Латвийские русские, взгляд изнутри

Сергей Галенко
- Прижимают русских в Латвии,- скорее утверждал, чем спрашивал один мой московский товарищ. Сам в прошлом рижанин,  уехал из Риги еще во времена начала «Атмоды».
    -Принимай, Серега, российское гражданство и ну на хрен эту Латвию, дуй в Россию. Здесь хоть все по-русски разговаривают!
    На что я только усмехнулся. Ну,  кому я там нужен? Будь мне годов на двадцать поменьше,  может и поехал! А, впрочем, разве имеет значение, где ты живешь? Важно кем ты себя чувствуешь. Человек ты или одно название. 
   Да, и негоже  уезжать мне из страны, где я провел свои лучшие годы. Где встретил первую любовь, где родился мой сын. Откуда призывался в армию, где учился и работал.
    Неужели из-за того, что люди стоящие у руля утлой лодчонки под названием «Латвия», тянут ее на дно,  надо как крысе бежать с корабля?
   Да и не было бы, наверное, сегодняшнего латвийского национализма и полуфашизма, сегодняшней «свободной Латвии»,  если бы в начале девяностых, местный  «Народный фронт», не поддержали все те же,   обманутые потом ,  русские, благодаря голосам которых Латвия и стала независимой, получив, наконец,  свою «атмоду».
     А получив власть, латышская национальная элита, моментально забыла о  десятках тысяч русских, которые срывали голоса на баррикадах в Риге у Совмина и на Домской площади, которые встали живой цепочкой в «Балтийском пути». 
    Не дождались, бедолаги, обещанного. Остались у разбитого корыта, в государстве разоряющем само себя.
    Упаси Бог  не подумайте, что я участвовал в этой вакханалии. Нет, ребята, я всеми силами, работая в газете,  противился этому, честно рассказывая,  чем это в конце концов может закончится!  Не докричался  до охваченных эйфорией свободы! За что и стал круглопечатником, кто знает, тот поймет,  что это такое. Это значит ты вообще никто, ты даже не второго сорта, так отходы! Никуда не поехать, ни устроиться на работу. Хочешь, воруй, чтобы прожить, хочешь,   убивай. И не подумайте, что только русские были в этом списке, моя теща по национальности латышка, так до конца жизни латвийское гражданство и  не получила. Почему? Да, просто ее дядя был в пятидесятые годы чекистом и освобождал латвийские леса от засевших там «зеленых братьев», недобитых легионеров ваффен СС и просто бандитов. А сегодня их привечают чуть не как национальных героев. Дожили мать вашу!
    Знаете, честно,  не нужно мне это латвийское гражданство.  В политику я не рвусь, проживу и так. Лучше воспользуюсь советом и получу гражданство российское.  Россия хоть страна с большой буквы, которую стали бояться. А как говорится: «Боится, значит уважает»!
    А все эти крики вокруг пресловутого гражданства, мелкие политические распри местных мелкопоместных князьков, политических нуворишей, мне, по большому счету,  не интересны.
    Другое беспокоит, тревожит, бесит даже. Это тупая злоба политиканов ко всему русскому. К языку,  литературе , к самой России. Все это похоже на ни чем не объяснимую, злость Моськи к Слону. 
    Но у тех русских, которые варятся в одном котле с этой , пресловутой Моськой, ощущения не лучшие. Это, как передовая, отголоски залпов с которой, долетают до тыла в Россию! 
    Те, кто приезжает в Латвию оторваться на пляжах и «Волнах»,  не видят всей этой внутренней борьбы. Естественно в магазинах , гостиницах, ресторанах  с вами будут вежливы и приветливы. И русский язык будет звучать повсюду. Но все это только на бытовом уровне. А вы устройтесь на работу, да будь вы семи пядей во лбу… не видать вам ее,  если не знаете языка на высшую категорию. Да и то, потом замордуют проверками языковых комиссий. И уж, конечно, все это придумали воплощают в жизнь, не простые  Янисы и Лиги!
    По мне вы там эту свою власть делите между собой как хотите. Хотите, целуйтесь друг с другом, хотите горло рвите. Одна просьба. Ну не лезьте вы со своими грязными мыслями и злобой, своей мелкой душонкой,  в наше святое, в наш родной русский язык.
    Не надо уродовать наших детей принуждая их с детского сада забыть свой родной язык, а ведь все к этому и идет. Уже изначально обрекая их на второстепенные роли.   И без психологов понятно, что только  учась  и работая, думая на родном языке, можно достичь вершин в творчестве.
     Да, я хочу, чтобы мои дети и дети моих детей и так далее из поколения в поколение,  оставались русскими, учились на русском,   пели по-русски, говорили по-русски, молились по-русски и любили по-русски!
      Исчезнут в небытие все политики и партии, все эти Берзиньши, Парадниексы,  Домбровскисы, Фрейберги, Калниете и прочие, и прочие, а русский язык, русская культура они вечны и не подвластны ни политике, ни времени.