Гл. 8. Памятка молодым матерям

Сария Мамадова
                8.      Памятка молодым матерям.
                Забота, то есть внимание к другим – это     основа
                хорошей жизни, основа хорошего общества
               
                (Конфуций)
                Детям надо дарить и покупать не только дорогие подарки,
             а  -  прежде всего, дарить любовь, тепло сердец, заботу и ласку.
               
                (Автор)
       На благо мирного, безмятежного существования семьи,  женщина должна быть здравомыслящей, ответственной в своем материнском долге, ответственной за «погоду в доме», в меру заботливой и хозяйственной, терпеливой, любящей, а иногда в меру строгой.
      Все мамаши должны знать, что беспричинного плача у малышей не бывает и не должно быть. Поэтому надо обязательно постараться разобраться, чем этот плач вызван, прежде чем успокоить  ребёнка,  укачивая  его  и баюкая, а иногда – просто тряся.
     Может он проголодался, хочет тёплой водички. Проверить, не мокрый ли он.  Возможно, что  вы его тепло одели и под тёплым одеялом ему жарко, или наоборот одет легко и ему холодно. Может у него болит кишечник. Попробуйте слегка помассировать животик вокруг пупка круговыми движениями по часовой стрелке настойкой мяты перечной и обвязать живот тёплым, но мягким на ощупь шарфиком.  Потом можно дать попить укропной воды, которая постоянно должна присутствовать в доме, где растёт ребёнок. Её можно сделать самой налив не совсем крутой кипяток  на несколько веточек укропа, или растолочь тмин и насыпав его в марлю, опустить в горячую кипячёную воду и после охлаждения (это произойдёт быстро) дать попить ребёнку, если он постарше – поить из чашки. Сейчас продают подобного рода жидкости с другими названиями (эспумизан для детского возраста и др.)
       Возможно, его мучают газики. Вполне вероятно, что в комнате наступили сумерки  или он испугался своего одиночества.
     Вообще чаще всего помогает, когда бережно (это он должен прочувствовать) берёшь его на руки, подносишь к щеке и прислонив очень спокойным и тихим вкрадчивым голосом говоришь: «Ну что случилось, малыш, не волнуйся, мама  здесь, ты мой сладкий, сейчас всё пройдёт, успокойся, пожалуйста».
Даже если он мал и не совсем понимает, что вы ему сказали – ваше спокойствие по связке передастся ему, а нежные ласковые слова сделают своё дело.
     Однажды одна женщина, у которой выросла дочка уже до  подросткового периода, мне рассказывала, что девочка была в детстве очень плаксивая (?!), а она всё время держала её плачущую на руках, а в зубах держала ложку, которой помешивала жареный лук на сковороде. Надо же до такого додуматься? Невероятно, но факт!
       Так что не уподобляйтесь этой женщине, а терпеливо проделайте поэтапно всё вышесказанное.
      Очень помогает, если его мучают газики,  прижать  его животиком к груди, или сидя положить его животиком вниз, на свои колени. Газики выйдут, если дело  именно в этом, малыш повеселеет. Если он проснулся и заплакал, а ещё глубокая ночь, постарайтесь тихо напеть ему колыбельную песенку, дайте водички. Категорически нельзя кричать на него, приказывая немедленно успокоиться и спать! Это ещё более заведёт его и успокоить будет намного сложнее.
Говорят, что дети растут во сне. Только когда ребенок, погуляв на свежем воздухе, хорошо выспался в проветриваемом перед сном помещении, без постороннего шума и гама, он послушный, общителен и весел. Чувство раздражения от недосыпания, или нарушения режима сна может негативно повлиять на его нервную систему и психику. Он будет постоянно капризничать, хныкать, плакать, раздражая всех, в том числе мать.
А ещё наблюдается следующая картина.
        На полную мощность включен телевизор, приходят гости, шумно переговариваются, при этом приносят детям новую игрушку (чаще механическую). Во всех помещениях горят высоковольтные лампочки, мать отрывает его от игрушки, позже от компьютерных игр, о них читать в следующих главах, и тащит в соседнюю комнату для того, чтобы «уложить» его спать, а потом «быстро» вернуться к гостям, или любимому сериалу.  Слова «уложить» и «быстро» не зря взяла в кавычки, потому что ребенку просто невозможно после такого перевозбуждения, отрыва от любимой игрушки, игр сразу переключиться на другое занятие – сразу успокоиться и уснуть. Кроме того, шум и хохот из соседней комнаты все равно, хоть приглушенно будут долетать до его ушей. Короче быстро усыпить - не получиться. Более того, дети очень наблюдательны и понятливы. Конечно же, он (она) чувствуют нетерпение матери быстрее его уложить в постель, отделаться и вернуться к гостям или к своим занятиям, громко и заразительно смеяться, грохотать посудой и т.п.
Уверяю, он ещё долго будет капризничать, требовать внимания к своей персоне, захочет послушать сказку и т.п. Прежде всего, вначале надо успокоить ребенка, не раздражаясь, и не требуя «усни сейчас же, кому сказала». Поставьте себя на его место: вам приказали – вы мгновенно уснули. Так не бывает. Потом дети очень чутко чувствуют ваше нетерпение, если вы это проявляете.
       Если нет гостей, постарайтесь сами тоже закончить свои дела, пораньше выключить телевизор, свет, проветрите помещение или хотя бы сделайте вид, что сами готовитесь ко сну. Того же требовать от остальных членов семьи. Чем раньше дети уснут, тем крепче будет у них нервная система, тем спокойнее они будет. Уделите малышу время ровно столько, сколько нужно для того, чтобы он (они) заснул(и). Только после этого, если это потребуется, потихоньку пойдите на кухню или продолжите свои другие занятия.
Потом понятное дело, хочется пойти в гости к родным, знакомым. Это неплохо, но обязательное условие – будьте дома до 22 часов, а ещё лучше –  раньше. Это должно быть как обязательная необходимость, если не хотите нарушить режим ребёнка, а потом жаловаться, что он засыпает далеко за полночь. Даже несколько отклонений от режима, посидеть-то хочется подольше в гостях и полное нарушение режима, все нервничают, прежде всего ребёнок и конечно плохо спит, часто просыпается. Но это только начало. Так, что делайте соответствующие выводы!
     Если вы даже со мной не согласитесь и сделаете всё по своему, просто не надейтесь на то, что вы быстро освободитесь. Постепенно день ото дня у него будет нарушаться сон и теперь уже его невозможно будет уложить, даже после двенадцати ночи. И вы, даже не догадываясь об этом, что сами виноваты, всем подругам и знакомым будете жаловаться, на то что, малыш (-ка) долго не засыпает, сидит допоздна. А потом  потянется цепочка: плохо ест, капризничает, раздражителен и невнимателен.
    Начнутся советы и походы по врачам с назначениями, легче было всё подчинять режиму, но исправить дело никогда не поздно. Правда на этот раз придется больше проявить внимания, выдержку и терпение матери, но постараться улучшить положение дел и не доводить все до хронического состояния. Главное - найти подход к каждому ребенку.  Дарите ребенку больше нежности, тепла, не скупитесь на ласковые слова, постарайтесь спокойно убедить его, что так надо, это лучше для него и т.п.
      Поверьте, капризные, нерадивые, невоспитанные дети - очень печальное зрелище и далеко не причина для гордости за таковых. Некоторые мамаши с радостью сообщают, что мой ребенок, которому не только далеко до совершеннолетия, а всего несколько лет от роду, с нами вчера слушал концерт (новогодний и т.п.) до пяти утра. Вдумайтесь, чем гордимся!?
                Живите  интересами детей.
          А сейчас - в продолжение этой же  темы «Памятка молодым матерям». Воспитание ребёнка  –  хранительницей  семейного  очага и являющимся  основным на данном этапе смыслом жизни женщины,  которая вынашивала и родила ребёнка и если плодом такого воспитания станут,  достойным образом и хорошо воспитанные дети, то можно констатировать, что женщина состоялась, как настоящая и заботливая мать и жена.
 У добросовестной и ответственной в своем материнском долге матери - старательные,  умные и хорошо воспитанные дети.
Если у вас не всё получается как  того требует ситуация, пересмотрите свои возможности, измените отношение к малышу. Постарайтесь внимательнее присмотреться к нему, разобраться в его поведении. Вообще чуткая и заботливая мать хорошо чувствует, что малыш хочет спать, или проголодался и т.п.
Капризные дети, если  не чувствуют их  присутствие - беспокойно спят, часто просыпаются, нервная система расшатывается и уже достается всем.
             Уделяйте ребенку больше времени, внимания. Никаких оговорок, что вам трудно, однообразие вам наскучило, а многих  такое положение даже раздражает, вы не высыпаетесь, хотите, чтобы он быстро засыпал, долго спал, был спокоен. В противном случае, вы проявляете нетерпимость, нервничаете, покрикиваете на ребенка. Поймите – само по себе ничего не решается. Нужно терпеливое отношение, строгий режим, спокойная обстановка, ежедневные прогулки с младенцем, ласковые слова, тихо напетая колыбельная и многое другое. Это повседневный труд на благо вашего ребенка, а вас – тоже!
Весь свой день вы должны посвящать малышу, соблюдать режим кормления, отхода ко сну. Проветривайте перед сном комнату, в которой спит малыш, а главное никаких телевизоров, громкой музыки, разговоров. Ссылка на то – пусть привыкает к шуму -  не должна быть. Мозг при шуме бодрствует и фактически ребенок не отдыхает. Напряжение накапливается и  растёт конечно не на пользу, а во вред. И вообще в комнате, где спит ребёнок - не должны быть телевизор,  или  стационарный компьютер. Если площадь не позволяет, то по крайней мере перед тем, как уложить малыша, надо проветрить комнату, а экраны телевизора и монитора завесить плотной тканью. Это не блажь, так положено!  Вы должны быть предельно внимательны, заботливы, предупредительны.  Пусть он чувствует желанность рождения и появления на свет, в вашей жизни, вашу радость материнства. Ухоженные, любимые дети сразу чувствуются и резко отличаются от мало ухоженных.
         Каждый ребенок рождается, с присущими только ему как индивидууму способностями, восприятием действительности, причем мышление и умение анализировать всего увиденного и происходящего зависит на первом этапе становления от родителей. В последнее время увеличивается тенденция освобождать себя от забот  и всё перекладывается на плечи порой малоопытным, малообразованным, некомпетентным «нянькам», которые сами нуждаются в уроках хорошего тона и воспитания. Поэтому вместо того, чтобы активно развивать ребёнка, особенно в первые важные годы, ребенок просто растет, ест, пьет, ходит с няней на прогулку, но не развивается. Потом дети, полностью представленные на «воспитание» домработницам, нянькам растут очень избалованными и главное неорганизованными. Растить ребенка -  развивать его и воспитывать – это разные понятия, которые эффективны в комплексе, если работает только одна из составляющих, это означает одно - ребенок развивается неполноценно и не разносторонне.
Смотришь, разговариваешь с ним,  улыбкой хочешь привлечь его  внимание, а он скользит безразличным, не выражающим никаких эмоций взглядом. Более того, ничего не привлекает его внимание. Ясно, что он уже отстает в развитии, которое дальше будет сказываться сильнее. А когда он заливается плачем, то главное правило переключить внимание ребёнка на другой предмет, объект, или тему -  оказывается совершенно бесполезным. Взгляд его не только не останавливается хоть на миг на предлагаемом предмете, фрагменте, но он оказывается совершенно неспособным проявить хотя бы малый интерес.  А об осмысленности взгляда и заинтересованности   нет и намёка.
                *****    
           Нередко наблюдаешь -  тщетные попытки матери быстро охладить налитый чай, смесь или кашу. Ребёнок надрывается, исходит плачем, а мать беспомощно пытается достигнуть нужной температуры. Всегда, чаще всего тщетно объясняю, что всегда под рукой должна быть в специальной посуде (графин, бутылка) разумеется, с   крышкой,  кипяченая вода комнатной температуры, или детская вода Агуша, налив определённый объем которой в кипяток, можно быстро достичь нужной кондиции. А если ребёнок постарше захотел чай, то  налить неполную чашку горячего  чая, а потом долить кипяченую воду комнатной температуры и сразу дать ребенку. И быстрее и проще, чем наливать в блюдечко и дуть до одури, чтобы охладить. А миску с горячей кашей, супом можно положить в посуду с холодной водой большего размера, чем миска. Я ещё добавляла в воду лёд из формочек для быстрого охлаждения. Вообще будьте более умелой и изобретательной в бытовых мелочах, особенно касательно ребёнка.
                ******
        Особое внимание надо уделять чистоте и опрятности всего, что касается ребёнка и окружающего его пространства, в которой он растёт и развивается.
         Последнее формируется только  тогда, когда вы всегда обращаете внимание на его внешний вид, приучаете часто мыть руки. Если он не достаёт до крана, можно  дать мыло ему в ручки, а затем полить воды, или специально что-то приспособить на уровне его роста.
 
Не надо бояться, что он промочит рукава, в конце концов, их можно  закатать. Одежда     на нём должна всегда быть чистой и выглаженной.
Никакой неряшливости и кивание на то, что он дома может ходить в таком виде – недопустимо.
 Не забывайте о ежедневных прогулках, желательно это делать два раза в день.
У заботливой, добросовестной матери ребёнок всегда ухожен, чист, опрятен с самого рождения. Такая же у него коляска, столик, кроватка  с тщательно выглаженной простынёй, пододеяльником, наволочкой и детской одеждой. Хорошо, если мать умелая во всех отношениях, тогда она обязательно всё это украсит кружевами, оборочками, вышивкой.
 Следует обязательно брать с собой смену белья, на случай того, если он вспотеет, прольёт на себя и т.д.  и конечно же, кипяченую воду в тщательно вымытой посуде. Никаких кивков на то, что  кругом много киосков и продавцов воды, не должно быть.
Если вы  с ним выезжаете из города, и вся его одежда в чемоданах, баулах, нет возможности что-то достать из белья, тёплых вещей. В дороге ему может быть  жарко или прохладно, поэтому должна быть дополнительная отдельная небольшая сумка с его вещами на все случаи. Повторюсь ещё раз, обязательно – кипячёная вода, на случай, что поезд долго стоит не на станции, проводник ещё не вскипятил кипятильник, стоянка короткая – нет возможности добежать до киоска и т.п.
Родителям обязательно нужно чувствовать  смену погоды и незамедлительно одеть тёплые, если похолодало, или наоборот, снять какой-нибудь элемент одежды, когда потеплеет.
Иногда наблюдаешь в транспорте тщательно укутанного ребёнка. Он весь даже покраснел от жары, вспотел, а у матери даже не хватает ума (пусть не обижаются, таковые есть) снять с него шапочку, расстегнуть пуговицы на одежде, словом облегчить его участь.
  Потом вспотевший ребёнок выходит на улицу, или наоборот, легко одет, мать не взяла с собой курточку, жакет, а погода изменилась – и простуда  в том и другом случае – обеспечена.
То же надо учитывать, если вы с ребёнком находитесь за городом, у моря. К вечеру погода резко меняется, становиться прохладнее, обязательно наденьте что-то из одежды потеплее, а если он вышел из воды, набросьте на него махровый халатик, или оберните в махровое полотенце, обязательно подсушите волосики, быстро поменяйте штанишки. Даже если он ещё раз войдёт в воду, не желательно сидеть на берегу в мокрых штанишках, лучше дважды поменять. Это не мелочи – это гарантия того, что он не простудиться. Организм ребёнка очень чувствителен к перепаду температуры воздуха, особенно если дует ветерок.
                *******

        А ещё. Если вы,  наконец, снизошли до того, что стали рассказывать ребёнку сказку, то даже, если ему всего несколько месяцев от роду, то даже тогда уместно импровизировать.
Например, хорошо известная сказка всех времён и всех поколений «Про репку». Рассказывая содержание, вы не просто перечисляете созданных персонажей. Для получения ребёнком  большей информации , вы делаете небольшие дополнения к тексту,  в зависимости от вашего «красноречия», сохраняя основное содержание, например, что Жучка, которую позвала внучка – это маленькая собачка,  (это кличка собаки), она стережёт двор, или живёт во дворе, она обычно при  виде чужих людей лает, имитируете лай; далее про кошку, которая мяукает -  (мяу).  Мышка -  маленькая и серенькая, с длинным хвостиком – попискивает (пи, пи).  Та,   которая -  в сказке «Курочка ряба»  - бежала,   хвостиком взмахнула,   яичко упало и разбилось».  Пусть вам не кажется, что сейчас просто расскажу первый вариант, ограничив перечислением персонажей сказки, позвали Жучку, потом остальных,  и только, когда по вашим меркам, ребёнок вырастет, дорастет до «понимания»  буду рассказывать подробнее о каждом действующем лице. Не создавайте себе и ребёнку двойную работу. Осмысленный и разумный ребёнок всё воспримет, а главное будет более развитым и осведомлённым, чем тем, которым  просто пересказывали содержание.
А ещё. Часто бывает, что ребёнок сильно привязывается к матери. Конечно - это вполне объяснимо и понятно. Иногда это происходит ещё от того, что вы  все попытки ребёнка  что-то сделать самому пресекаете, покрикиваете на него.  А он (она) плачем хочет добиться вашего снисхождения.  Может ребёнок от рождения – не самостоятельный, потому, требует всегда  присутствие мамы. 
Но,  когда он подрастает и  начинает больше осознавать , нужно ненавязчиво объяснять, что кроме мамы у него есть близкие люди, которые его (малыша очень любят) и что в его жизни будут моменты, когда мама не сможет, по объективным причинам, присутствовать в его жизни целыми днями, он пойдёт в детсад, на подготовительные курсы, в кружки,  школу, там будет много детей и на время маму заменят  воспитатели, учителя, которых надо уважать и слушаться,  там никто из детей не плачет , и не требуют присутствия мамы.  А что получится, если все мамы придут, например, в школу и будут сидеть за партами, а где тогда  во время занятий будут сидеть дети? И потом, когда мама была маленькой её мама, то есть  твоя бабушка отводила в школу, оставляла там, а после уроков приводила домой.  Это конечно образно, можно придумать другие объяснения. Конечно же, сразу ребенку трудно будет понять, но постепенно он будет осознавать полученную информацию и уже реагировать не так остро. Можно для наглядности, заглянуть с ним в младшую группу в ближайшем детсаду, или в начальные классы школы.
А когда он пойдет в садик, не надо, чтобы его насильно отрывали плачущего от матери ( не устраивайте мексиканские сериалы в передней детсада), а  покажите помещение, в котором находятся дети и объясните, что все здесь находятся временно, пока родители на работе, а вечером за каждым зайдут после работы и отведут обязательно домой. Готовых рецептов нет, каждый ребёнок требует своего подхода, но основная идея заключается в разъяснении и осознании очередного жизненного этапа. И так всю его сознательную жизнь до подросткового периода, который у разных детей наступает в разное время в зависимости от развития, вашего воспитания и конечно же личного примера.
 Но учтите, если вы привели его несколько раз в садик и он плакал и вы хоть раз проявив сомнительное  «сердоболие» увели его, якобы потом будет лучше, истерики станут нормой и конечно же по продолжительности дольше.  Ни о  каком послаблении  -  не может быть  речи! Вы должны первый раз строго сказать, что опаздываете на работу, и вам сделают замечание  за опоздание и даже  могут уволить с работы и тогда, на что мы тебе будем покупать игрушки, ты хотел велосипед и т.д. А умолять и вести его домой, или брать пораньше – это войдёт в привычное состояние,  и вы будете портить нервы и ему и себе. Вообще, когда  - требуется, проявляйте твёрдость, это даст результаты , да и разовьете чувство воли!