Благоговение

Виктория Луч
Что такое благоговение?

 Во многих литературных источниках я читала, что благоговение - это религиозный трепет, или страх и смирение, вызванные любовью и преданностью. Еще приводится определение, в котором звучит слово страх и ужас, состояние подавленности, возникающее при соприкосновении с чем-то прекрасным, величественным, грандиозным.

Так случилось, что и я испытала благоговение, но для меня это слово не стало синонимом слов трепет, страх, или ужас, потому что я испытывала это чувство в одни из самых прекрасных минут моей жизни. Для меня благоговение стало синонимом слову счастье.

Это было так. Мы пошли в церковь, которая открылась в Грязовце, городе, в котором я училаьс. Церковь была новая, каменная, большая. Кроме того, на дворе была уже весна, и она цвела и пела по всему городку, источая дивные ароматы, украшая пыльный, грязноватый городок живой, молодой зеленью, даря истинную радость от соприкосновения с молодостью, с пробуждающейся жизнью.

Я шла с моей подругой и секретарем нашей школы, и только мы ступили на ступени храма, как над нашими головами запел густой звон колоколов, зовущий к вечерне.

Войдя в храм, мы купили иконы и приступили к молитве. Я ощущала невыразимое, сладкое счастье, от которого рвется сердце! Его подогревал теплый, маслянистый, сладковатый запах каждения, чистое пение на клиросе и слова молитв, отдававшиеся в сердце во сто крат сильнее, чем под куполом высокого храма.

 То же самое произошло со мной, когда я читала книгу К.С. Льюиса "Хроники Нарнии". Благоговела я перед тем, как светло и ласково говорил автор книги о Боге, о его делах, о детях и их свершениях, а в душе моей постепенно росло и ширилось то самое, сладкое счастье, тихое, как вода, большое, как небо.

Благоговение, это одно из величайших чуств после любви, которое дано Богом. Оно возвышает человека, дает ему дополнительные силы для творчества, делает его почти равным Богу, и если бы человек испытывал это чувство, когда работал, даже самая нудная из работ стала бы новым стимулом для творчества, и возможно, мир стал бы чуть-чуть светлее и радостнее!...

Почему я сказала, что благоговение идет после любви?

Возможно, потому, что оно не всегда диктуется любовью. Благоговение возникает не из-за любви и диктуется, порой страхом и смирением, как было написано выше, поэтому оно не родственно любви, хотя и может перерасти в нее.

Кроме того, благоговение - это восторг, увеличенный в десятки раз, но подавляемый смирением и тишиной в душе.

Почему благоговение часто выглядит, как страх и состояние подавленности?

Все потому, что человек инстинктивно боится того, что превосходит его в тех, или иных качествах, даже если эти качества прекрасны.

Возьмем, к примеру, страх перед Богом. Человек благоговеет перед Богом, потому что он инстинктивно боится его всеобъемлющей доброты и любви к миру, его всесильности и всевластия, и этот страх становится частью благоговения, ведь человек понимает, что господь любит нас и весь мир, что окружает нас. Человек знает, что любовь Бога благая, дающая жизнь, и отсюда восторг, который тоже является частью благоговения.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что благоговение - прекраснейшее чувство, но его нельзя испытывать все время, потому что во-первых, человек не сможет вынести его силы, ведь ему надо считать себя не просто частью, а царем природы. При таком положении дел, человек уже не может испытывать благоговение перед Богом и природой, потому что становится рабом своих страстей.

Во-вторых, большинство из нас не наблюдает за окружающей природой, не ходит в церковь. Следовательно, ему трудно испытывать благоговение и напитываться его благотворной силой.

Что для вас является благоговением, решать вам, но оно, именно оно становится началом любви, ведь человек, видя красоту, испытывает восторг, а порой и страх, что недостоин ее, и это сладостное чувство становится истоком настоящей любви.

25. 07. 2014