Евразийский дискурс истории диалектики

Юрий Шпилькин


Как известно, в советское время официальная философия делилась на два раздела: «диамат» и «истмат» как «единственно верная», незыблемая трактовка марксистской философии. И когда в 1954 году Э.В. Ильенков и В.И. Коровиков выступили с простыми и ясными идеями, что нет ни «диамата» и «истмата», а есть материалистическая диалектика, понятая как логика мышления и деятельности, и материалистическое понимание истории, то такое заявление было воспринято как ересь. Обоим им пришлось уйти с философского факультета МГУ и всякий, осмелившийся заявить подобное подвергался остракизму. А речь шла, прежде всего, об отрицании онтологии, которая сводилась к учению о материи, ее вечности, бесконечности и об утверждении диалектики как логики и теории познания. Но и в постсоветское время, когда «диамат» был переименован в «онтологию», мало что изменилось. Отношение к идеям Э.В. Ильенкова со стороны философского официоза, по оценке  С. Н. Мареева, одного из самых вдумчивых исследователей философского наследия выдающегося философа, осталось прежним. [6].

В своей книге «Из истории советской философии: Лукач-Выготский-Ильенков» профессор С.Н.Мареев наряду с Э.В. Ильенковым называет имена таких его предшественников как Г.Лукач, Л.С.Выготский, которые противопоставили официальной версии диамата диалектическую логику. Их взгляды разделяли  сподвижники Э.В.Ильенкова ростовчанин А.В. Потемкин, А.Д. Майданский из Таганрога, москвич В.В.Давыдов, уроженец  Чимкента Ф.Т.Михайлов, и другие. Под влиянием московских ученых Б.М. Кедрова, П.В. Копнина, Э.В. Ильенкова, Е.П. Ситковского сформировался будущий академик, казахстанский философ Ж.М. Абдильдин. Под руководством профессора Ситковского аспирант философского факультета МГУ Ж. Абдильдин защитил кандидатскую диссертацию на тему «Гносеологическая роль конкретного понятия». А в 1959 году в Алма-Ате в Институте философии и права во главе с Ж. М. Абдильдиным  была создана группа по диалектической логике. Костяк группу составили талантливые ученые - интернациональная тройка: Л.К. Науменко, А.Х. Касымжанов, М.И. Баканидзе. Началом научно-творческой деятельности группы была публикации книги «Проблемы логики и диалектики познания» (1963 г.). Философ Эвальд Ильенков в своей рецензии на этот труд  в журнале «Вопросы философии», отметил: «Этот план работы можно смело расценивать, не рискуя впасть в преувеличение, как серьёзный вклад в разработку диалектической логики, мимо которого теперь не может пройти ни один автор, пишущий о логике. Здесь не упущена, пожалуй, ни крупица того, что до этого было достигнуто нашей литературой по данному вопросу, и сделан шаг вперед по сравнению со всем предыдущим».

В 1973 году Ж.М. Абдильдин совместно с А. Нысанбаевым издает книгу «Диалектические принципы построения теории», которая была удостоена республиканской премии им. Ч.Валиханова. В этом же году Институт философии и права, возглавил Ж.М. Абдильдин, и руководил им на протяжении 11 лет. Вскоре вышла его книга «Диалектика Канта». Показательно, что именно тогда в научный оборот вошел термин «диалектико-логические принципы».

С тех пор Алма-Ата стала признанным центром диалектической логики на Востоке. Здесь прошел первый всесоюзный симпозиум по диалектической логике, затем – второй. Только тогда коллектив Института приступил к написанию фундаментального труда «Диалектическая логика». Исследовался логический строй мышления в процессе практической деятельности, логико-гносеологический анализ науки. Эти исследования завершились обобщением диалектики как целостной системы универсальных логических категорий в четырехтомной «Диалектической логики» (Алма-Ата, 1985 -1988).
В 2000 году вышла из печати двухтомная «История диалектики». Сделана попытка обосновать диалектическую логику именно в истории человеческого мышления. К этому времени уже были опубликованы основные труды Э.В.Ильенкова:
- Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса  (1960)
- В.И. Ленин и актуальные проблемы диалектической логики  (1969)
- Диалектическая логика. Очерки истории и теории  (1974)
- Ленинская диалектика и метафизика позитивизма  (1980)
- Диалектическая логика. Очерки истории и теории  (1984).
- Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении  (1997)

Итак, историю диалектики коллектив ученых, предложил как евразийский дискурс в ее реальном историческом становлении как логики, начиная с диалектики досократиков и до наших дней. Известный российский мыслитель-энциклопедист А.Ф. Лосев подчеркивает: «специфической особенностью  античной диалектики при всей ее (1) пассивно-созерцательной духовности  всегда была  (2)  зрительная, (3) рассудочно-хлопотливая  и   (4)  текуче-сущностная  (5)  динамика  созидания материальных ценностей жизни». [5, с. 31].  Автор очерка по истории античной философии и диалектики в сборнике «История диалектики» уточняет это положение: «античная философия и диалектика началась мифом и мифом же закончилась. Когда античная мифология исчерпала себя, оказалась исчерпанной и античная философия» [2, с. 23]. 
Советская философия, оперировавшая оппозицией «материализм-идеализм» в решении «основного вопроса философии», безоговорочно античных досократиков, относила к материалистам и именовала их натурфилософами. Так и Гераклита из Эфеса рассматривала как наивного материалиста и стихийного диалектика. «Между тем, - считает автор главы о Гераклите А.А.Хамидов,- такая классификация досократиков и Гераклита, в частности, является нерелевантной». [8, с. 44]. Следует иметь ввиду, что важнейшим элементом  античного мировоззрения остается мифология, основанной на признании космоцентризма. Причем, даже боги находятся внутри Космоса и не причастны к его существованию. «В этом отношении, считает Хамидов, - знаменитые слова Гераклита: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей…» не только не является атеистической крамолой, но и не выражает ничего нового для древнегреческого сознания. Эти слова также не могут быть подведены под материалистическую парадигму философствования, как не могут и под идеалистическую» [8, с. 45]. «Гераклит Эфеский, считает Хамидов, - стоит на позиции объективной, притом положительной диалектики. Правда, Логос у него, монологичен, следовательно, монологична и его Диалектика» [8, с. 47 ].

Демокрит, в сущности, не признает целостных вещей, за исключением одной – атома. Вещи изменчивы, неустойчивы, представляют собой лишь некую летучую структуру. Традицию метафизического редукционизма Демокрита продолжил Рене Декарт. Вот пример его рассуждений: «…смерть никогда не наступает по вине души, но исключительно потому, что разрушается какая-либо из главных частей тела. … тело живого человека так же отличается от тела мертвого, как отличаются часы или иной автомат (то есть машина, которая движется сама собой), когда они собраны и когда в них есть материальное условие тех движений, для которых они предназначены… от тех же часов или той же машины, когда они сломаны и когда условие их движения отсутствует». Собственно весь двухтомник «История диалектики» нет необходимости пересказывать. Двухтомник подготовлен коллективом из 15 единомышленников-диалектиков. Особый интерес в 1 книге представляют  очерки москвачей Э.В. Ильенкова «Мышление как атрибут субстанции» и Г.В. Лобастова «Диалектика Аристотеля», а также очерки Ж.М. Абдильдина, посвященные диалектическим идеям Платона, трансцедентальной логике Канта, диалектической логике Гегеля. 

Диалектика Платона. Авторы очерка «Диалектические идеи в философии Платона» убеждены, что диалектические идеи Платона сопрягаются с учениями Пифагора и Сократа и противостоят гераклитовской диалектике логоса в мире вещей и демокритовскому атомизму. Они соглашаются с существующей периодизацией творчества Платона: 1) сократический (90-80 г.г. IV в. до н.э.); 2) критический (80-70 г.г.); 3) пифагорейский (60-50 г.г.). Примечательно, что Платон жил и творил уже в эпоху заката эллинской культуры, а это имеет большое значение для развития его диалектических идей. По Платону диалектика – это умение «ставить вопросы и давать ответы». Он усовершенствовал отрицательную диалектику, соединил с сократовским способом, помогающим родиться новой мысли и  оперировать отвлеченными понятиями. Такими отвлеченными понятиями в его философии явились идеи. Таким образом, ключ к его диалектике - в его учении об идеях. «В понимании Платона, - утверждают авторы очерка, - подлинным предмета познания являются идеи. По этой причине задача диалектики состоит, прежде всего, в познании идей, этих объективно существующих сущностей. Философское познание, по Платону, устанавливает каждое понятие обусловленное идеей добра, раскрывает место каждого понятия в системе при помощи деления и дедукции» [1, с. 105]. При этом Платон определяет диалектику как «способность, охватывая всеобщим взглядом, возводить к единичной идее то, что повсюду разрозненно, чтобы давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения». Но диалектика есть и «способность разделять все на виды. На естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них…»[7, с. 265]. Такое разделение и обобщение, добавляют авторы очерка, помогает рассуждать и мыслить, т.е. диалектика понимается здесь и как логика. 

Диалектика Аристотеля. «Историческая заслуга Аристотеля, - отмечает Г.В. Лобастов, - заключается в анализе и критической переработке предшествующей ему философской мысли и его диалектика – это продукт обобщения древнегреческой науки, исследования тех теоретических проблем, которые содержала в себе античная действительность» [4, с. 120]. В чем же состояла критическая переработка проблем диалектики Аристотелем? Как заметил Гегель, его ум проник во все стороны и области  реального универсума и подчинил понятию их разбросанное богатое многообразие. В связи с этим здесь уместно напомнить слова Энгельса о том, что диалектика более или менее была исследована двумя гениями: Аристотелем и Гегелем. Сам Аристотель основную свою заслугу видел «в создании и разработке теории умозаключения  и обосновании истины на основе трех известных законов логического мышления, которые именно Аристотелем и были сформулированы» [4, с.121].

Автор очерка «Мышление как атрибут субстанции», посвященный диалектике Спинозы Э.В. Ильенков убежден, что «огромную, далеко не до конца оцененную роль в развитии логики, в подготовке современного взгляда на предмет этой науки сыграл Спиноза» [3, с. 3]. Прежде всего, считает Ильенков, эта роль в решении вопроса об отношении мышления к миру тел в пространстве вне мышления. Спиноза сформулировал тезис о том, что «мышление и протяженность – это не две субстанции, а лишь два атрибута одной и той же субстанции», а не модус, не частный случай.  Атрибут - существенный, неотъемлемый признак предмета или явления — то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство. Э.В. Ильенков в своих публикациях занимает непримиримую позицию по отношению к позитивистам и неопизитивистам, атаковавшим логический принцип мышления Спинозы. А именно, его учения о том, что мир в целом есть единая субстанция и ни одна из частей, которой не способна существовать самостоятельно. В то время, например, неопозитивизм рассматривает мир как безмерное скопление, простое нагромождение  абсолютно независимых друг от друга «атомарных» фактов. Первый том завершается  очерками А.М. Кенисарина, посвященными исследованиям диалектике в философии аль-Фараби и Абу Али Ибн Сины.