Гений хирургии - Николай Пирогов. Часть-10

Александр Зинковский
Завершение:

Продолжение моей доп. справки:

Благодаря вмешательству и рекомендациям Пирогова, врачам удалось сохранить ногу Гарибальди. Спустя некотрое время кость размягчилась и пулю легко удалось извлечь наружу.

Благодарый Джузеппе Гарибальди писал после этого Пирогову:
- Мой дорогой доктор Пирогов, моя рана почти залечена. Я чувствую потребность поблагодарить Вас за сердечную заботу, которую Вы проявили ко мне, и умелое лечение. Считайте меня, мой дорогой доктор, Вашим преданным Дж. Гарибальди!

Далее - еще фрагмент интервью:

- Однако Пирогов, по-моему, на  какое-то время попал в опалу, когда после проигранной крымской войны рассказал Александру II о том,  насколько  наша армия и военная медицина отстают от европейского уровня. Это  так?
 
Владимиров:
 – Действительно, царь  не воспринял критику и отправил Пирогова  за его прямоту и честность в ссылку. Именно тогда Пирогов и  был назначен попечителем образования в Одесском и Киевском округах. А через несколько лет,  в  период реакции, его вообще сняли без назначения  пенсии со всех должностей.  В те времена  Пирогов на   много лет  уединился  в своем имении в селе Вишня под Винницей, лишь изредка  выезжая за границу, где его по-прежнему ценили. 

Зато  потом, во время кровопролитной русско-турецкой освободительной войны на Балканах (в 1977-78 г.г.)  Александр II вспомнил о Пирогове.  И, хотя в  то время Николаю Ивановичу уже было 67  лет, он   самоотверженно   отправился в Болгарию. Там он проехал около 700 километров, налаживая военно-полевую медицину, блестяще  оперируя и исцеляя как русских,  так и болгарских  солдат и офицеров, а также местное население. В Болгарии с той поры  установлены и названы его именем 26 памятников и ротонд...

Рисунок - коллаж автора.