Змея

Юрий Хабибулин
                Змея
                (Меткий выстрел) 


Нет, Белгородская область это, конечно, не Африка. Тут не плавают в реках злые крокодилы, не лазают по деревьям кровожадные леопарды и не ползают в траве ядовитые пауки, хотя... не так уж всё и безоблачно, как может показаться на первый взгляд.
  Расскажу об одном случае, который произошёл со мной и моим одиннадцатилетним сыном на безымянном пруду у хутора Сумского Белгородского района.
 
  Я, как сегодня, помню этот, ставший уже далёким, день - Первое мая девяносто пятого года. Он у меня оказался свободным и от дел, и от домашней работы, праздник всё-таки, а я давно обещал сыну сходить с ним на рыбалку.
  Мы приготовили удочки, накопали червей, собрали перекусить.
  Я раньше занимался спортивной стрельбой, и был у меня простенький пневматический пистолет ИЖ-53, который стрелял на несколько метров маленькими свинцовыми пульками. Решил захватить его с собой. После рыбалки пострелять по консервным банкам. И тренировка для меня, и развлечение для сына.
  Мы тогда жили в селе Пушкарном Белгородского района. Выбор места для рыбной ловли у нас был небогатым.
  Можно было пойти на малюсенькую речушку, которая протекала прямо по краю нашего огорода и уровень воды там, в самом глубоком месте, был, что называется, 'чуть пониже живота', а водились в омутках мелкие рыбёшки, размером с мизинец.
  Можно было пройти пешком несколько километров, мимо хутора Сумского, и порыбачить на пруду, который тогда ещё не был опустошён находчивыми предпринимателями. И там водилась крупная рыба.
  Выбрали пруд и ранним утром, ещё до зари, отправились на рыбалку.
  Забегая вперёд, скажу, что в тот день мы ничего не поймали, клёв отсутствовал напрочь, хотя рыба на зорьке играла, часто слышались гулкие шлепки по воде, время от времени сверкал серебром чей-то бок у поверхности воды и рядом с поплавками.
  Не наш был тот день.
  Может, наживка не нравилась обитателям пруда, может, они тоже праздник по-своему отмечали, и было им не до кормёжки, не знаю. Но ни одной уверенной поклёвки мы так и не увидели.
  Местных рыбаков в тот день тоже почему-то не было, и мы оказались на берегу в полном одиночестве.
  А когда солнце поднялось к зениту и стало жарко, мы с сыном свернули удочки, позавтракали и немного постреляли по банкам и жестяным крышкам, которые нашли на берегу.
  Через некоторое время сын отправился к отмели, вымыл руки и стал бродить по траве вокруг, собирая одуванчики и рассматривая незнакомые растения, цветы, кусты.
  Трава была уже высокой и довольно густой.
  Я, тем временем, поменял поплавки и крючки на удочках, достал донку и раздумывал, не попытать ли ещё счастья, как вдруг, что-то заставило меня повернуть голову и посмотреть на сына. Он находился в нескольких метрах от меня, сидел в траве, а сзади к нему почти вплотную подползла большая змея и поднялась на хвост, готовясь укусить.
  Время будто замедлило своё течение!
  Меня охватил ужас за сына. Это явно была ядовитая змея, скорее всего, гадюка, а ведь известно, что весной после зимней спячки, её яд очень опасен.
  До ближайшей больницы несколько километров.
  Крикнуть, предупредить сына, я не могу, змея успеет его укусить, да он и не поймёт сразу, что надо сделать.
  Добежать до него или допрыгнуть, чтобы отшвырнуть змею, тоже не удастся за доли секунды. Слишком далеко.
  Все эти мысли молниями промелькнули в голове. Не знаю, что подсказало мне выход, единственную возможность успеть остановить гадину, интуиция или глас Божий сверху, но только я краем глаза заметил лежащий рядом со мной заряженный пистолет, схватил его и, быстро прицелившись, выстрелил. У меня был только один шанс и одна, последняя, пуля в стволе.
  Змея, между тем, уже откинулась чуть назад и раскрыла пасть, готовясь вонзить ядовитые зубы в руку сына.
  Маленькая свинцовая пулька, калибра 4,5 миллиметра, попала прямо в глотку гадюке и, видимо, ошеломила, оглушила змею. Она упала на землю и завертелась на ней, потеряв ориентацию.
  Я бросился к сыну, схватил его под мышки и оттащил в сторону. Он только после этого увидел бешено крутящуюся змею, и страшно испугался.
  Но она была уже далеко и больше неопасна.
  Это был самый меткий и самый важный выстрел в моей жизни.
  Удивительно то, что нас раньше никто не предупредил, что на этом пруду водятся ядовитые змеи. И во время рыбалки, с утра, мы не видели ни одной.
  А когда засобирались домой после опасного эпизода, то заметили ещё двух гадюк: одну в траве под берегом, а другую - в воде.
  Прошло уже много лет, а сын, по-моему, до сих пор не понял, какая опасность ему тогда угрожала.
  Так что, хоть Белгородская область и не Африка, но смертельно опасные твари водятся и у нас, а потому на природе надо быть осторожными. Неровен час, какой-нибудь жуткий 'сюрприз' объявится в тот момент, когда неприятностей совсем не ожидаешь. Например, ядовитый паук, осиное гнездо (об известных всем энцефалитных клещах молчу), бешеная собака, енот, волк или сбежавший из зоопарка настоящий леопард.
  Мало ли что...
  Как говорят мудрые люди - 'Лучше перебдеть, чем недобдеть!'

2005