. Е. Галковский, «народ-подлец».
Историческое значение разворачивающейся на наших глазах кровавой драмы Донбасса заключается в том, что южнорусское население, проживающее на территории бывшей советской республики Украина начало долгий, но неизбежный процесс избавления от морока «украинскости».  Оно интуитивно не поддержало выбор коллективного Смердякова, не выбрало судьбу нации без рода и племени, с выдуманной историей, с заимствованными ценностями, с позорной исторической миссией – выполнять роль американского лакея в Восточной Европе (пока есть сильный конкурент в виде Албании, но мы верим, что это временные трудности).
В связи с этим не стоит удивляться реакции населения Крыма и Донбасса, выражающейся в том, что люди рвут двуцветные тряпки, сбивают гербы с изображением зуба первого на земле укропитека, срывают таблички, написанные на языке, издевательски пародирующем ту языковую среду, в которой они были сформированы. На наших глазах рушится старая  мифология, скреплявшая «братские» народы, проживавшие на территории СССР. Уходят в прошлое вереницы взвизгивающих парубков и девчат в вышиванках и сапогах, крепивших многонациональное единство евразийского колосса. Больше не надо переводить бумагу на никому не нужных Лесей Украинок. Заставлять себя слушать невразумительную хуторскую пародию на русский язык и культуру. Разумеется, двум славянским народам придется жить по соседству. Но кто сказал, что для этого, зажмурившись, надо лезть с объятиями и слюнявыми поцелуями к тому, кто, дыша чесноком, перегаром и кровью, демонстративно отворачивается, бормоча про «клятых москалей». Никто. На нет и суда нет. На украинцах свет клином не сошёлся. Есть и другие славяне. Например, белорусы. Да и сербы ничего. 
 



 

PS Более полную версию, снабжённую иллюстративным материалом, я разместил в «ЖЖ» под ником kvashninsamarin.
Вот здесь: