Однажды на уроке географии - 2

Лариса Потапова
Я хочу рассказать про замечательного человека, директора фокинской средней школы №1 и учителя географии, Раецкого Петра Ивановича. Почему-то воспоминания тревожат мою душу и "просятся" на свет из потаённых уголков моей памяти и души. Может быть, это дань наших сердец за непростой труд замечательных учителей того времени(жаль, что не все педагоги были такими)и за уважения к нам, ученикам, за всё то, что они вложили в наши души.

       Пётр Иванович всю свою жизнь посвятил работе в школе. Одно время он работал директором восьмилетней школы № 2 в г.Фокино Брянской области. Я на тот момент училась в той школе. Классным руководителем тогда был у нас Василий Ефимович(фамилию не запомнила). Была обычной ученицей и послушным ребёнком у своих родителей. Потому лишний раз стеснялась расспросить отца и маму про Петра Ивановича. Мои родители хорошо знали его и очень уважали.

       Мне пришлось ближе узнать Петра Ивановича, когда тот преподавал  географию в средней школе № 1 нашего города, будучи уже директором данной школы, куда я перешла после окончания восьмилетки. Он не повышал голос на учеников, когда те переговаривались друг с другом во время урока. Просто замолкал, смотрел на нас и ждал, пока мы успокоимся. Предмет свой Пётр Иванович преподавал очень доходчиво и интересно так, что дома я почти не готовилась  к его урокам.

       Но в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет подростки считают, что они уже всё знают и понимают и, что некоторые предметы не особенно нужны им, чтобы ловить каждое слово учителя. И потому на уроках некоторые ученики порой занимались чем-нибудь своим...

       Вот и я однажды вместо того, чтобы слушать как отвечают у доски другие одноклассники, вытащила книгу из портфеля и, положив её на колени, стала читать. Книга меня так увлекла, что я забыла про всё на свете, и где нахожусь, и время суток...

       Вдруг чувствую, что кто-то остановился около меня и стоит, потом чья-то рука потянула мою книгу наверх. И тут я увидела, что это Пётр Иванович взял мою книгу и молча пошёл к столу. Я сильно испугалась, так как знала, что он мог быть строгим. А если ещё и родителям скажет, то книг мне долго не держать в руках...  Мама и бабушка не одобряли мое увлечение книгами.

       Когда закончился урок, я на дрожащих ногах медленно подошла к столу учителя и сказала;"Простите меня пожалуйста, Пётр Иванович! Я больше никогда не буду читать книги на Ваших уроках!"

       И тут я услышала то, чего не ожидала услышать:
- Лариса, где ты взяла эту книжку? Дай мне почитать, пожалуйста!
Я, конечно, ответила согласием, но Пётр Иванович тут же спросил ещё раз:
- Так где ты её взяла? Я давно ищу такую книгу, чтобы почитать.
- Да в нашей школьной библиотеке - ответила я, радуясь в душе, что родителей он не собирается вызывать в школу, чтобы пожаловаться на меня.

       Книга называлась "Джек-соломинка" про восстание Уота Тайлера. Автор этой книги Зинаида Шишова. Я так и не дочитала эту книгу тогда, потому что библиотекарь по истечении срока пользования книгой спросила её у меня, а я ответила, что её читает директор школы.

       Я, конечно, на уроках географии больше не читала посторонних книг, а Пётр Иванович с тех пор всегда поглядывал в мою сторону с улыбкой. А я была ему благодарна за его великодушный поступок по отношению ко мне, девчонке пятнадцати лет. Потому при встрече с ним в родном городе в последующие годы у меня на душе теплело и я всегда старалась его приветствовать.

        Сегодняшние учителя из-за подобной ситуации раздувают чуть ли не пожар: и нервы потеребят... ученику, и родителей вызывают в школу, и в дневнике испишут красными чернилами что и как произошло. и оценку за поведение могут снизить... А ведь о школе хочется всегда светлых воспоминаний. Ведь это наш второй родной дом.      
Лариса Потапова