Стаканчик масла

Геннадий Алексеенко
Июнь 1964 года был обычным для северной зоны Краснодарского края. Полдень был жарким, вечер и ночь были прохладными, а по утрам обильная роса. У Николая по хозяйству обязанностей было не много. Утром, до шести, нужно было напоить корову и  отогнать ее в череду. Пастух собирал стадо за мостом, всего-то,  в четырех кварталах от дома. Это каких-то шестьсот метров. По сельским меркам – рядом. Вечером нужно было встретить корову и пригнать ее домой. Где-то в 7 - 8 часов вечера нужно было полить молодые растения помидор и капусты. Воду брали из бочки, на местном диалекте из кадушки, что стояла возле колодца. Воду приходилось носить ведром, а поливать из кружки. После полива кадушку нужно было наполнить водой до краев. На следующий день вода в кадушке на солнце нагревалась и была готова для полива рассады. Остальное время уходило на подготовку к экзаменам. Самый страшный экзамен, сочинение, был уже позади. Оценка удовлетворительно за русский язык - это был его потолок. Николай так и не понял, почему у него всегда были трудности с правописанием. Вроде бы и память не плохая, и собржалка на месте, и все нужные правила помнил, и предложения строил разумно, а вот ошибки, как орфографические, так и синтаксические были всегда.

Экзамен по алгебре тоже был позади, здесь результат был намного лучше. Пятерка радовала его душу и укрепляла его надежду сдать не хуже и экзамен по геометрии. План подготовки был прост. Николай подсчитал, сколько страниц было в учебниках Геометрии Киселева (планиметрия и стереометрия) и разделил это число на число дней подготовки к экзамену, т. е. на три. Это была суточная норма. Сутки он также разбил на три части и определил количество страниц для них.

Так уж повелось,  наверное, с шестого класса, а может и раньше, наизусть он учил только определения и формулировки теорем. Доказательство теоремы несколько раз перечитывал, стараясь понять каждую цепочку в рассуждениях. Главное было понять способ рассуждений и запомнить последовательность рассуждений. Потом он мысленно доказывал рассмотренную теорему самостоятельно, если в рассуждениях заходил в тупик, повторял чтение этой части учебника заново.

Готовился к экзаменам Николай на огороде. Здесь за сараем росло несколько жердель, и поэтому в любое время светлой части суток, была тень. Здесь было тихо, уютно и никто не мешал и не отвлекал от чтения учебников. Пока все шло по плану. Вдруг прибежал братишка и сказал, что Николая зовет Светлана. Светлана это одноклассница, к которой Николай испытывал особые чувства, с ней он дружил и всегда был рад ее видеть и общаться с ней. Жила она недалеко, считай по соседству. Жила на квартире одна. Родители жили в другом районе. Оказалось, что ей для того чтобы сварить борщ, нужен был  пятидесяти граммовый стаканчик постного масла.

В станице, как казалось Николаю, с незапамятных времен станичники, особенно родственники и друзья, помогали друг другу в самых разных ситуациях и поэтому Николай, не задумываясь ни на секунду, быстро вынес то, что просила подруга. Поговорив о том, о сем они довольно быстро разошлись и занялись своими делами. Дни летели быстро, а поскольку все помыслы были прикованы к экзаменам, почему-то запоминалось то, что происходило на экзамене. Как сейчас он помнил, как он обрадовался, когда прочитал вопросы вытянутого билета. Задача легкая, теоремы простые и легко доказуемые, а учителя приветливые и доброжелательные. Следующий экзамен был физика, а это был его любимый предмет. И хотя «перушкин» был читан, перечитан, Николай не менял стиль подготовки. Менялась форма доказательства утверждений. В математике требовались рассуждения, в физике на первое место выносился эксперимент.

Прошло много лет. Улетело то время, когда сдавались школьные выпускные экзамены, когда был получен аттестат, а до сих пор время от времени всплывает в памяти тот июньский, яркий, солнечный день, когда юная, наивная Светка притащила стаканчик масла, чтобы отдать долг. Колька не стал брать у девушки это масло. Он попытался объяснить ей, что нет долга, что он ей его прощает. Он пытался сказать, что дарит ей, в конце концов, это масло, но не сумел это сделать. Прошло время  стерлись из памяти детали того разговора, осталось только резкое движение рукой  и струя масла медленно оседавшая на ярко зеленую траву, пустой стаканчик в руках Николая и Светка, провожающая её каким-то особым мучительно жалким взглядом. Взглянув тогда на подругу, Николай понял, что сделал не так. Нельзя было так делать, но масло вылито, впиталось в сухую землю и назад его не вернуть.

Прошло 48 лет и однажды поздней ночью, просматривая страницы социальной сети «Одноклассники», Колька вдруг отчетливо понял, что перед ним не просто огромная база сведений о россиянах, это еще и прекрасное средство поиска нужного человека. Тогда  и появилось желание найти Светлану, подругу своей юности, с которой он навсегда расстался в июле 1965 года,  и попросить у неё прощения за тот глупый поступок со стаканчиком масла. Задача оказалась не простой. Тем не менее, Светку  Колька нашел, а вот прощения попросить так и не сумел. О том случае она уже забыла, и совсем не поняла, о чем там на другом конце провода за тысячу километров бормотал  старик Николай.