Ложь ничем не отличается от правды,
кроме того, что не является ею.
Станислав Ежи Лец
Правда и ложь пользуются одинаковыми средствами: словами, интонацией , жестами и мимикой.
Трудно отличить одну от другой, но, как говорится, жизнь заставляет.
В восприятии же произведений искусства и исполнительского мастерства люди склонны не утруждать себя распознаванием лжи.
Словом "правда" в искусстве осмелюсь назвать приобщение к духовным ценностям.
Как- то постепенно и незаметно искусство театра и муз.исполнительства установило и обязало других признать за ними статус религии, церкви, где прихожанам и в голову не приходит заподозрить священника в ереси.
Сами здания театров и концертных залов не только приобрели вид , но и стали называться храмами искусства.
Вовсе не излишни споры о том, как молиться.
Кровопролитные войны, безусловно, не лучшее средство решения вопроса.
Но было необходимо определить, какие слова и действия молящихся - к благодати, а какие - во зло и во вред.
То же верно относительно исполнения музыки.
Как окружающий нас мир существует благодаря закону всемирного тяготения, гравитации - свойству молекул соединяться друг с другом, так и звуки музыки, только соединённые пением, подобием всемирного тяготения , могут воспроизвести отражённое в них неземное благо.
Страшно представить каких чудовищ мог бы сотворить тот же закон тяготения при отсутствии доброго желания Творца.
И то же доброе желание необходимо исполнителю , чтобы самозабвенно сосредоточиться на непрерывном созидании красоты пения, должного вобрать в себя всё то же неземное благо, угаданное и выраженное в лучших произведениях музыки.
С некоторыми оговорками можно определить развитие музыкального творчества как путь от боя в барабаны до бель канто, красивого пения.
Среди произведений изобразительного искусства эпохи христианства, прародителя классической музыки, не найти изображений ангелов , бьющих в барабаны.
Увы, людям свойственно уклоняться от нелёгких задач . Бить в барабаны проще.
У многих людей в душе найдётся первобытная струнка, что с благодарностью откликнется на удары в барабан или смычком по струнам.
(Возможно, выступления некоторых современных рокгрупп невольно имитируют разнузданные ритуалы служений в древних капищах.)
Наипервейшая миссия просвещённого человечества сохранить всё ценное, накопленное тысячелетиями.
Исполнение музыки методом удара в барабан подобно разбиванию молотком хрусталя, рассыпающегося разноцветными осколками,или хлестанию кнутом ,парящей в небе, птицы .
Некоторые приёмы могут казаться пением для неопытного или корыстного слуха, но они разновидность удара.
Быстрые , широкие движения смычка , размахивание.
Можно сравнить с полётом брошенного камня или выпущенного из пушки снаряда . Похоже на полёт птицы или самолёта.
Но первое- бесконтрольная инерция ,первопричина которой грубая сила , второе - благо, радость парения , ежесекундная возможность управлять им ,схожая с движением кисти живописца по полотну.
Вибрато - интенсивное раскачивание звука.
Само по себе не удар.
Задумано как украшение, лoжечка сахара.
Hо при непрерывном употреблении подавляет, вытесняет пение , заменяя присущую пению одухотворённость чувственностью, которой легче найти отклик в душе.
Тем более , что, в отличие от абстрактной красоты пения, здесь реально видна рука, производящая сладостное, обворожительное вибрато.
Сахарная кулинария.
Приём, выбитый на скрижалях советской исполнительской школы.
Рассуждения о духовности , благе, необходимые для воспитания выразительности , красоты звука (не обучения - воспитания ; красоте, благу не обучить), стали смертельно опасными на заре становления советской школы исполнительства.
При том ,что вибрато - механический , легко объяснимый диалектическим материализмом, приём.
Настоятельно рекомендуется вибрировать все ноты подряд.
Причина ,секрет многолетнего преуспевания советской школы исполнительства в том, что советская власть безвозмездно унаследовала русское музыкальное творчество на пике подъёма, не управившись придушить его в короткий срок диалектическим материализмом.
Старинная легенда рассказывает о правителе , казнившего неугодивших
ему поваров и тех , чьи блюда просто приелись ему.
По смерти от болезни повара , чьё искусство долго и безотказно служило злодею - гурману , он тяжко заболел.
Причиной болезни оказалось пристрастие к наркотикам , которые подсыпал в еду
находчивый повар - жизнелюбец.
Наркотическими же приёмами давно пользуются исполнители не способные или не желающие передать благо,отражённое в лучших произведениях композиторов.
Помощники им в этом неблаговидном деле те же неспособность или нежелание аудитории распознавать ложь(см.выше) .
Да и скопление множества людей в концертных и театральных залах приводит в действие законы толпы, предпочтения которой известны.
Одно из них - желание наслаждаться непрерывно и любой ценой, не утруждаясь уяснить для себя, что не в человеческих силах создавать произведения непрерывного совершенства - моменты умопомрачительных озарений сменяют минуты менее
впечатляющих страниц.
Что ж ,тому, кто хочет восторгаться непрерывно, только наркотики
и помогут.
Наркотик преклонения белокурой (седовласой) бестии - дирижёру с лицом - маской отчуждения, презревшего толпу, идола ,с бешеной энергией телодвижений, гипнотически заставляющего подчиняться оркестрантов и восхищаться зрелищем абсолютной власти аудиторию.
"Они подчиняются каждому его жесту" - восторгается "просвещённый" слушатель.
( "Тому, кто может приказать жестом , вовсе не нужно иметь что сказать." С. Е. Лец )
Дурман державного величия дирижёра или солиста страны верного во всём, потому и победившего социализма.
Пение сирен.
Сладкоречивость не совмещается с откровенностью и искренностью.
Подобно этому, сладкозвучию не отразить Божественное, увековеченное великими композиторами в музыке.
Чаруя слушателей только собой, оно заставляет забыть обо всём на свете.
Наркотик эротики.
Распущенные волосы, выражение свирепости, неумолимости страсти на лице, непристойные, на сцене, движения телесных игр .
Всё идёт в ход.
Казалось бы ну и что, пусть каждый развлекается ,как хочет.
"Фашистский меч ковался в СССР" - Дьяков Ю. Бушуева Т.
Ковался он и в концертных залах, где люди,опускаясь до низменных чувств обожествления корыстолюбивых артистов, хорошо "отрепетировали" истеричное поклонение незамедлившим явиться миру тиранам - людоедам.
P.S.
"...его волшебной власти над толпой..."
"... достойную подражания неумолимость.."
"... ненавидит терпимость в любом её проявлении..."
" Когда хочет он , должны хотеть все; когда он приказывает, все должны повиноваться."
" ... его энергия приобретает силу священного террора..."
" ...он силой навязывает такой фанатизм..."
"...пока все до единого не исполнятся его волей..."
Йозеф Геббельс об Адольфе Гитлере?
Восторженный почитатель о Бенито Муссолини?
Нет.
Стефан Цвейг об Артуро Тосканини, 1935 год.