Размышления у парадной грядки

Лариса Малмыгина
- Парадной грядки? – спросите вы. А почему бы и нет, если хочется, чтобы все грядки были парадными.


КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ

Желание иметь дом жило во мне всегда. Нет, не дачу, а именно дом. Дача была в живописнейшем районе Башкирии, где находится известный и популярный в республике санаторий. Красота в тех местах неописуемая: река, озера, ягодные поляны, шикарные леса и особая изумрудная трава, которой нет, кажется, нигде.

Двухэтажный домик состоял из пары комнат и веранды, а желающих отдохнуть в нем было немало. И когда на газоне стали появляться первые палатки, мы с мужем поняли - надо искать новое загородное жилье, тем более что в мае территорию товарищества затопляло, а потому первомайские праздники приходилось отмечать в городе.

Газета «Из рук в руки» оказалась плохим помощником - расхваливаемые хозяевами продаваемые садовые строения были, мягко говоря, невзрачными.

Помню, как мы прибыли в одну из таких хаток и опешили: избушка на курьих ножках обросла крохотными пристройками и начала величать себя чуть ли не дворцом.

Тогда мы стали искать желаемое в деревнях. Сколько мы этих деревень избороздили, не помню. Приезжали, удивлялись инвалидности и цене объекта и уезжали восвояси.
Но, однажды нам повезло.


ПЧЕЛИНЫЙ РАЙ

Дом был солидный, сто квадратов жилой площади, и находился на опушке леса.
К нему прилагались баня, гараж, сарай и железобетонная зона для процветания животных, которых местные уничижительно называли скотиной.

Деревушка была маложилой, и обитали в ней, в основном, дачники.
При первом же заходе в баню, я обнаружила в ней большую пчелу, она ползала по окну и не могла взлететь. Я взяла ее варежкой и выпустила на волю.

Мы блаженствовали: в мае собирали в лесу сморчки - самые вкусные грибы, которые я пробовала, в июне ягоды,  произраставшие буквально через дорогу, а в июле на пустой соседний участок привезли ульи. Сколько их было, я так и не смогла сосчитать, но не меньше пятидесяти, это точно.

Если кто не знает, что такое бурзянские пчелы, тот счастливчик. А это черные маленькие, мохнатые и очень злые твари.

Кусали они немилосердно, но что удивительно, меня щадили, будто знали, что у хозяйки благоухающего вкусными ароматами участка аллергия на пчелиный яд. Зато муж каждый день получал новые и новые дозы народного лекарства.

Возле дальнего забора росли яблони, но мы не могли подойти к ним, так как везде хозяйничали свирепые насекомые.
Только отважная свекровь осталась с нами в загородном жилье, все остальные приезжать перестали. Они предпочли оставленную дачу.

Разговор с владельцем ульев ничего не дал, так же как и визит в администрацию района.
- Имеет право, - возмутились местные чиновники. – Пчелы защищаются государством.
- А человек – нет, - дуэтом сказали мы и  ретировались.
И тогда мы обратились к риэлторам.


УБЬЮ - САМЫЙ ВЕСКИЙ АРГУМЕНТ

Покупатель нашелся сразу.  Походил по двору, оценил достоинства добротных строений и сказал только одно слово: беру.
- А как же пчелы? – смутилась я.
- Где? – оглянулся по сторонам Вадим.

Как ни странно, в тот день ни одна злючка не пересекла нашего жизненного пространства.
Через неделю мы оформили сделку, и семья избавителя приехала принимать дом.

Молодой накачанный парень, его хрупкая блондинистая жена и двое малюток с радостью вторглись в помещение, которое мы успели полюбить.
И тут появились они…

Они набросились на мужа, Вадима и его семью.
Одна из творений Божьих, не помня о моей аллергии, залетела в нос, потом благополучно ретировалась и деловито полетела дальше.
Я беспомощно оглянулась по сторонам и увидела улыбающегося пчеловода.   

- Это ваши? – нахмурился покупатель, и мускулы его пришли в движение.
- Имею право, - усмехнулся пчеловод.
- Я тебе покажу право! – сжал кулаки Вадим и пошел на соседа. – Перетравлю всех гадюк, а тебя тут же закопаю. 

Через неделю пасека переехала на другое место, но об этом мы узнали, когда приехали в гости к тем, с кем успели подружиться.


СТРАНСТВУЮЩИЕ ЛЯГУШКИ И ЗАМКИ С ВИДОМ НА КЛАДБИЩА

«И так, - подумали мы, - на сегодняшний день у нас есть дача и деньги, вырученные за дом. Приобретя печальный опыт, мы больше не будем засматриваться на уютные маленькие деревеньки. Пора искать небольшой коттедж».
«Авито» тогда не было или мы о нем не знали, а «Из рук в руки» бессовестно лгала.

За время поисков мы объездили поселения в радиусе пятидесяти километров от Уфы.
Нам попадались плавающие особняки, которые заливало почти на месяц, подозрительно дешевые дворцы с черновой отделкой и видом на кладбище,
дома с неоформленными документами и спорные коттеджи.

А однажды мы увидели то, что искали.
Выбежала гостеприимная хозяйка и, заливаясь румянцем, повела нас по комнатам.
- Покажите кухню, - попросила я женщину.
- Ой, там сейчас неубрано, - всплеснула руками дамочка.
- Ничего страшного, – улыбнулась я.

Не слушая нас, муж отправился в столовую и открыл дверь.
- Что это? – вскрикнул он, пока я препиралась с владелицей коттеджа.
В несколько прыжков я оказалась возле супруга и застыла в недоумении – по полу, щедро залитому водой, скакали…. лягушки.

- Видите ли, - лицо хозяйки покрылось пятнами, - низко наша усадьба расположена, заливает нас.
- Но, уже июль! – ахнула я.

- Пойдем отсюда, - взял меня за локоть муж, а вслед услышал:
- Если бы не заливало, я бы в два раза цену подняла!


ХОЖДЕНИЯ ПО МУКАМ

- Надо искать землю и строиться, - сказал муж после недолгих раздумий.
И мы стали искать землю. Коттеджные поселки отмели сразу, так как пять соток в собственности нас не устраивало.   

- Как же они живут, - разглядывая чуть ли не прилепленные друг к другу  дома, окнами смотрящие друг на друга, удивлялась я.

- А может, снова садовые товарищества? – предложил муж. – Сейчас в них даже газ имеется.
- Почему бы и нет? – вздохнула я.
И мы поехали по товариществам.

Заросшие тропинки, неровные или крохотные участки, оборванные провода встречали нас повсеместно.
И наконец!

Председатель встретила нас ласково.
- У нас дорогая земля, - ослепительно улыбнулась она. – Но, посмотрите, какая!
Я оглянулась по сторонам. Большие добротные дома, широкие улицы, идеальный порядок.
Ровные участки в десять соток меня впечатлили, но хотелось большего.
- А что, если двадцать? – взмолилась я мужу. – Будет родовое имение.

И тогда мы стали выбирать место для своей мечты.
И выбрали. Двадцать соток. Обошли по периметру и убедились, что с вишней, оккупировавшей землю, придется долго и нещадно бороться.
Ударили по рукам.


КЛАД ПОД ВИШНЯМИ

Поскольку осень стала кидаться пригоршнями желтых листьев, решили отложить строительство до следующего года.

А ранней весной приехали на участок, чтобы навести там порядок.
Первым делом взялись за вишню, расползшуюся почти по всей нашей собственности.
Корчевали с утра до вечера, а потом ехали в город зализывать раны.

А однажды….
Такому кладу никто бы не позавидовал…
Под землей муж откопал целлофан, а под ним помойку.

- Что это? – спросила я у соседей.
Те стыдливо отвели глаза.

Ругаться с ними не хотелось, и мы принялись за работу. Наполняли большие мешки хламьем и оставляли  на углу участка, так как в кооперативе был организован сбор мусора.

Я плакала, но скрывала слезы от супруга. Ему и так тяжело.
А потом мы стали строиться.

Первым объектом на территории стал туалет, затем колодец, а затем…
Так как банки и бутылки по-прежнему подбрасывались под вишню, я решила строить двухметровый глухой забор.

Когда забор вырос, начали закладывать фундаменты под гараж, хозблок, баню и дом.


ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Меня поймет только тот, кто сам возводил жилье. Строительные фирмы требовали предоплату, которая поражала воображение.
- Да поищите деревенскую бригаду плотников, - как-то посоветовали нам знающие люди.

Бригады тоже требовали предоплату, причем все исключительно были заняты и обещали начать работу к концу лета.
И тут нам повезло. Виктор с бригадой пришел неожиданно и поинтересовался, нужны ли  рабочие руки.

- Живем в соседней деревне, - уверенно заявил он, - можете посмотреть готовые объекты.
И работа закипела.

Я нарисовала на бумаге в клеточку проект дома (одна клеточка – полметра), расположила в нем по своему вкусу комнаты, холлы и санузлы,  и это было самым приятным занятием.
Вспоминать, что было потом, не хочется. Это была каторжная работа, так как с раннего утра и до позднего вечера я занималась продвижением мечты.

Обзванивала, договаривалась, выбирала, покупала. А вечером, придя с работы, муж увозил меня на строящийся объект.
Я узнала цену брусу, доскам, работе строителей, отделочным материалам. Я стала прорабом.

Строились мы три года. В этот период  только один раз съездили на море. Не было ни времени, ни возможности, ни денег. Все уходило на мечту.
Оговорюсь сразу, что особняк можно соорудить в два раза дешевле, чем вам предложат в фирме.

К счастью, нам повезло со строителями, после Виктора пришел серьезный и ответственный Левушка с командой и отделочные работы взял на себя. Мы давали ему деньги, а он покупал по мелочи все необходимое.


ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ


А потом я накупила кучу журналов и стала изучать интерьеры и ландшафтные дизайны.
В «Икеа» мы приобрели довольно-таки недорогую надежную мебель, которой без труда можно убить грабителей.

А потом попросили двух подвернувшихся под руку парней, ищущих приработок, за хорошую плату увезти песок и щебенку, а затем  выровнять участок. Те охотно согласились. Через неделю, убедившись, что все в порядке, мы принялись за посадку газона.

Но, для того, чтобы его посадить, надо еще раз перекопать землю, а потому муж вооружился лопатой. 
Орудие труда тут же наткнулось на что-то твердое.

- Клад, - вырвалось у меня, и я рассмеялась.
- Сейчас ты смеяться перестанешь, - нахмурился муж и выудил из чернозема булыжник. Потом последовал второй, третий, четвертый…

Через неделю все остатки строительного мусора горделиво высились около гаража.
А еще через неделю усилиями мужа на проезжей дороге возле дома.
- Вот ведь уроды, - работая, приговаривал супруг, - спрятали щебенку в землю.



ГОРШОЧНЫЕ СЮРПРИЗЫ


Вездесущие вишни осваивали все новые территории, и пока муж занимался газоном, я взяла в руки пилу. Подпиливала лишние деревья под корень и тащила за забор, благо, председатель разрешила выкладывать их на углу.

Недели три я валилась от усталости на кровать и засыпала мертвым сном, но зато результат трудов праведных оказался превосходным. Не мешали радости даже две полузасохшие яблони, которые в будущем муж вернул к жизни. А
огромный раскидистый куст ирги настраивал на приятные мысли.

Кроме того, ветром занесло семена дуба и березки, и они без уговоров начали жить на нашей территории. Забегая наперед, хочу сказать, что за пять лет дубок стал пятиметровым гигантом, а березонька четырехметровой красавицей. 

Было уютно, но экзотики не хватало. И тогда мы отправились по магазинам за новыми подопечными.

Кустики и деревца покупали в «Кастораме» и «Мерлен Леруа». Те, что в «Кастораме» прижились, а вот другие…

Три кипарисовика погибли сразу же после зимы, туя через месяц, ракитник протянул полгода.

А теперь совет: если вы увидели на корнях деревца желтоватые кругляшки, которые лопаются при надавливании, не думайте, что это удобрения, как подумали мы. Срочно промывайте корни и обрабатывайте розовым раствором марганцовки. И в посадочную ямку налейте такой же раствор.

Дело в том, что в тесных горшках растения задыхаются и поражаются грибком. А кругляшки – стромы этого грибка.


СКУПОЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ


Я очень люблю хвойники и не верю в плохие приметы по их поводу. А поскольку купить двадцать деревцев по 400 рублей за штуку мне показалось дороговато, я уговорила мужа  поехать в деревню к золовке. Деревня эта располагается в красивейшем уголке планеты Земля, кругом плавные холмы, поросшие соснами и елочками, а посередине река, соединяющая мостом укутанные в безмятежный сон избушки.

За лесами равнина пестрела одиночным соснами, и лесник за приличную плату милостиво разрешил их выкопать, чтобы увезти в город.
Если бы я знала, во что мне это выльется!

Сосны оказались строптивыми, и на обратном пути мы наткнулись на гаишников.  Гаишники собирали дань, а потому милостиво приняли у нас взятку в несколько тысяч.   
- Хорошо, что еще в багажник не заглянули, - прошептала я и посмотрела на мужа. Тот молчал.

Наконец, на земле красовались двадцать две сосенки, посаженные по периметру участка.
Им я посвятила целое лето. Затеняла, поливала, рыхлила, удобряла, плакала. Да, плакала, потому что они одна за другой начали умирать.
И умерли. Все.


О ЧЕМ МЕЧТАЛОСЬ  - НЕ СБЫЛОСЬ


Я думала, что разобью сад и вырою котлован под бассейн. Грезы, грезы…
Ночи в Башкирии холодные и купание в ледяной воле – занятие не из приятных.
Да и сад с дорожками и лавочками ушел в прошлое.
Потому что не захотелось, живя на земле, ездить за овощами на рынок.

И тогда я столкнулась с кучей неприятностей.

Во-первых, ветер, порою шквальный, вырывающий из земли маленькие хрупкие всходы. 
Но, я вышла из положения и посадила рядами подсолнухи, по три-четыре подсолнушка в ряд. Они вымахали крепышами и под ними укрылись мои несчастные грядки. Особенно понравились солнечные соседи помидоркам.

Во-вторых, фитофтора.
Я занесла ее вместе с купленной рассадой. Снова выкрутилась – полила растения слабым раствором марганцовки, через неделю в поливочную воду добавила йод, а еще через неделю порошок борной кислоты.

В-третьих, тля.
Еще раз убедилась в сказочных свойствах хозяйственного мыла. Разводила его в воде, добавляла немного средства для мытья посуды, а потом опрыскивала.

В-четвертых, отсутствие пчел и ос. 
Пришлось покупать женские гибриды, распылять в теплице раствор меда и молча вырывать не плодоносящие стебли огурцов.

Хотя, снова судьба дала мне шанс. В магазине в руках мужчины я увидела пакетик с надписью «Завязь». Поинтересовавшись, что это такое, я купила несколько пакетиков. Уже вечером я опрыскала блеклые цветочки огурчиков.
Могу добавить только одно, растения встрепенулись и начали плодоносить. 
И как плодоносить!

А однажды в мае пошел мокрый снег, он облепил веточки молодых сосенок, купленных в магазине, и пока я обувалась, сломал несколько лапок.
Под ураганным ветром мы соединили поломанные лапки и наложили на них шины, а шины обвязали скотчем.
Надо сказать, что не выжила только одна веточка.


ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЧКИ


С полной уверенностью могу сказать, что справиться можно со всем, кроме… кроме птичек.

Эти очаровательные создания с одобрением приняли наши огородные страдания и стали поедать все, что плохо лежало. А лежало плохо все, так как утром мы спали. Самая большая и сочная сортовая клубника склевывалась, малина, черешня и вишня шли на ура, смородина и ирга к созреванию оставались без ягод. Но особенно доставалось ирге. Потому что она созревает неравномерно.
Появится в кисти сизая ягодка, а воробей тут как тут. Полакомится и ждет следующую.

Налетят они целыми стаями, поздороваются с красавчиком-пугалом, купленным в «Ашане» , позавтракают и, будто смеясь над нами, весело чирикая, улетают.

Досталось и газону, лысевшему от нежданных гостей, гороху, а также завязям бахчи.


РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОЙ ГРЯДКИ


Стоит ли строить дом, пахать землю и выращивать на ней пропитание?
Стоит ли кланяться грядкам и переживать за каждое растение? Не знаю. Порою с тоской вспоминаю дачу с неухоженным газоном на всех шести сотках и неприхотливыми деревьями и кустарниками.

А когда выхожу вечером во двор, сажусь на лавочку и вдыхаю аромат ночных фиалок, думаю, что стоит.

У нас ухоженный участок, но возле окон спальных комнат в живописном беспорядке благоухают донник, ромашка и клевер. Это уголок дикой природы.

А за ними возвышается вишня, она качает головой и обдает сладкими волнами.
И кругом тишина, покой, красота, созданная нашими руками.