Для своего, для русского народа

Алексей Анненко
——————
Выдающийся русский художник Н. К. Рерих последние годы своей жизни провел в Индии, в Гималаях. И ныне его имя пользуется  там глубоким уважением. В январе начался отсчет 30-ой годовщины со дня провозглашения Республики Индии. Н. К. Рерих был одним из пионеров установления дружеских связей между нашими странами, ныне успешно развивающимися.
Наш земляк, журналист А. Анненков, работает над исследованием, посвященным Н. К. Рериху. Учитывая, что о жизни и творчестве Н. К. Рериха мало известно нашим читателям, публикуем очерк А. Анненкова.
------
ГРЕЗЫ ОБ ИНДИИ

Жизнь его напоминает красочную мозаику, подобранную смелым мастером по контрасту цветовых сочетаний. Родившись в 1874 году в Петербурге, он закончил свой жизненный путь в Индии, в 1947 году. Многие страны приветствовали художника, но сам он писал: «Для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности… Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения».
Обозревая жизнь Николая Константиновича Рериха, невольно удивляешься его целеустремленности. Еще гимназистом он проводит время в археологических раскопках, исторических изысканиях, его заметки публикуются в журналах. В эти годы он впервые берется за кисть. И тогда же появляется интерес к далекой, чудесной Азии. «Каждая памятка из Азии, — записывал он на склоне лет, — была чем-то особенно душевным, от ранних лет и на всю жизнь.»
В 1898 году Рерих закончил университет, а годом ранее Академию художеств. Звание художника ему было присвоено за картину из далекого прошлого Руси… Сумерки. Темно-зеленое зеркало реки. Притихший славянский поселок. Месяц из-за холмов освещает две фигуры в лодке. Один из них – гонец, несущий тревожную весть. Картина так и называется – «Гонец».
Особенное впечатление, не забытое до конца жизни, на Рериха произвело напутствие Л. Н. Толстого. Задумавшись над картиной, великий писатель спросил: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку?» Затем, посмотрев внимательно на молодого художника и, видимо, уловив, что картина Рериха лучшее свидетельство этому, продолжал: «Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше – жизнь все снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет».
Счастливо складывалось начало творческой жизни художника, которую современники называли «загадочной». Необычайной была многогранность, результативность его начинаний. Выставки в России и за границей, археологические исследования и создание многочисленных коллекций, работа в общественных организациях, преподавательская деятельность. И путешествия.
В 1903 – 1904 годах вместе со своей женой Еленой Ивановной, совершает поездку по древнерусским городам. Этюды были показаны на специальной выставке. Художник привлек внимание к архитектурным памятникам России, живописным языком призывая к их защите и восстановлению.
В 1906 году Рерих избирается директором школы Общества поощрения художеств, в 1909 – академиком живописи, в 1910 – председателем художественного объединения «Мир искусства». Знакомство и дружба связывают его с А. Блоком, М. Горьким, К. Станиславским, Л. Андреевым, И. Стравинским, С. Прокофьевым.
Юношеские мечты о далекой Индии, стране чудес, к этому времени стали неотлагательными устремлениями ученого. Но в 1914 году началась война. А в следующем он тяжело заболел и по настоянию докторов переселился в Карелию….. Здесь застала его весть об Октябрьской революции. Рерих принял победу народа не как «временное недоразумение» в отличие от некоторых интеллигентов, а как прочное и долговечное основание нового жизнеустройства России. «Культ истинного знания ляжет в основу ближайшей жизни, когда растает в пространстве все зло, рожденное человекоубийством и грабежом последних лет», — утверждает он в октябре семнадцатого.
Болезнь мешала вернуться, а события разворачивались стремительно. Территория, на которой он находился с семьей, отошла к Финляндии, получившей независимость, и Рерих оказался отрезанным от Родины.
Путь в Индию из революционной России был закрыт. Он чувствовал в себе силы продолжить дело русских исследователей, он должен был спешить, «иначе недалеко время, — размышлял он еще до войны, — когда английская культура сотрет многое, что нам так близко». Долг ученого, вдохновение художника и чувства патриота подсказывали ему побывать в Индии, чтобы затем на родине заняться изучением полученных результатов.

«БЫТЬ БЫ С НИМИ»

17 ноября 1923 года французский пароход «Македония» вышел из порта Марселя и взял курс на Бомбей. На борту находились Н. К. Рерих, его жена Елена Ивановна и сыновья — Юрий и Святослав. Через две недели, увидев берега Бомбея, художник воскликнул «Неужели Индия?» Мечта сбывалась. После осмотра достопримечательностей, после первых этюдов гималайских вершин – непосредственная подготовка к экспедиции. Она должна была через Гималаи привести Рериха в Советскую Россию. Наряду с научными, ставились и художественные задачи – создать цикл живописных полотен о жизни народов Центральной Азии.
Весной 1925 года Рерих вместе Еленой Ивановной и Юрием Николаевичем трогается в путь. Нелегким и опасным было предпринятое путешествие. Маршрут шел через Гималаи, через всю западную часть Центральной Азии.
Преодоленные испытания усилили радость встречи с Родиной. Рерих прошел Азию, взволнованную грандиозными переменами в Стране Советов. Он отмечал знаки, свидетельствующие о влиянии Октябрьской революции на жизнь народов Востока. Он говорил о Ленине: «К этому имени тянется весь мыслящий Восток, и самые различные люди встречаются на этом имени».
Строительство социалистического государства поражает своим размахом. Рерих раздумывает. Заманчиво продолжить путешествие, пересечь Тибет, но опять расставаться с Родиной? Он встречается с Г. В. Чичериным, А . В. Луначарским, Г. В. Бокием. Последний советует не упускать редкую возможность. Возникает договоренность о новом возвращении. Рерих получает советский экспедиционный паспорт.
После радостных встреч со старыми друзьями, оставив в Москве серию картин «Майтрейя», Рерих снова в пути. Месяц он проводит на Алтае, ищет подтверждения своим мыслям о переселении народов. В 1926 году он впервые в Сибири, и этот край, который он называет «страной глубокого прошлого и великого будущего», пленил его навсегда. «Приветствовать сибиряков, — записывает он, — это значит почувствовать и сказать что-то очень мужественное и созидательное».
Но как ни пленительна Сибирь, в частности, Алтай, куда он намечает вернуться в дальнейшем, дорога зовет вперед. Весной 1927 года из Улан-Батора экспедиция Рериха выступает на юг, через Гоби, Цайдам, Тибетское нагорье и Гималаи. Этот путь и ныне поражает воображение. Рериху и его спутникам, пишет советский географ Ю. К. Ефремов, «первыми из русских людей удалось осуществить вековую мечту отечественных исследователей… пересечь со стороны Сибири и Монголии весь Тибет с Гималаями и выйти в Индию».
Экспедиция увенчалась полным успехом. Первоначальная обработка результатов потребовала времени и условий. Так возник Гималайский институт научных исследований «Урусвати». Полагая, что это временно, Рерих поселился в предгорьях Гималаев, в долине Кулу.
Пристального внимания потребовало также международное культурное начинание, с которым выступил Рерих. В печати был опубликован проект соглашения об охране культурных ценностей. Вошедшее в историю под названием «Пакт Рериха», соглашение было направлено на действенную защиту памятников человеческого гения.
В начале тридцатых годов общее признание получает талант художника как непревзойденного живописца гор. Его картины воспевают поэзию горных вершин, искания древних подвижников, величие Гималаев. Альберт Эйнштейн пишет Рериху: «Я восхищаюсь  искренне Вашим искусством и могу сказать без преувеличения, что никогда еще пейзажи не производили на меня столь глубокое впечатление».
Экспедиции института «Урусвати», возглавляемы Рерихом, бороздят просторы Азии. В одной из них, в 1934-1935 годах, участвовал Н. В. Грамматчиков, ныне живущий в Хакасии. Среди особенностей характера Рериха Н. В. Грамматчикова привлекали «колоссальная эрудиция и в то же время простота, хотя он по сравнению с нами был, конечно, недосягаемо высок во всех отношениях». Рерих обладал способностью «казалось бы из самого малозначительного факта, из чего–то незначительного, на первый взгляд, создать творение глубокого содержания»
Экспедиция, в которой участвовал Н. В. Грамматчиков, была последней для Рериха. Он любил Гималаи и Индию, он дружил с лучшими людьми этой страны – Дж. Неру. С Радхакришнаном, Р Тагором, Дж. Боше, Б. Сеном и другими. Но его властно звало стремление приобщить свои знания и опыт к  строительству на Родине, и он готовился к возвращению.
Именно тогда застала Рериха весть о начале второй мировой войны. «Сердце не допускает, что еще один земной ужас начался», — с горечью отмечает он, понимая, что события на неизвестный срок отодвигают отъезд домой. А начало Великой Отечественной войны вызывает восклицание: «Болит сердце за жизни молодого поколения. Быть бы с ними!»
В годы борьбы советского народа с фашизмом у Рериха нет сомнений в победе. В своих картинах он вновь возвращается к героическим страницам русской истории, начинает издавать в Индии журнал, который дает правдивую информацию о Советском Союзе, устраивает выставки с продажей картин в пользу Красной Армии. По инициативе его сотрудников возникает Американо-русская культурная ассоциация.
И, наконец, Рерих торжествует: «Победа! Победа! И сколько побед впереди!» Вновь возобновляются сборы на Родину, переписка с советскими художниками. В октябре 1947 года Рерих заканчивает письмо И. Э. Грабарю многозначительным словом — «До свидания», но приступ сердечной недостаточности не позволяет вернуться домой.
Н. К. Рериха не стало. Однако мысли, волновавшие его, живут. На основе Пакта Рериха конференцией ООН заключена Международная конвенция, подписанная многими странами, в том числе СССР. Вернулись на родину творца его картины. В космосе Ю. А. Гагарину вспомнились краски рериховских полотен. И на западе, и на востоке прорастают плоды культурной деятельности русского художника. Его путь по странам мира – лучшее свидетельство мирных устремлений народов.
«Почему мне дорог Рерих? – писал автору этих строк литовский поэт Эдуардас Межелайтис. – Потому, что он из элементов этого прекрасного мира создал еще более прекрасный свой  собственный мир. Он конструктор, творец целого мира. Значит – гений».

А. АННЕНКОВ.
«Советская Хакасия». -  1979. - 11 февраля - № 36 (13379)


Справочное издание «Николай Константинович Рерих. Биобиблиографический указатель. М.: Международный центр Рерихов, 1999 - с. 124—125.» указывает, что в 1979 году в мире вышли 10 статей, посвященных жизни и творчеству Н. К. Рериха. Восемь – в Советском Союзе и две – за границей. Среди авторов – Л. Живкова, Т. Калугина, М. Кузьмина, Ю. Линник, В. Сидоров, Л. Шапошникова. В этом ряду очерк А. Анненко занимает достойное место, как одна из первых публикаций в изданиях для массового читателя советского времени.
Мы уверены, что и в наши дни, когда поток информации о Рерихах нарастает, очерк не утратил своей ценности. И позволяет напомнить о вехах великого пути.