Берегиня гл. 5, 6, 7

Галина Татарнёва
5.
- Ириша, ну что вы пристаёте к ребёнку?! Вы затаскали её по врачам! Она вполне нормально развивается. Для трёхлетней она соображает великолепно. А то, что она не говорит, так это не беда. Мы все её и так понимаем. Вот ты, как сейчас поняла, что она просит именно эту куклу?
- Ну, ещё бы мне её не понимать! Я вообще-то мать. А, если она не начнёт говорить, то в детский сад нам ни за что не попасть, понимаешь, солнце моё?- обратилась она к дочери, - Так что надо начинать говорить. Психиатр считает, что у неё синдром саванта. И нам надо готовиться к специальному садику и специальной школе для детей с отклонениями.
- У твоего психиатра у самого отклонения крайней степени тяжести! И никакая спецшкола нам не грозит, правда, радость моя?
- А ты видела, как её  понимает Маша? И беспрекословно подчиняется ей, между прочим. Вот тебя не слушает, а Ваську слушается беспрекословно.
Васька или, как иногда её называет отец, Лиска– это моя младшая внучка Василиса. Ей три года, но с самого рождения никто и никогда не слышал её голоса. Она не плакала, когда родилась, не плакала, когда хотела есть, не плакала, если падала и набивала шишку. Но, тем не менее, всегда получала то, что ей было надо.

Вот и сейчас, стояла, слушала нашу перепалку и хитро поглядывала из-под невероятной длины и пушистости, ресниц.
- Знаешь, мне иногда кажется, что она нами манипулирует. У тебя никогда не бывало чувства, что ты делаешь то, что хочет она, а не ты?
- Скажешь тоже! Конечно, я всегда понимаю, чего она хочет, но на то я и мать.
- Знаешь, я вчера сидела, читала газету, вдруг встала и пошла одевать её на улицу. Хотя ещё за секунду до этого думала, что надо бы позвонить Тоне, позвать её к чаю. И планировала пойти печь бисквит.
Ириша, моя дочь и мама Василисы, только пожала плечами.

6.

- Мам, ну ты с ума сошла! Мы путёвку в Грецию взяли, через неделю нам надо быть в Москве! Какой Самарканд! – голос сына в телефонной трубке был раздраженным и громким.
- Егор, в Греции кризис, и, давай я сама буду решать, где и как я проведу отпуск. В конце концов, я вас предупреждала, что собираюсь в Узбекистан. Вот через год выйду на пенсию, тогда и приеду нянчить внуков. А пока, извини!

В трубке коротко щелкнуло.
«Эгоист! Видно моя подруга права – дети все собственники и эгоисты. Они считают, что родители обязаны свою жизнь строить в соответствии с их потребностями. Им надо отдохнуть. А в это время бабушка может пообщаться с внуками. В остальное же время бабушка должна сидеть и ждать, когда её пригласят в гости. И не дай бог приехать без приглашения – вдруг у них другие планы!»

Я понимала, что раздражение моё вызвано не столько разговором с сыном, сколько волнением. Я двадцать пять лет не была на родине. И, может быть так никогда и не решилась бы поехать, если бы не эта лотерея. Выигранной суммы тютелька в тютельку хватало на поездку в Самарканд. Подумалось: а почему бы и нет?
7.
Я опаздывала! Я катастрофически опаздывала!
 Больше всего на свете  не люблю опаздывать! Поэтому выехала на полдня раньше, рассудив, что найду, как скоротать время до вылета.
 
Но, не задалось с самого выхода из дома. Сначала я споткнулась о порог и чуть не стукнулась головой о железную дверь лифта, потом что-то сломалось в замке выходной двери подъезда и пришлось полчаса (всего полчаса) прождать слесаря, а в это время таксист стоял за дверью и гундел, что, мол, счётчик тикает. А, когда слесарь открыл дверь, то оказалось, что такси не заводится. Когда же, ещё через полчаса, машина завелась, то я прищемила палец, захлопывая дверь.
Я готова была сдаться. Вернуться, отказаться от поездки, послать всё к черту! Но, характер…

Представила, как сын, не скрывая раздражения, скажет: «Ну да, нам не дала поехать и сама не поехала! Это очень на тебя похоже!»
Итак, уже два часа мы стоим в пробке, и конца-края этому не видно! Где-то впереди, как сказали по Авторадио, страшная авария,. Столкнулись пассажирский автобус, тяжелый грузовик и несколько легковушек. Над трассой пролетают вертолёты МЧС, вот третий полетел. Значит пострадавших много.
Где-то внутри шевельнулось: «Ну, вот и хорошо! Опоздаю на самолёт и вернусь. Всё решится без моей воли». Я почувствовала облегчение и расслабилась.

«Господи, какая же я трусиха! Первый раз решилась лететь самолётом. И, готова радоваться чужому несчастью, лишь бы не лететь! Ужас!». Я почувствовала угрызения совести и сострадание к неизвестным, чья жизнь, может быть, оборвалась сейчас на этой трассе.
Ещё через полчаса машины тронулись. На регистрацию я попала, буквально, за несколько секунд до её окончания.

Я была в полной прострации! Мало того, что я «весело» провела предыдущие четыре часа, я впервые была в Аэропорту и понятия не имела куда бежать, что делать…Как говорится – хватай мешки, вокзал отходит! Хорошо ещё, что вещей у меня было немного – люблю путешествовать налегке, моя сумка вполне прошла как ручная кладь.
- Миленький, куда мне идти на посадку?!
- Я не миленький, я сержант полиции. А Вам, мамаша, туда.
Я даже не обиделась на «мамашу», хотя меня так ещё никогда не называли.
Вдруг совсем рядом услышала: «Кто тут Сапрыкина Анна Владимировна? Есть такая?»
- Есть, есть,- радостно закричала я
- Ну, что же Вы опаздываете, - недовольно проговорила миловидная девушка, - Одну Вас ждём, пойдёмте скорее!
Она подхватила меня под руку неожиданно очень сильно и, буквально, поволокла меня на посадку.
К счастью, я вовремя оказалась в салоне самолёта, потому, что ещё пара минут и меня пришлось бы увозить на скорой. Рухнув на указанное стюардессой  место, я отключилась. И проспала всё на свете. Очнулась от того, что кто-то осторожно тряс меня за плечо.
- Просыпайтесь! Пора выходить. Вы, наверное, успокаивающих напились? Боитесь лететь? – миловидная девушка-стюардесса вежливо улыбалась.
Я, ошалело смотрела на неё, пытаясь вспомнить, где я. Потом сообразила:
- А! Да, я первый раз.
- Бывает, - улыбнулась она.

Я спустилась по трапу и пошла по направлению к  зданию Аэропорта.
«Слава Богу, всё позади! Как хорошо, что я спала, время быстро прошло». И тут…

В первую секунду у меня было ощущение, что земля ушла у меня из-под ног. Я парила над асфальтом, и реальность происходящего вызывала у меня большие сомнения. Сначала я даже не поняла в чём дело. На здании Аэропорта красовалась надпись «Namangan».

«Не может быть! Такого просто не бывает!».
Наверное, я упала бы в обморок, но за сегодняшний день я так переволновалась, что ещё один удар судьбы приняла как неизбежное и закономерное продолжение злоключений. Любимая моя присказка пессимиста: «Было бы странно, если бы было иначе».  Ну, что ж, день начинался странно, чего ж странного, если он и продолжается столь же странно!

Дежурный по Аэропорту, очень немолодой и очень элегантный узбек, ошалело смотрел на меня:
- Послушайте, уважаемая, я двадцать лет здесь работаю, но такого у нас не было ни-ког-да!
- Представьте себе, со мной тоже такого не было ни-ког-да! Я могу перепутать маршрутки, метро, троллейбус, наконец! Могу выйти на другой остановке…Но самолёт! У меня проверяли билет сто раз! Меня, практически за руку, привели в самолёт! И  Вы утверждаете, что ошибки быть не могло. Вот мой паспорт, вот билет до Ташкента…и я нахожусь в Намангане!

Мы молча смотрели друг на друга.
- Что мне делать?!- умоляюще проговорила я.
- Ну, сегодня Вам лучше отправиться в гостиницу и отдохнуть – поздно уже. А завтра…завтра что-нибудь придумаем.
Номер гостиницы оказался вполне приемлемым по цене и даже уютным. А всё, что мне было нужно – это чистая постель и горячая вода.

Утром я проснулась мгновенно, как по команде, сразу вспомнив всё, что произошло. Быстро расплатившись, и подумав, что не мешало бы хоть раз за сутки перекусить, я направилась к выходу.

Навстречу мне шагнул молодой человек и приветливо улыбнулся:
- Я от Равшана Ахмедовича.
Я недоуменно подняла брови.
- Дежурный по Аэропорту… вчера… вспомнили?
- А-а-а, да, мы вчера не успели познакомиться с ним, не до того было. Он меня, наверное, за сумасшедшую принял, и не мудрено!
- Ну, что Вы, в Аэропорту и не такое случается. Вам ведь в Ташкент надо?
- Ну, вообще-то, дел особых у меня в Ташкенте нет. Просто хотелось вспомнить юность, побывать в знакомых местах.
- Вас там, наверное, ждут?
- Да нет… давно потеряла все связи. Планировала пару дней побыть там, а потом в Самарканд.
- Серьёзно?! А может сначала в Самарканд? Я как раз сегодня туда собираюсь. Могли бы прямо сейчас и махнуть.
- А как же формальности? Разрешение и всё прочее? И, потом, встреча в Самарканде у меня назначена на четверг. Да и билет я оставила у …., я лихорадочно вспоминала имя отчество дежурного по Аэропорту, но так и не вспомнила.

- Равшана Ахмедовича,- напомнил мне молодой человек,- Не беспокойтесь! Билет вот он. Но Вам удобнее на машине. А с документами…У меня одноклассник в паспортно-визовой работает. За полчаса всё сделает! А до четверга я могу устроить Вам отличную экскурсию по достопримечательностям Самарканда.
- Честно говоря, меня интересуют  не достопримечательности, а архивы. Хочу найти материалы о своей семье. Но, даже не представляю с чего начинать. Нашла через интернет человека, связанного с городским архивом, он обещал помочь.
- Вот как! У меня есть знакомый в городском архиве. Султанов Абдрашид Султанович.

- Господи, какое совпадение! Это именно с ним я и договаривалась!
- Ну что ж, тогда сам бог велел Вам ехать со мной! Потому что Султанов мой муалим, учитель. Я ведь истфак оканчивал. Дипломную работу у него писал. И тема у меня была о взаимопроникновении европейской и азиатской культур в конце 19 и начале 20 веков на территории Туркестана.

- Замечательно! Только, я Вас умоляю, давайте сначала позавтракаем – я просто умираю от голода!
- Отлично! На выезде из города есть небольшое кафе, там так готовят сомсы - пальчики оближете! Кстати, давайте знакомиться, Бобур, - протянул он руку,- А Вы - Анна Владимировна.
Я протянула руку:
- Можно просто Анна, я не обижусь.
Такой поворот меня вполне устраивал.
- Я сейчас съела бы и сомсы, и манты, и плов и даже ляган из-под плова!
Покончив со всеми формальностями, которые, кстати, заняли не более 10 минут, мы отправились завтракать.

Насчёт плова и прочих восточных вкусностей я, конечно, погорячилась. После двух, невероятных по размеру и, действительно, очень вкусных сомсы, прямо при нас вынутых из тандыра, я только и смогла, что выпить зелёного чая.

Дорога была хорошей, а главное,  абсолютно пустынной, машина шла легко, будто летела. После городских пробок ехать по такой дороге было одно удовольствие. Даже эйфория какая-то появилась. По манере вести машину было видно, что дорога водителю хорошо знакома, и человек он уверенный в себе и целеустремлённый. С таким водителем чувствуешь себя уверенно и спокойно.