Культ священных детей

Евгений Габелев
Не сотвори себе кумира.



 

Говорят что дети это святое. Думают что это закон природы, и всяк кто усомнится в нем суть моральный урод, позорящий звание человеческого существа. Но что-то в этой теории постоянно не сходится…

 

Так что сейчас я буду нарушать ваши привычные табу.



 

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

 

Что может быть лучше ребенка, когда этот ребенок ваш, когда он растет у вас на глазах… и трудно поверить, что еще пару столетий назад подобная мысль показалась бы большинству из нас достаточно глупой.

 

Двести лет назад дети работали в шахтах, на заводах и фабриках, укладывали шпалы при строительстве железных дорог, без отпуска и выходных, и их труд вовсе не был ограничен восемью часами…

 

Дети буржуа были спасены от тяжкого труда, но помогали отцам в бизнесе, делая подсобную работу, детей дворян отдавали в пажи и фрейлины… то есть, в прислугу при других дворянах. И они служили.

 

Дети плавали юнгами на флоте и выполняли там самую тяжелую и грязную работу. Они могли завербоваться в армию, и шли под пули. Во время восстаний они бились на баррикадах, и никто не удерживал их.

 

Никто из взрослых, включая мудрых философов и гуманистов, не называл это бесчеловечным, а писатели с милой улыбкой воспевали детские подвиги и похождения, от которых волосы встают дыбом.

 

Пока детей было как грязи, их и считали за грязь. Когда в каждой семье рождалось по полдюжины, а то и по дюжине детей, пока голосящие оравы сновали под ногами… в них не было никакой ценности.

 

Никто не считал это противоестественным и порочным… пока не пришел двадцатый век с его новыми временами. Отношение к детям резко изменилось в Европе после первой мировой войны.

 

Привычный мир рухнул. Война унесла миллионы жизней, и не было новых, чтобы заполнить их место. Общественный прогресс плюс равноправие женщин сократили число детей в несколько раз.

 

Дети неожиданно оказались востребованы. Сперва как национальный ресурс, как новые рабочие и солдаты… а затем и как культурная ценность. Те, кого недавно считали недоделанными взрослыми, стали богами.

 

Тогда и возник новый религиозный культ. Культ детства.



 

ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ДЕТСТВА

 

Дети оказались ценностью, их стали беречь, о них стали заботиться, ими начали восхищаться, видеть в них смысл жизни и самое ценное свое достояние… ведь их стало так мало. Люди превозносят редкое.

 

Вскоре, шаг за шагом, от умиления человечество перешло к восхищению, а затем и к обожествлению. Ребенок стал оправданием жизни. Жить для детей, положить себя ради них, пожертвовать всем…

 

Нам стало странным тихое равнодушие, с каким поколения пращуров провожали детей на бессмысленную бойню… и возникло антивоенное движение. Мы не позволим своим вождям убивать наших сыновей…

 

Далее, как это часто бывает с предметом обожествления, им стали приписывать лучшие человеческие качества. А ведь еще в начале века, у Фрейда, ребенок это воплощение зла, аморальная похотливая амеба…

 

Однако уже в середине века, у Берна, ребенок – это идеальное существо, полное радости, спонтанной свободы и безграничной способности к творчеству, и нам надо лишь открыть его в себе, вспомнить себя…

 

Внутренний Ребенок стал заменой Внутреннего Духа – частицы Бога, идеального существа пребывающего в нас и заключающего в себе наш высший потенциал… и ни один человек в Европе не заметил подмены.

 

Всю человеческую деятельность стало модно описывать в терминах теории игр. Игра, развлечение детское и для взрослого немножко смешное, стала метафорой ситуаций, значительно превосходящих ее в сложности.

 

Философы соревнуются в том, какую еще сферу взрослой человеческой деятельности назвать игрой, и создают теории, призванные доказать что все игра… но эти теории не всерьез, они сами как игры…

 

Совершенно естественно, что детям начали подражать. Культ вечной молодости, чудеса косметологии и пластической хирургии, герои мультфильмов с фигурой подростка и чертами лица младенца…

 

Мир стариков, пытающихся притвориться детьми.



 

ИНФАНТИЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

 

Мода откликнулась первой. Раз дети ценны, коль детство свято, все больше людей хотят походить на новых кумиров. Одеваться как дети… и взрослые люди надевают короткие штанишки и легкие платьица.

 

Быть успешным, значит быть молодым. Быть, значит выглядеть… и эта игривая подмена реальности видимостью, для взрослого разума невероятная и смешная, вдруг стала естественной социальной нормой.

 

Дети притворяются, дети играют, они выдают себя за тех, кем не являются… и в этом нет позора, это просто игра… и миллионы взрослых начинают вести себя так же. Жить, притворяясь другим…

 

Возникла индустрия подделок. Миллионы вещей, выглядящих как дорогие.. но в то же время как детские, имитирующие форму и цвет игрушек… а потом пришел интернет, и начались Настоящие Игры...

 

Дети играют во взрослых, которые в это время притворяются детьми. Матери хотят выглядеть моложе дочерей, отцы отбивают подружек у сыновей… а подчас и у внуков. Я не морализирую, просто факты.

 

Пока это смешно, или как минимум интересно, об этом можно философствовать… но вскоре начинаются проблемы. Беда происходит, когда в моду входит детское мышление. Когда люди ведут себя как дети…

 

Когда взрослые люди перестают критично воспринимать информацию, что льется на них с экранов телевизоров и которую они черпают из интернета, когда досужие байки воспринимают как неоспоримую правду.

 

Общество не просто подражает детям. Оно все больше вживается в роль, и чувствует себя компанией подростков. Большие дети безответственны и часто ломают свои игрушки… но это еще не так катастрофично.

 

Беда случается, когда взрослые люди верят в бессмысленные сказки. Когда они теряют контакт с реальностью и погружаются в мир грез… словно скоро придут настоящие взрослые, и решат проблемы за них.

 

Беда что в руках у них при этом взрослое оружие.



 

ВЗРОСЛЫЙ МИР

 

Как бы там ни было, я пишу это не для того, чтобы судить детство. Лишь для того, чтобы напомнить себе и другим взрослым людям о взрослой жизни, взрослом мышлении и наших взрослых обязанностях…

 

Настоящие взрослые больше не придут. Мы и есть настоящие. И никто тут за нас ничего не решит, и никто ничего не исправит. Так и придется все делать самим.

 

Не сваливая на обстоятельства и правительства, на богов и героев…

 

И все у нас со временем получится.

 

Хотя и не сразу.