Высотный костюм

Игорь Теряев 2
.

         В программе подготовки к командировке было два или три (не помню) полёта на «потолок»  самолёта.  Выполнить тот полёт качественно – нужно было постараться.  Но «там и тогда» самой большой трудностью для нас была  подготовка к такому заданию.  Его выполнять нужно было в высотно-компенсирующем  костюме.  А что такое высотный костюм?  Это полностью  обтягивающий всё тело от стопы и кистей рук до шеи  комбинезон из плотной ткани, с вшитыми в него шлангами для кислорода,  подающегося для обжимания тела в  аварийных ситуациях.  Теперь вам понятно,  что трудность подготовки  в среднеазиатских условиях  к этому полёту заключалась в жаре  (нет, в жуткой жарище!), при которой лётчику нужно было одеть тесный  высотный костюм, дойти в нём до самолёта, усесться в  «рабочий кабинет» – кабину,  пристегнуться,   дождаться команды руководителя полётами на запуск двигателя   и на разрешение взлёта.  Только после взлёта  начинало  работать  вентиляционное устройство герметичного шлема  и  костюма,  которое слегка  облегчало существование организма в этом снаряжении.   Но после команды  «235-й,   запускайте!»  лётчику не до оценки ощущений;  он занят работой с арматурой кабины  и началом полёта – выруливанием на взлётную полосу  и самим взлётом.  А момент одевания костюма, передвижение к самолёту,  подгонка ремней и пристёгивание – самые тяжёлые минуты, за которые всегда теряли  «вёдра пота» и массу сил.

         После взлёта, по мере набора высоты, в  костюме становилось всё менее жарко, а на самом потолке  было совсем прохладно – комфортно  и задание выполнять   можно было,  не отвлекаясь на  температурные  условия.  Вы  поняли, что самым тяжёлым при полёте  «на потолок», были действия при подготовке к взлёту.

         Так однажды и я прошёл муки «чёртова  пекла» с этим костюмом  и ждал в кабине,  команду на запуск двигателя.  Радовало, что самое тяжёлое в этом задании уже позади, а сам набор высоты и дальнейшие действия мне были знакомы и трудности не представляли.

         В этот момент на стремянку самолёта вскарабкался  ко  мне молоденький лётчик,  мой ведомый  Саня  Лантух.  Как всегда на аэродроме,  защитный шлем, шлемофон и кислородная маска были у него  на руке, но вид почему-то был  жалко-кислый.

         - Товарищ командир!  Мне нужно выполнить упражнение на пилотаж, а самолёт мой неисправен…

         И вид у него был  настолько  жалкий…  Ну что такое полёт на пилотаж, которые мы выполняли ежедневно?  Да  обычный, ничем не примечательный.   А я-то   уже прошёл пытку в костюме. Но вид Сани был настолько трагичным,   что я  расстегнул замки привязных ремней и, решительно встав, сказал:

         - Бери, Саня, мой самолёт…  выполняй пилотаж…

         И поплёлся в высотный домик  снимать  высотно-компенсирующий костюм,  стоять на сквознячке в  тени  и глотать холодную подсоленную газировку.