174. Привидение Пале-Рояля
Некая Серая Дама.
Весьма пожилая, в бесформенном, цвета моли, балахоне и старомодной шляпке.
Блеклая вся какая-то, линялая, поношенная. Ветхая. Впрочем, надменная. Непроницаемая.
Внезапно появляется среди с присутствующих в собрании, с видом гордым, неприступным, входит в двери и занимает место за столом, причем каждый принимает ее за чью-то знакомую.
Видят ее, впрочем, не все, а те, кому надо.
Что надо? А, принять знак судьбы. Предупреждение.
Мене, текел, фарес.
Увидевших Серую Даму ждет в скором будущем перемена участи, лично-значимое событие, сюрприз. Причем неприятный. Поэтому призрака боятся.
Вдруг она исчезает – вот, только что тут была, и как будто в воздухе растворилась.
Не та ли это особа, что с ума сводила Лескова, тоже обитавшего тут по соседству, за углом?
Завидев ее силуэт в ночи, он, бывало, будил криками весь дом, сбегал из своей спальни – и мог заснуть только в детской кроватке, прижавшись к спине маленького сына…
Этот сын, Андрей, когда вырос, стал литературоведом, он-то и рассказал о таких казусах в жизни папеньки.
Постоянно проживает (полуживет) Серая Дама, собственно, в Аничковом дворце, чему есть немало свидетельств.
С ней встречались Пушкины – Надежда Осиповна, Василий Львович, Сергей Львович и Лев Сергеевич (об Александре Сергеевиче сведений таких нет).
Лев Сергеевич вспоминал: «Однажды маман в ожидании прихода гувернантки, укладывавшей Ольгу спать, вязала в своей комнате чулок. Комната освещалась тусклым светом висячей лампы, свечи же на столике она из экономии не сочла нужным зажигать до прихода мисс Белли.
Внезапно дверь отворилась, и Надежда Осиповна, не спуская глаз с работы, произнесла: «А! Это наконец вы! Давно вас жду!»
Вошедшая приблизилась к столу, и глазам маман предстала какая-то старуха в светло-сером шлафоре и чепце. Загадочное существо вперило в Надежду Осиповну безжизненный взгляд, обошло или, лучше сказать, проскользнуло два раза вокруг комнаты и исчезло, как показалось, в стене. Надежда Осиповна была испугана до полусмерти.
Спустя год или два после этого случая она увидела во сне похороны, и будто кто-то говорит: «Смотрите, хоронят «белую женщину» вашего семейства. Больше ее не увидите».
Так и вышло. Галлюцинации у Надежды Осиповны прекратились. А что это была за незнакомка – доподлинно никто так и не узнал.
В 1826-м (год, когда Пушкин часто посещал фэнсионе Трапеция) брат его Лев решил поступить в военную службу, не извещая о своем намерении родителей.
Они уехали на лето в Михайловское, а он остался тогда в их пустой квартире в Свечном переулке. Собрал всю экипировку: белье, платье, несессер и кофейник со спиртовкой. Уже упаковывал лично, не доверяя слуге, дорожный баул. Надев новенький мундир, любовался собой в зеркале.
И тут, в (позади себя, в дверном проеме) увидел силуэт старушки. Которую принял за скончавшуюся семь лет назад свою гранд-манан, Марью Алексеевну Ганнибал.
Он обернулся: Бабушка, ты? Старая Дама подошла к нему, благословила крестным знамением и мгновенно исчезла.
Впоследствии в Варшаве, рассказывая об этом матери Павлищева (свояка, мужа сестры Ольги), Лев Сергеевич, который был совершенно не суеверен, прибавил: «Благословение тени добрейшей бабки нашей послужило, знать, мне на пользу. Во всех отчаянных сражениях с персиянами и поляками я среди адского огня не получил даже контузии, пули отскакивали от меня, как от заколдованного».
Сергей Львович и Василий Львович (отец и дядя поэта) видели наследственное привидение в один и тот же день и час, но постеснялись признаться друг другу. Не к лицу зрелым мужьям иметь видения, непостижные уму. Выяснилось это спустя много лет, в случайной беседе. Оба были взволнованы.
Лишь Александру Сергеевичу Серая Дама не являлась никогда (хотя, кто знает? Может быть, он это от всех утаил).
Сейчас Серую Даму порой замечают служители в Аничковом дворце – по ночам она маячит в коридорах и залах, любит сидеть на царском кресле.
Не та ли это Самозванка, что однажды забралась на трон императрицы Анны Иоанновны? Двойница ее, соперница?
Серая Дама – это Смерть?
Привидения фэнсиона Трапеция:
1. Серая Дама.
2. Соня Перовская с белым платком в руке и с удавкой на шее.
3. Пианист, играющий в белую ночь в доме Рубинштейна на Троицкой (вечный, не спящий в ночи художник).
Призраки (символы любви) Пушкинской улицы:
Мария Давыдова с гранатовым браслетом на запястье
Антонина Милюкова с похоронным венком, с надписью на ленте «От безмерно любящей жены»
Варвара Руднева со своей отрезанной седой косой в руках,
Соня Шемардина с полной охапкой звезд,
Зинаида Гиппиус с дневником, запертым на замочек,
Пелагея Стрепетова во вдовьей шали до полу,
Марья Савина в ажурных волансье,
Ида Рубинштейн с рубиновым перстнем на пальце ноги,
Мура Закревская с хвостом кометы,
Лили Брик в маленьком черном, с отделкой из меха белой шиншиллы (альбиноса) платье, которое лично для нее создал Диор…
Обнявшиеся, как сестры, в лодке Харона, переплывающей Фонтанку.
Если что-то объединяет их – то только страдание.