Гадкий утенок

Владимир Белецкий 3
               
   
   С самого раннего детства его очень мало хвалили. Возможно, и не за что было, но ведь ребенка хвалят не так за правильные действия, как за желание их совершить.
   В семье, где он рос, всегда были напряженные отношения между родителями. Отец основательно погуливал и, в конце концов, бросил жену с маленьким сыном. Что - бы не платить алименты на ребенка, постоянно менял место своей работы и присылал по пять советских рублей. Да и то не каждый месяц.
   Мама, намаявшись штукатурить на стройках, подрабатывать после работы, по вечерам и выходным становилась у плиты, или у корыта с бельем. Поэтому в достаточной мере заниматься сыном ей было просто некогда.
     С года до трех он жил в деревне у своей бабушки. Та его очень любила, но держала в строгости. Но, ему хотелось домой.
   Поэтому высокой соседской девушке Александре было очень неловко перед одноклассницами, когда вслед ей, идущей в школу, он жалобно кричал:
   - Мама, мамочка!
   А, все потому, что свою родимую он видел крайне редко и та была похоже на высокую, молоденькую соседку.
   Когда мальчишке исполнилось три года,  родительница забрала его к себе в город. Здесь бабушки не было, и его отдали в детский сад, но на целую неделю и только в субботу вечером забирали домой.
   На всю свою жизнь мальчик запомнил тоскливые зимние воскресные вечера, которыми с ужасом ждал того момента, когда мама станет его одевать, что бы повести в детский сад. По понедельникам утром она не успевала это сделать, так как в составе строительной бригады ехала на грузовике к месту работы в область. Вот она и водила своего маленького сына вечером выходного в детский сад. Там даст дежурной нянечке пять рублей, та присмотрит за ним и уложит спать одного в огромной пустой холодной комнате его группы. А, все дети в это время еще находятся в дома со своими родными и близкими.
   Шел он с мамой в подавленном настроении темными, промороженными пустынными улицами с печеньем, или конфетами в карманчике серого в елочку твидового пальто. Может поэтому с тех пор на него вечерами вне своего дома накатывала сильная тоска.
   С утра в понедельник родители приводили своих детей, и мальчишке становилось веселее. А, тоска уходила до вечера следующего воскресенья.
   Первый раз в школу его повела второклассница соседская девочка Раиса, так как мама опять же уехала на работу.
   Поначалу он ходил в группу продленного дня, где готовил уроки с учителем. Но, ему там не понравилось, и он упросил маму разрешить заниматься самостоятельно дома, естественно пообещав быть прилежным.
   Но, это у него получалось плохо, он отстал от других учеников. Поздно пришедшая с работы мама, подымала сонного сына с постели, ругала за проступки и наказывала ремнем за двойки. Сама, имея всего четыре класса образования, она не могла толком помочь ему в науках. Да и опять же времени не хватало, а были еще домашние дела и личная жизнь. Хотя она то, пожалуй, и отсутствовала...
   Особых проблем с мальчишкой не было, он не хулиганил, не дрался, не воровал, вот только учился плохо. Зато фантазером был отменным. Сам-то он об этом и не догадывался, мечтал себе и все. И еще очень любил читать. К этому занятию его приобщил сосед дядя Николай. Тот был художником, поэтом, поклонником художественной литературы, а заодно и любителем хорошо выпить.
   Сосед поведал мальчишке о разнообразнейших интересных вещах, включая и устройство мира. Живейший интерес к последнему остался ключевым у ребенка на всю его жизнь.
   В школьных дисциплинах мальчишка интересовался литературой, историей и географией. Точные предметы были ему не понятны, а потому и не интересны. Хотя, будучи уже в возрасте, он осознал, как прекрасна наука математика, строгая гармоничная. Недаром же, на ней построена Вселенная, которая держится и не разрушается.
    Очень любил писать сочинения, особенно на свободные темы, в которых его фантазии ни кто не ограничивал.
   Будучи уже подростком, оставался внешне был тихим и неприметным. Имея фамилию Утенков, естественно среди сверстников получил прозвище Утенок.
   Как-то, отстаивая свое личное мальчишеское достоинство, он в запале драки так двинул в челюсть, на год старшего школьника, что тот потерял сознание.
   - Какой ты гадкий, Утенков, - не разобравшись в ситуации, вспылила учительница по ботанике.
   И хотя после этого памятного случая одноклассники старались его не задевать, это новое прозвище Гадкий Утенок прилипло к мальчишке.
   С некоторых пор в его жизни появились новые события – видения. Позже он узнал, что они называются дежавю. Перед внутренним взором стали появляться картины, казавшимися ему до боли знакомым.
   Прямо на уроке мальчишка вдруг увидел себя внутри огромного готического собора, своды которого бесконечно высоко уходили  вверх. Он стоит на возвышении сбоку длинного, покрытого темным сукном стола. Боковым зрением видит, что за столом сидят высокопоставленные священники в черных рясах. Напротив внизу стоят множество служителей церкви рангом пониже. Все они, молча с большим уважением, приветствуют его, молодого священника, сделавшего какой-то высокий религиозный подвиг. И все это было в полутенях.
   Потом ему виделась большая конюшня, на его взгляд средневекового времени с красивыми, откормленными лошадями в вычурно сделанных деревянных стойлах.
   Никогда в своей жизни такого он не видел, и потому не мог понять откуда у него такие воспоминания.
  Однажды он неосторожно поделился этой своей тайной с приятелем и об этом узнали все в классе. Не желая быть снова высмеянным, мальчишка больше никому о подобном не говорил. Это сделало его замкнутым. Даже у себя дома.
   Его мама, молодая, красивая женщина искала себе друга жизни. Но, все претенденты оказывались горькими пьяницами, и потому у нее ничего не получалось. Естественно ее неудовлетворение своей жизнью отражалось на отношении к сыну. Правда голодным и раздетым он не был, но ласки получал крайне мало. Доходило до того, что, будучи уже подростком, мальчишка мечтал заработать денег и вернуть своей матери всю сумму, которую она израсходовала на него. Это что бы впредь ни чем не быть обязанным ей. Вот даже до чего дошло.
   Окончив школу, уже молодой человек пошел работать на завод, служил в армии, окончив институт, работал инженером. Но, ни где не находил применения своим наклонностям. Тем более прилично оплачиваемым.
   Его супруга и двое детей не очень-то понимали его. Он их очень любил, но, мягко говоря, не во всем был с ними согласен.
   Все закончилось тем, что дочь вышла замуж, жена ушла, и остался он жить вместе с сыном, да старенькой неряшливой кошкой.
   С тех пор, как могли, они хозяйничали втроем.
   При всем этом Утенков увлекся написанием стихов.
  Собственно, это было у него еще со школы, но тогда они просто болтались в голове подростка.
   Поначалу было неосознанное ощущение творческих толчков откуда-то изнутри, затем вдруг рифмованные строчки проявились в сознании и легли на бумагу. И Гадкий Утенок с величайшим удивлением глядел на исписанные своим корявым почерком страницы и поражался:
   - Как я мог такое написать?
   Далее пошло все больше и интереснее. Произвольно брал разнообразнейшие темы и у него получалось. Хотя не меньше половины начатого шло в отвал. Занятие это было чрезвычайно трудоемкое, оно требовало большого терпения и много времени. Подчас полностью готовый стих снова переписывался до семи раз. Идя с работы домой, он вновь и вновь прокручивал написанные куплеты и все-таки находил удовлетворяющий его вариант.
  Когда садился за стол с чистым листком бумаги, его охватывал творческий зуд, какая-то внутренняя вибрация. Он буквально растворялся в своих творческий мечтаниях, облекаемых в рифмованные строчки.
   В нем проявился некий внутренний корректор, улавливающий шероховатости в написанном, но не указывающий, как должно быть. Тут уж приходилось вертеться самому. И неожиданно сами по себе появлялись нужные решения, идеи. Дело пошло.
   С большим азартом написав первую сотню стихов, он неожиданно столкнулся с тем, что их просто некому читать. Народ отмахивался, а если и слушал, то почитать еще не просил. А, некоторые шарахались от мужчины, как от «голубого». Хотя какая здесь может быть связь?
   Впрочем, и не удивительно, люди не читают даже великих классиков, не то, что какого-то там занюханого неизвестного современника со смешной фамилией водоплавающего. Сунулся было к специалистам в редакцию газеты, но там было не до него. Времени бегать в другие места, попросту не было. А, из него все перло и перло. При всем этом приносило какую-то неизведанную ранее радость, энергию и смысл существования.
   Как-то, коротая время на автобусной остановке в одной деревне, он вдруг неожиданно для самого себя, прислушался к рассказу пожилого мужчины об отрочестве того во время войны.
    Молодого поэта поразило умение простого сельского жителя излагать пережитое. Ни одного лишнего слова, вся ярко, понятно и необычайно интересно. Завязав знакомство с этим рассказчиком, Утенков восхищенно слушал его в автобусе, впитывал подробности, сам не зная, зачем это ему нужно. Что-то внутри будило интерес и подсказывало:
   - Вникай…
   Послушался, возможно, для того, что бы передать эти идеи тому, кто сумеет ими правильно распорядиться. Било ощущение, что держит в своих неумелых руках золото, не зная, что с ним делать дальше.
   На всякий случай взял у, поразившего его воображение рассказчика номер его телефона. Жаль, что впоследствии потерял его в своих записных книжках. Вот откуда можно было почерпнуть множество сюжетов и идей…
    Позже появилась робкая задумка на основании полученного материала написать рассказы, но никак не мог к этому подступиться. Пробовал, результат не нравился самому. Со стихами ему было легче. Там рифма и размер куплета, а в прозе текст расползался вширь, словно смола под жарким солнцем. Но, что-то его интриговало, не давая отступать. И он делал новые попытки. Странно это было, видел перед собой сюжет рассказа, а написать не получалось. Выходило так тускло и не интересно, что и читать написанное не хотелось. Но, толчки изнутри продолжались. Вдруг мужчину прорвало, и он стал понимать, как должно быть. Во всяком случае, результаты стали нравиться самому.
   Бывало так, что полностью завершенный рассказ его никак не удовлетворял. Приходилось откладывать в сторону в надежде в скором будущем доработать. Но, проходило полгода, год, он снова брался разрабатывать туже тему. В процессе работы вдруг выяснялось, что, даже не заглядывая в старый текст, он писал несравненно лучше, чем в первом варианте. Получалось, что пока отложенная вещь лежала в столе, его мозг по-прежнему продолжал работать над ней. И такое происходило часто.
   А, когда, для своих творческих целей он освоил компьютер, дело пошло легче и быстрее.
    Издавать сборник было необычайно дорого, и проблематично распродать. В стране, где новое поколение не учит классическую литературу, думает только чистогане, о хлебе насущном и сомнительных удовольствиях, это было почти безнадежно.
Ну, кто будет читать никому не известного автора, если не читал Пушкина и прочих, ему равных. Здесь и псевдоним со звучной фамилией не поможет.
   И тут знающие люди подсказали, где в интернете можно выставить плоды своих литературных потуг. Он, колеблясь, выложил туда несколько рассказов, и народ проявил живой интерес к ним.
За первый год имелось уже шесть с половиной тысяч прочтений. Причем, судя по всему, у него появились постоянные читатели. Стоило ему выставить что-то очередное новое, как сразу на его страницу заходили люди, с давно знакомыми по интернету фамилиями. Это уже было что-то.
   Правда, смущал тот факт, что весьма, на его взгляд приличные работы, читатели могли встретить прохладно. А, вот к, по его личному мнению, посредственным, как раз проявляли повышенный интерес.
   В этом просматривалась неадекватность его восприятия своих же работ.
   Да и рецензий на его работы было крайне мало. Странно, читают с интересом, а отзывов не дождешься.
   Но, все равно это увлечение очень радовало его. Торгуя на рынке, он всегда имел достаточно времени на сочинение своих стихов и рассказов.
    К тому же там он общался с большим количеством людей, которые сами того не ведая, подсказывали ему множество идей для сюжетов. Это радовало и захватывало.
   В личном плане дела обстояли не так безоблачно. У него в жизни никогда не было другой женщины, поэтом мужчина страдал без своей супруги. Да, Утенков не переносил ее привычки. Но, жизнь без нее была тягостной.
   Скорее всего, это просто была привязанность, но очень и очень сильная.
   И вот теперь у него ощущался недостаток душевной теплоты извне. Он очень изменился, стал терпеливее, более снисходительным к недостаткам других, видел свои. Но, увы! Поезд ушел…
   Однажды на его страницу в сети вышел редактор одного из издательств. Тот одобрил увлечение молодого человека творческой деятельностью, указал на ошибки, дал дельные советы, в частности использовать короткие предложения. Таким образом, стиль повествования становится более лаконичным. Затем предложил сотрудничать в издании литературы для детей.
    Предполагалось изготовить приличным тиражом красочные книжки-буклеты с одним его стихом или рассказом. Обычно на такое для своих детей родители денег не жалеют. Малыши будут с интересом слушать читаемые им забавные истории, рассматривать яркие картинки, развиваться и, возможно, меньше шалить.
   Похвала профессионала легла бальзамом на душу Гадкого Утенка, ему это было очень нужно. Ведь его никогда не хвалили…
   На предложение он с большой опаской согласился. И редактор не обманул. Молодой автор через пять месяцев получил со своего первого тиража кругленькую сумму, а так же предложение продолжить совместную работу.
   Теперь, когда его любимое дело стало приносить очень приличный доход, Утенков взбодрился, оделся, стал увереннее.   
   Далее через интернет познакомился с милой, доброй и заботливой женщиной Ольгой, поклонницей его поэзии и прозы.
   Когда он сделал ей предложение, она с улыбкой согласилась. И тут же пошутила, что как только тот получит Нобелевскую премию по литературе, она от него уйдет. Тяжело, видите ли, жить со знаменитостями, они подвержены звездной болезни. Но, до того будет сурово критиковать все его произведения. А, что делать, пришлось согласиться. Уж очень она ему нравилась, да и беспристрастные рецензии тоже чего-то да стоят.
Проезжая как-то с Ольгой в своем приличном новеньком автомобиле по запруженной транспортом улице, он почувствовал на себе чей-то изучающий взгляд. Из большого окна переполненного пассажирами троллейбуса на него внимательно и удивленно смотрели глаза его первой жены…