Законы созидания

Гирш Либшиц
                Ложь ничем не отличается от правды,
                кроме того, что не является ею.

                Станислав Ежи Лец




 Правда и ложь пользуются одинаковыми средствами: словами, интонацией , жестами и мимикой.
 Трудно отличить одну от другой, но, как говорится, жизнь заставляет.
В  восприятии же произведений искусства и исполнительского мастерства  люди склонны не утруждать себя  распознаванием лжи.
Словом "правда" в искусстве осмелюсь назвать приобщение к  духовным ценностям.
 
 Как- то постепенно и незаметно искусство театра и муз.исполнительства установило и обязало других признать за ними статус религии, церкви, где прихожанам и в голову не приходит заподозрить священника в ереси.
Сами здания театров и  концертных залов не только приобрели вид , но и стали называться храмами искусства.
 Вовсе не излишни споры о том, как молиться.
Кровопролитные войны, безусловно, не лучшее средство решения вопроса.
Но было необходимо определить, какие слова и действия молящихся - к благодати, а какие - во зло и во вред.
То же верно относительно исполнения музыки. 

 Как окружающий нас мир существует благодаря закону всемирного тяготения, гравитации - свойству молекул соединяться друг с другом, так и звуки музыки, только соединённые пением, подобием всемирного тяготения , могут воспроизвести отражённое в них неземное благо.
Страшно представить каких  чудовищ  мог бы сотворить тот же закон тяготения при отсутствии доброго желания Творца.
И то же доброе желание необходимо исполнителю , чтобы самозабвенно сосредоточиться на непрерывном созидании красоты пения, должного  вобрать в себя всё то же неземное благо, угаданное и выраженное в лучших произведениях музыки.
  С некоторыми оговорками можно определить развитие музыкального творчества как путь от боя в барабаны до бель канто, красивого пения.
Среди произведений изобразительного искусства эпохи христианства, прародителя классической музыки, не найти изображений ангелов , бьющих в барабаны.
 Увы, людям свойственно уклоняться от нелёгких задач . Бить в барабаны проще.
 У многих людей в душе найдётся первобытная струнка, что с благодарностью откликнется на удары в барабан или смычком по струнам.
 (Возможно, выступления некоторых современных рокгрупп  невольно имитируют разнузданные  ритуалы служений в древних капищах.)

 Наипервейшая  миссия просвещённого человечества сохранить всё ценное, накопленное  тысячелетиями.
 Исполнение музыки методом удара в барабан подобно разбиванию  молотком хрусталя, рассыпающегося разноцветными осколками,или хлестанию кнутом ,парящей в небе, птицы .

 Некоторые приёмы могут казаться пением для неопытного или корыстного слуха, но они  разновидность удара.
  Быстрые , широкие движения смычка , размахивание.
Можно сравнить с полётом брошенного камня или выпущенного из пушки снаряда . Похоже на полёт птицы или самолёта.
Но первое- бесконтрольная инерция ,первопричина которой грубая сила , второе - благо, радость парения , ежесекундная возможность управлять им ,схожая с движением кисти живописца по полотну.
   
 Вибрато - интенсивное раскачивание звука.
Само по себе не удар.
Задумано как украшение, лoжечка сахара.
Hо при непрерывном употреблении подавляет, вытесняет пение , заменяя присущую пению одухотворённость  чувственностью, которой  легче найти  отклик в душе.
Тем более , что, в отличие от абстрактной красоты пения, здесь реально видна рука,  производящая сладостное, обворожительное вибрато.
 Сахарная  кулинария.
Приём, выбитый на скрижалях  советской исполнительской школы.
Рассуждения о духовности , благе,  необходимые для  воспитания выразительности , красоты  звука (не обучения - воспитания ; красоте, благу не обучить), стали смертельно опасными на заре становления  советской школы исполнительства.
При том ,что вибрато - механический , легко объяснимый диалектическим материализмом, приём.
  Настоятельно рекомендуется вибрировать все ноты подряд.

 Причина ,секрет  многолетнего преуспевания советской школы исполнительства  в том, что советская власть безвозмездно унаследовала русское музыкальное творчество на пике  подъёма, не управившись придушить его в короткий  срок  диалектическим материализмом.
   
 Старинная легенда рассказывает о правителе , казнившего неугодивших
ему поваров и тех , чьи блюда просто приелись ему.
 По смерти от болезни повара , чьё искусство долго и  безотказно служило злодею - гурману , он тяжко заболел.
 Причиной болезни оказалось пристрастие к наркотикам , которые подсыпал в еду
находчивый повар - жизнелюбец.
 Наркотическими же приёмами давно пользуются исполнители не способные или не желающие передать благо,отражённое  в лучших произведениях композиторов.
Помощники им в этом неблаговидном деле те же неспособность или нежелание аудитории распознавать ложь(см.выше) .
 Да и скопление множества людей в концертных и театральных залах приводит в действие законы толпы, предпочтения  которой известны.
Одно из них - желание наслаждаться непрерывно и любой ценой, не утруждаясь уяснить для себя, что не в человеческих силах создавать произведения непрерывного совершенства - моменты умопомрачительных озарений сменяют минуты менее
впечатляющих страниц.
 Что ж ,тому, кто хочет восторгаться непрерывно, только наркотики
и помогут.
 
 Наркотик преклонения  белокурой (седовласой) бестии - дирижёру с  лицом - маской отчуждения, презревшего толпу, идола ,с бешеной энергией телодвижений, гипнотически заставляющего подчиняться оркестрантов и восхищаться зрелищем абсолютной власти  аудиторию. 
"Они подчиняются каждому его жесту" - восторгается  "просвещённый" слушатель.
( "Тому, кто может приказать жестом , вовсе не нужно иметь что сказать."  С. Е. Лец ) 
   
 Дурман державного величия дирижёра или солиста страны верного во всём, потому и победившего социализма.
 
  Пение сирен.
 Сладкоречивость не совмещается с откровенностью и искренностью.
Подобно этому,  сладкозвучию  не отразить Божественное, увековеченное великими композиторами в музыке.
Чаруя слушателей только собой, оно заставляет забыть обо всём на свете.

  Наркотик эротики.
Распущенные волосы, выражение свирепости, неумолимости страсти на лице, непристойные, на сцене, движения телесных игр .
 Всё идёт в ход.
 
 Казалось бы ну и что, пусть каждый развлекается ,как хочет.
 
 "Фашистский меч ковался в СССР" - Дьяков Ю.  Бушуева Т.
Ковался он и в концертных залах, где люди,опускаясь до низменных чувств  обожествления корыстолюбивых артистов, хорошо "отрепетировали" истеричное поклонение  незамедлившим явиться миру тиранам - людоедам.


             P.S.


"...его  волшебной  власти  над толпой..."
 "... достойную  подражания неумолимость.."
"... ненавидит  терпимость  в  любом её  проявлении..."
" Когда  хочет  он  , должны  хотеть все;  когда он  приказывает,  все должны  повиноваться."
" ... его  энергия  приобретает силу священного  террора..."
" ...он силой навязывает  такой фанатизм..."
"...пока  все  до  единого  не исполнятся  его  волей..."

Йозеф Геббельс об Адольфе Гитлере? 
Восторженный почитатель  о  Бенито Муссолини?
Нет.
Стефан Цвейг об Артуро Тосканини, 1935 год.