Моя крестная

Антонина Кирножицкая
         Моя крестная.
 
 Тетя Валя , моя крестная пришла поздним вечером, когда приятная прохлада сменила дневной зной.
 « Тонечка, ты пойдзеш заутра у царкву? Мне трэба да споведзi.»
 « Пайду абавязкова. Алеж Вы нядауна былi у споведзi, на Зельну.» - удивилась я.
  « Слабею я , хутка мне 90 год будзе. Трэба мне да споведзi. Насцечка нас  падвязе.»
  «Трэба дык трэба. Заутра ранiцoй я прыйду да Вас» - соглашаюсь я.

   Моей крестной , бодрой  сухонькой старушечке , действительно скоро 90 -
4-го мая 2015 года, если Господь сподобит дожить.
   Жизнь ее долгая была нелегкой . Детство было довольно благополучным и счастливым. Родилась в большой дружной трудолюбивой семье: отец, мать, четыре сестры и старший брат -Юзик. Он один выжил во время эпидемии испанки. Шесть детских гробиков вынесли из дома за одну неделю. Оного сыночка вымолила бабушка у Господа. Господь милостив ,Он даровал бабушке четверых дочерей , родившихся с интервалами в два года. Жили хорошо , имели коров , свиней, птицу . Все давалось тяжелым трудом. Даже 12-ти летние девочки работали наравне со взрослыми . А очень трудолюбивая крестная была впереди опытных жнецов, их приходилось нанимать во время жатвы . Работников кормили хорошо и рассчитывались по совести. Они любили работать у дяди Ивана – моего деда . Семья не голодала, девочки учились в начальной школе  , а старшая Лена – в гандлевой. На большие праздники – Вяликдзень и Рождество все получали обновки и подарки. В воскресные дни все , нарядные и опрятные, шли в церковь. Долгими зимними вечерами девочки с матерью пряли , а отец читал им Святое Евангелее. Было в доме и радио. Тайком слушали «советов» , просчастливую жизнь под «Сталинским солнцем», совершенно не подозревая , что являются кулаками – ведь они не пьяницы , не лентяи , а честные труженики . Война – большая беда , но, увы, она спасла семью от высылки в Сибирь и неминуемой гибели. А после в войны , в сгоревшем почти до тла городе и лентяи , и труженики оказались одинаково нищими. Маму с крестной чуть не угнали в Германию. Когда девочки прятались за сараем, полицай, толстый мужик  , радостно сообщил немцу о находке . Неожиданно немец, пожилой инвалид, отпустил их : « Бегать! Шнель! Шнель!» Может быть у него в Германии остались такие же дочери?
       После войны мама поступила в пединститут , а крестная – в зубоврачебный техникум. Работать ей пришлось в отдаленной деревне . Сначала ездила на велосипеде, а потом купила мотороллер ( тогда его называли моторовый велосипед). У крестной был плащ из грубой кожи ,защитные очки, перчатки и шлем. Больные четко знали , когда зубной доктор будет на работе . Громкий «рев» мотороллера оглашал окрестности.
 Лет через пять крестную перевели в райбольницу , и «железный конь остался без работы.  Крестная всегда была решительным человеком , именно она отвезла меня годовалую в Минск и покрестила в церкви Александра Невского на военном кладбище . Для мамы – учительницы такой поступок грозил потерей работы . А крестная никогда не скрывала своих взглядов . Поскольку педагогом она не была, а была очень – таки незаменимым работником – могла  в любое время дня и ночи прибежать в больницу и лечить пациентов, начальство прощало ее.
   Тетушка поздно вышла замуж , все помогала сестрам растить детей и строиться. Муж ей достался спокойный и работящий . Но ,к сожалению, дядя Коля , в молодости прошедший фашистский концлагерь, рано ушел из жизни.
 Господь был милостив к крестной – в 42 года она родила дочку , у нее две внучки, одна из них Настенька отвезет нас в церковь. Настенькиному сыночку – правнучку крестной – скоро будет два годика.
       Крестная , сухонькая и маленькая ,как ребенок, старушка не очень то поддается болезням . До недавнего времени она ездила на велосипеде, а ее грядка вызывает зависть у гораздо молодых соседок.
     Крестная исповедалась, скрестив руки на груди приняла Причастие , потом немного растерялась , и я под руку отвела ее к запивочке ( кусочку просфоры с теплой водичкой)
    В память об этом дне я подарила крестной икону Святой Валентины Минской и сделала это, немного неумелое, фото.
     Живи моя крестная сто лет!