О Татьяне Маркеловой

Надежда Хисметова
       Приступая к анализу творчества женщины, которая поёт, Татьяны Маркеловой, необходимо подчеркнуть своеобразие звучания текстов её песен, необычный подход в самовыражении в этом сложнейшем из жанров поэтического искусства.
       Очень красивые поэтические образы в песни «Под парусом мечты»:
прекрасное стремительное начало

       «Под парусом мечты издалека
        Плыла любовь. Несла её река.
        Несла её наивную,
        Красивую, ранимую –
        Вздыхали только молча берега – 2 р.»

       В песне присутствуют прекрасные образы усиливающие романтическое восприятие содержания песни: «бродяга ветер», «обетованный край», «дивный город», «сиянье позолоты куполов», «гостья странная», «лютый север», любовь «наивная и чистая, простая, бескорыстная». Вчитываясь в эти чудные слова, невольно испытываешь боль за чувство, которое, наверно, «где-нибудь да пустят на порог. Допустят!»
       Также беспрекословно веришь словам автора в песни «Помогут нам стихи». Особенно строкам последнего заключительного куплета:

      «Порою затянуть бы пояса,
       А мы упрямо верим в чудеса,
       И если по земле шаги легки,
       Рожденные помогут нам стихи».

      Песня «Пешка и король» - прекрасная песня – притча призывает к пересмотру многих общепринятых ценностей на земле. Она предупреждает, что благодарность и внимание необходимы способным на безумное самопожертвование пешкам. Свита делает короля! Порой, когда «король из королей», бывает загнан в угол, его некому защитить, кроме «страдалицы безумной», которая готова и море перейти и стать «горсточкой пепла» за своего короля. Песня-притча – это своеобразный гимн безумству храбрых. В подвиге нет самозванцев! Гротесковые приёмы и обороты, присутствующие в песне, только сильнее подчёркивают красоту любви, верности и самопожертвования. Очень сильный приём - необычное поэтическое обращения в последних строках песни, где погибающая пешка успокаивает чудом спасённого короля, как бы оправдывая его снобизм и неблагодарность отсутствием воли и расставляет всё по своим местам:

        «Меня, как листик в октябре,
         Сметёт с доски судьба небрежно.
         О, Вы, с короною своёй!
         Не бойтесь, будьте безмятежны –
         Ладьёй не стану Вашей нежной
         На этой грешнице Земле».

       Уходят рыцари с грешной Земли. Но свято место никогда не будет пусто. Как «в старинной шахматной игре» их место займёт казавшаяся «всем смешною пешка».
      Удивительно тонкое восприятие природы автором в песнях:

       «Тонкий серпик луны, обозначился в небе,
         Ночь привычно из звёзд соткала полотно.
         И коснувшись струны, прозвучавшей, как жребий,
         Ты решился проверить своё ремесло».

    Автор подчёркивает слушателям, что для обретения истинной гармонии исполнителя с природой важна каждая мелочь.

       «Так искрилась река под гитарное соло
         На изломе своём меж крутых берегов,
         Нарождались слова и с мечтой невесомо
         Уплывали, заждавшись ночных облаков».

    Очень необычен и поэтичен финал песни, рассказывающей о взаимном обогащении музыканта-исполнителя и природы. Душа гитаристки
       «тихо к звёздам душа поднялась, не заметив,
        Как таинственно серп лунный за ночь подрос».

          И  «когда просветлел горизонт на рассвете»,  т.е. ушло таинство ночи и «смолкли струны, озябнув от утренний  рос», произошло чудо, которое, к сожалению, поднявшаяся к звёздам душа даже не заметила. Прекрасный призыв: «Замечайте, люди, чудеса, которые не смогла заметить даже душа, поднявшаяся к звёздам». Это и является лейтмотивом  завораживающей душу песни.
         Очень обвораживающее и меланхолично звучит в песне «Cherhez la femme» гиперболическое преувеличение о ветреном поэте, который,  бросив дневных поклонниц,  напролёт
              «стихи читал ей (ночи – ав.) жарко», а

                «ночь танцевала менуэт
                В парижском старом парке».

      Эта незатейливая песенка о поэте и его музе – ночи хорошо отражает пересмотр ценностей в душе творческой личности.
И пусть:
                «В ответ смеялась Ночь ему,
                Дразнилась звездопадом…»

      Он сохранял верность своей музе – Ночи несмотря ни на что.

                «Наутро позабыл поэт
                Ночное приключенье,
                Зари сияния момент
                В нём вызвал восхищенье.
                А за зарёю Тишина
                Связала крепко негой,
                Ушёл успех, уснул талант,
                Как будто даже не был!»

       Но мы абсолютно уверены, что и в следующую ночь преданный поэт будет ожидать свою музу – кудесницу для творчества и отпускать утром в головокружительный быт мирских забот. И этот миг ночного творческого бдения истинный поэт не отдаст ни за какие деньги, так ясно нам собратьям по перу Татьяны Маркеловой.

             Член Ульяновской организации Российского
             союза профессиональных литераторов
             Надежда Фаткуловна Никищенкова