Роковые хрустальные струны

Коломбина Арлекинская
Эта удивительная история произошла со мной в 90м году
Но для начала немного истории...   Весна 1981 года стала «точкой отсчета» в истории развития фестивалей гитарного искусства в СССР –  15 - 19 апреля того года в Донецкой областной филармонии им. С. С. Прокофьева состоялся первый Всесоюзный фестиваль «Хрустальные струны».
Идейными и творческими вдохновителями стали братья – Павел и Аркадий Иванниковы – в то время студенты ДГМПИ, а затем солисты Полтавской филармонии, единственный дуэт  в СССР, работающий на эстраде, телевидении и ведущий активную концертную деятельность в пределах страны и за рубежом. 
Первый фестиваль имел грандиозный успех – продолжался пять дней, собрав около 200 участников из 38 городов СССР – педагогов, студентов,  исполнителей. Первые два дня на сцене звучала музыка в исполнении Костаса Кочолиса – тогда ещё молодого, двадцатичетырехлетнего греческого гитариста, лауреата международных конкурсов. Помимо 3-х часовых вечерних концертов проходили дневные концерты, методические лекции и семинары, состоялся  неофициальный конкурс гитарных мастеров. Открытием стали гитары мастера из Кисловодска - Н. Родионова.
Трудно переоценить влияние подобных  мероприятий на развитие гитарного движения в СССР. Во время становления гитары как академического инструмента (еще не во всех консерваториях, училищах, институтах открылись классы гитары) он стал по-настоящему знаменательным и резонансным событием. Вскоре возникли похожие фестивали в Жданове, Полтаве, Днепропетровске и других городах. Педагог и общественный деятель из Москвы В. В. Славский на закрытии подвел итог прошедшему фестивалю: «…концерты, дружеские споры, дискуссии, лекции – это большая школа для творческой молодежи…фестиваль позволит правильно оценить состояние гитарного искусства у нас в стране и наметить пути повышения уровня исполнительства и преподавания игры на гитаре».
В 1990 году регулярно проводимый фестиваль получил официальный  статус Международного, подтвердив тем самым свое весомое место в гитарном мире СССР, а позже Украины.В программах «Хрустальных струн» в разные годы принимали участие такие известные исполнители, как Костас Кочолис, Райнберт Эверс, Карло Маркеоне, Вольфганг Вайгель, Александр Фраучи, Биата Бетковская, Владимир Доценко, Александр  Ренгач, Евгений Финкельштейн, Дмитрий Илларионов,  Артём Дервоед,  Дмитрий Нилов,  Дмитрий Татаркин, Юлия Лонская и многие другие.  Постоянными  участниками  фестиваля являются лауреаты международных конкурсов Аркадий, Павел, Тимур и Владимир Иванниковы, которые всегда выступают с разнообразной программой.
На современном этапе своего развития постоянным руководителем фестиваля является донецкий гитарист, солист областной филармонии, преподаватель музыкального училища и Донецкой музыкальной академии им. С. С. Прокофьева – Павел Иванников.

 В то время я работала преподавателем фортепиано в ДМШ г.Днепропетровска, и ко мне обратился директор моей школы, с которым мы были в приятельских отношениях, с просьбой быть аккомпаниатором у его друга,запорожского гитариста (фамилию я сожалению забыла),пожелавшего участвовать в вышеназванном,уже Международном, фестивале гитарной музыки "Хрустальные струны", проходившим тогда в Днепропетровске.Директор школы обратился именно ко мне, потому что знал о моей способности хорошо читать с листа: на совместные репетиции было всего ...3 дня... Я ответила согласием, так как опыт аккомпаниатора у меня был немалый: ещё в годы учёбы в музучилище на последнем курсе я работала год (бесплатно) аккомпаниатором в квартете известного тогда солиста нашей филармонии скрипача Владимира Тарасюка (моя фамилия даже значилась в афишах выступлений),да и в годы учебы в консерватории Таллинна я увлекалась игрой в камерном ансамбле.

В назначенный день я встретилась с этим гитаристом из Запорожья в центре города, и меня сразу поразило, как бережно он держал свой инструмент,буквально сдувая с него пылинки. Он предложил перед совместной репетицией пообедать в блинчиковой-я не возражала. Когда мы сели внутри мой взгляд вдруг пристально сфокусировался на его гитаре, бережно поставленной в угол в кафе! Надо сказать, что с детства я обладаю даром предвидения.Часто гоню от себя плохие мысли,боясь на них концентрироваться! И я вдруг у него спрашиваю, или он когда-нибудь ломал или терял свой инструмент.На что он с удивлением ответил, что конечно НЕТ, что это самая большая ценность в его жизни и, что сделан был этот инструмент по специальному заказу у известного питерского мастера.После обеда мы поехали в мою музыкальную школу в актовый зал, чтоб порепетировать на рояле.Программа была вовсе не хилая: два фортепианных концерта Вивальди,бразильский танец Мийо,Чакона Баха и ещё пару пьес..Пару часов мы репетировали и,когда возвращались обратно,то сели возле резиновой гармошки,объединяющей обе части автобуса.Гитара лежала у гитариста на коленях, и он её придерживал.Автобус был полупустой,когда вдруг на ровном месте водитель дёрнул,гитара кубарем скатилась с его колен и свалилась  в выходную яму лестницы...Глазами, полными ужаса, он на меня посмотрел, потом встал и на негнущихся ногах пошёл её оттуда вытаскивать-гриф был полностью сломан..." Ты ведьма?"-выдохнул он... Я сидела,не зная куда мне деваться от смущения. Конечно назавтра он уехал домой без всякого фестиваля...Но через два года при очередном фестивале в 1990 году ,опять в Днепропетровске,он меня нашёл,рискуя очередной гитарой (где ещё он мог найти халявного аккомпаниатора с консерваторским образованием?), очень просил "не каркать", и после недели совместных занятий мы с блеском открыли  фестиваль часовой  программой! Коллеги говорили, что через пару лет он меня опять искал, но я уже была далече,и с музыкой было, увы, покончено...