материнские чувства

Маргарита Школьниксон-Смишко
В своём отношении к Косте Роза не скрывает свои материнские чувства. Её можно понять, ведь этому способсвовала и большая разница в их возрасте, и отсутствие у Розы таких желанных своих детей.  Костя терпит, ради связи с Розой многие годы терпит и «малыша», и «бэби», и «маленького буба».
 7 июля в понедельник 1907 года Роза так высказывает своё беспокойство:

«Семья Карла (Каутского) через пару дней уедут, и тогда у тебя в раскалённом пустынном городе никого не останется. Эта мысль меня мучает. Мне бы очень хотелось, чтобы ты как можно скорее уехал в Зилленбух. Дуратский семестр в конце концов на этот раз можно бросить, работать и заниматься  там ты сможешь лучше чем здесь, и до доктора, чтобы проштудировать конспекты, у тебя ещё достаточно времени. Здесь же при таких условиях ты окончательно испортишь себе здоровье*. Напиши мне об этом и о том, что ты делаешь! Самое крайнее до среды я ожидаю от тебя письма. Так давно уже от тебя не было писем! Мне теперь хочется обнять моего бэби и много раз целовать. Напиши скоро!»

* у Кости было слабое сердце, из-за этого его даже отстранили от военной повинности, правда, только в мирное время

А вот её последнее письмо из тюрьмы (22.07.1907):

«Понедельник
Сегодня я всё же ожидаю ещё раз возможность и хочу её использовать, чтобы написать тебе пару строк. В воскресенье была сильно рада твоему письму. Я сама уже об этом думала, что может быть тебя ещё застану, и мы вместе поедем*, что было бы чудесно. Но ты пишешь, что плохо выглядишь, и это меня сильно беспокоит. Малыш, как раз теперь, когда ты ещё растёшь,  каждый день, прожитый в беспорядке, преступление, и мысли об этом причиняют мне огромную боль. Поэтому настоятельно прошу тебя, уезжай как можно скорей, при первой же возможности. Тебе не нужно ждать ответа тестирования. За неделю до конца (семестра) тоже вполне возможно. И так, ещё раз: уезжай, как можно быстрей, домой! Я с большим нетерпением ожидаю известия, что ты уже дома и опять живёшь по-человечески, хотя при этом  у меня и глупое чувство, что как раз с твоим отъездом мне здесь, действительно, станет одиноко.
Теперь остаются только три недели, как раз в понедельник я выйду. Мой маленький дорогой буб, что ты теперь делаешь?
Мне срочно нужна «Нищета философии», она стоит справа, примерно в середине, под томами Интернациональной библиотеки Дитца. Передай мне книгу с Гертруд (Злотко) или сам сюда принеси!
Я здесь многому научилась. Также привыкла вставать пол-восьмого и чувствую себя превосходно, когда три четверти восьмого уже сижу за работой. Хочу и дальше придерживаться такого образа жизни. Тебе это подходит, не так ли? Маленький буб!...»

* Роза собиралась, выйдя из тюрьмы, поехать в Штуттгарт на интернациональный конгресс социалистических женщин, намеченный на 17 — 19 августа, и остаться там до 24 августа из-за Интернационального конгресса социалистов, запланированного с 18 по 24 августа.