Отзыв на пьесу Анекдотическое путешествие Александ

Надежда Хисметова
Александру Валентиновичу Куражеву, автору пьесы «... помилуй нас, грешных!»
(«Анекдотическое путешествие», написанное по очеркам и повестям И.А. Гончарова)

Уважаемый Александр Валентинович! Я знаю Вас, как хорошего знатока творчества И.А. Гончарова. Плакала в финальной сцене спектакля «Я — Обломов» Михаила Угарова, поставленном Сергеем Тюжиным на Малой сцене Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова, где Вы играли роль Захара. Я была потрясена глубоким подходом в области выражения чувств при создании образа простого русского человека (верного слуги).
После прочтения вашей пьесы сразу вспомнился военный городок, кордон, посёлок торфоразработчиков в Тамбовской области и их праздники (свадьбы, смотрины, проводы в армию, Пасха, Троица). Тамбовская область очень музыкальная. На всех этих праздниках по восемь часов к ряду пелись частушки под народные мотивы Семёновны, Камаринской, Подгорной. Население военного городка (кроме офицерских семей) было очень религиозное и сдержанное, но при исполнении свадебных частушек допускалось любое содержание текстов. И чем забористей и, даже можно сказать, похабнее был текст, тем больше он нравился окружающей импровизированное выступление публике. Это был своего рода спектакль. Под звуки гармошки, баяна или привезённого из Германии аккордеона и даже гитары исполнялись непрерывно частушки. Поющие вставали в большой круг и под музыку с притоптыванием и даже с выбиванием чечётки исполнялись частушки. Если исполнитель полностью исчерпывал свой репертуар или очень уставал, то он подходил к любому человеку частушечного круга, обращался к нему с персональной частушкой, вызывал его в круг, а сам становился на его место. Человек благодарил за приглашение в круг, иногда тут же подходил к следующему, приглашая его на замену своей персоны, или же начинал петь частушки и припевки. Иногда в кругу оказывалось по несколько человек; и тогда начинались целые соревнования: кто кого перепоёт. Зрелище было необыкновенно весёлое и динамичное. В конце концов почти весь круг начинал петь и плясать каждый своё, но, не перебивая друг друга. Каким образом соблюдалась очерёдность сложно было понять?..
На свадьбу приглашалось обычно около ста человек. А неприглашённые обычно рассаживались на заборах, дети — на деревьях. И все вместе созерцали, и слушали это захватывающее, никогда не повторяющееся зрелище. Несмотря на то, что этот период моей жизни приходился на суровые для религии 50-е годы, простой народ: торфушки и кордоновские,  — были очень набожные люди и их дети ходили в Военно-лесхозовскую школу с крестиками на шее, а мат употреблялся в обиходе крайне редко, но частушки на гуляньях меня, ребёнка, потрясали своим содержанием. Но прошло много лет, и в моей памяти остались только три, не мною сочинённые частушки:
1. «Самолёт летит из Америки,
А Семёновна вяжет веники».
2. «Самолёт летит и мотор гудит,
А Семёновна за рулём сидит».
3. «Самолёт летел, крылья тёрлися,
Вас никто не звал, а Вы припёрлися».

В большем количестве у меня в памяти сохранились частушки, написанные самой, обращённые к Матане (другу сердца, подруге, старушки, резко осуждающей поведение окружающих, но, чаще всего, к незадачливому кавалеру, над которым все подсмеивались.)
Но так как я их сочинила как запасной вариант, на случай растерянности в частушечном круге, и они повторялись часто, то я запомнила их на всю жизнь:

*     *     *
Эх, Матаня,  МатанЯ, милый мой Матаня!
Что же дружишь не со мной, а с какой-то Таней?

*    *    *
Мы с Матаней целовались целый вечер горячо!
Руку я ему сломала, он мне вывихнул плечо.

*      *      *
Ах, Матаня, нынче с Ваней мы отправились в село.
За ночь вёсла все сломали, лодку в Волгу унесло.

*      *     *
Милый, мой родной Матаня! Не гуляю больше с Ваней.
Пусть хороший тракторист... На свиданьях не речист....

*      *     *
Ох, Матаня, милый друг! Позабудь своих подруг!
Никуда свой нос не суй! Только Наденьку целуй!

*     *     *
Мой Матаня озорной! Потеряла я покой.
Ночи длинные не сплю: его в Бокино ловлю.

*      *     *
Эх, Матаня, мой Матаня, к Мане ты зачем пришёл?
Чем она тебя так манит? Огурцов хорош засол?..

*      *     *
Ты, Матаня, мне не ври! С кем гулял ты до зари?
В камышах всю ночь сидел? И свалил в спине прострел?

*    *    *
Ах, Матаня, ты — Матаня, позабудь дорожку к Ане!
Только Наденьку люби, помни клятвы на крови!

*     *     *
Мой Матаня ходит к Мане, чтобы огород копать.
Но Вы видите все сами — грядок там ведь не видать.

*      *      *
Ах, Матаня, мой Матаня, ты не траться на других.
Ведь в ловушку девки манят! Сторонись, мой милый, их.

*      *      *
Целый вечер барабанят девки в дверь, заняв крыльцо.
Говорят, что мой Матаня написал мне письмецо.

*       *      *
Собирайтесь девки в круг: меня бросил милый друг.
Шёл Матаня на свиданье, напугал его петух.

Очень поздно возвращался ото всех моих подруг.
Говорит: «Тебя искал и дорогу потерял...»

*      *     *
Петушок Матане пел в рассветной рани:
«До зари домой спеши или спрячься в камыши.

Тебя Наденька найдёт, словно Липку обдерёт,
Пробираясь по грязИ, огородами ползи».

*      *      *
Расскажи: «Зачем Матаня появился утром ранним?»
— Он тебя всю ночь искал, все монеты растерял.

А пока к тебе он шёл, говорит, что клад нашёл
В твоей пламенной душе на дороге в камыше...

Есть и другие, на мотив «Подгорной», но менее удачные:

*       *      *
Ах, «Подгорна», ты — «Подгорна», широкая улица.
Расскажи мне с кем мой друг по ночам целуется!..

*      *      *
Ах, «Подгорная», ты — «Подгорная», днём ты пыльная,
Очень сорная! Но всегда для всех хлебосольная!

Их можно петь до бесконечности...
Поэтому народный песенный и частушечный фольклёр сразу захватывает мою душу при чтении пьесы. Я уже представляю на сколько эффектно это будет выглядеть на сцене!
Основное население Кордона, военного лесхоза, торфяных разработок состояло из женщин.
И, несмотря на то, что эти женщины были очень набожны (большое значение имело, конечно, то, что воинская часть располагалась на территории бывших мужского и женского монастырей), у основной части детей, которые ходили со мной в школу, не было отцов. Рядом с одинокими женщинами жили солдаты. И несколько километров, разделявших казармы и посёлки, не были большим препятствием. Незаконнорожденность этих детей никогда никем не обсуждалась! Матери очень любили своих незаконнорожденных сыновей и дочерей, очень о них заботились. Эта терпимость к блуду в этом месте была стародавняя. Посёлок, где размещалась воинская часть, назывался Тригуляем. Название связано с легендой, согласно которой три монаха сделали подкопы к женским кельям, и каждый вечер эти три пары гуляли в своё удовольствие. Я уже в пять лет знала содержание этой легенды.
В основу пьесы «... помилуй нас, грешных» положена маленькая повесть И.А. Гончарова «Уха». Вы, Александр Куражев, не ввели в пьесу никакой отсебячины. Тексты взяты из гончаровских произведений. Автором сохранён дух эпохи и быта, описанный Гончаровым. В пьесе рассматривается отношение простого народа к двум смертным грехам: блуду и чревоугодию. И.А. Гончаров в своих произведениях не очень жёстко осуждает простых людей... Скорее он даже жалеет их: из-за отсутствия гармонии в браке у этих трёх пар, темноты и невежества супругов, толкающих жён на грехи. Назвать пьесу крамольной нельзя, так как тексты, из которых построено произведение, были опубликованы 120 лет назад, во времена церковной цензуры. И, если женщины благодарны Ерёме за полученное от греха удовольствие, то занимающаяся блудом Туфаева проклинает Александра Адуева, после разрыва их порочной связи, не перешедшей в церковный брак. Супруги в пьесе «... помилуй нас, грешных» после грехопадения и покаяния продолжают заботиться о своих мужьях, уважают и почитают их. Кроме того, автором пьесы подчёркнуто то обстоятельство, что грехопадение произошло на природе. То есть, это даёт объяснение случившемуся: все мы дети природы и плотские грехи сложно подавлять в себе. Когда Христу привели блудницу и потребовали наказать её, то Он предложил бросить в неё камень каждого, кто не грешен. И, боясь Божьей кары, никто не решился это сделать.
В религиозном журнале «Каков библейский взгляд на секс?» приведены ответы на десять вопросов о сексе:

«1. Заключался ли первородный грех в том, что Адам и Ева вступили в интимные отношения?
   
Ответ. По мнению многих, запретным плодом были сексуальные отношения. Однако Библия этому не учит.
Обратите внимание, что Бог повелел Адаму не есть «с дерева познания добра и зла» ещё до сотворения Евы. (Бытие 2:15 — 18). Этот запрет не мог относиться к половым отношениям, потому что тогда Адам был один. Кроме того, Бог дал Адаму и Еве ясное поведение: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю» (Бытие 1:28).
Стал бы любящий Бог говорить людям: «Наполняйте землю», что, естественно, подразумевало интимные отношения, а затем наказывать людей за то, что они исполняют его задание? (1 Ионна 4:8)

И, наконец, Бог не осудил Адама и Еву за то, что они вступили в интимные отношения и у них родились дети (Бытие 4:1,2)...

2. Считает ли Библия сексуальные удовольствия грехом?

Ответ. В первой книге Библии говорится, что Бог создал людей «мужчиной и женщиной». О своём творении Бог сказал: «Очень хорошо» (Бытие 1:27,31). Позднее под вдохновением Бога мужьям было дано такое наставление: «Находи радость в жене твоей юности... Пусть тебя всегда опьяняют её груди, постоянно наслаждайся её любовью» (Притчи 5:18,19). Следует ли из этих библейских отрывков, что сексуальное удовольствие — грех?
Как видно, Бог создал людей так, что интимные отношения позволяют им не только иметь детей, но и выражать друг другу свою нежность и любовь. Благодаря таким отношениям муж и жена могут удовлетворять эмоциональные и физические потребности друг друга.

3. Допустимо ли, чтобы не состоящие в законном браке люди жили вместе?

Ответ. В Библии недвусмысленно говорится: «Бог будет судить блудников» (Евреям 13:4). И если Он требует, чтобы интимные отношения были ограничены узами брака, значит, у него есть на то веские причины...

4. Приемлема ли полигамия?

Ответ. Какое-то время позволял мужчинам иметь больше, чем одну жену (Бытие 4:19; 1-4, 29-18-30:24). Однако полигамия не входила в его первоначальный замысел. Он дал Адаму только одну жену.
Как представитель Бога, Иисус Христос вновь установил первоначальную форму для брака — единобрачие (Иоанна 8:28)... Иисус подчеркнул: «Сотворивший их с самого начала создал их мужчиной и женщиной и сказал: «Поэтому мужчина оставит отца и мать и прилепится к своей жене, и двое станут одной плотью» (Матфея 19:4,5)».

Остальные вопросы и ответы не касаются содержания пьесы.

Но по поводу грехопадения трёх героинь пьесы сложно что-то говорить резко осуждающее. Грех произошёл на природе. Живя в одном дворе никто из них и не помышлял о блуде. Каждая любила своего мужа, уважала его, оберегала. Но мужья, видимо, не очень стремились исполнять супружеский долг.
Мещанин, содержатель бани, Прокофий занимается ежедневно обжорством. У его жены Василисы одно удовольствие посмотреть на мужчин через дырочку в бани.
Дьяк местной церкви, Фёдор с одной стороны постоянно молится, с другой стороны своими рассуждениями сам подталкивает жену к грешным мыслям. И за иконой у дьяка бутылка спиртного.
Приказчику барского имения Денису Давыдовичу не до жены Матрёны. Он целыми днями за девками бегает.
Обрюхативший в этой поездке сразу трёх женщин Ерёма о грехе и не помышлял. Он лёг спать один. Женщины сами к нему пришли и совратили его.
Все четверо покаялись в грехе, но, возможно, через год поедут на рыбалку и опять согрешат.
Сам Иван Гончаров, объясняя историю написания зарисовок из жизни простых людей, писал в «Слугах старого века»:
«Годятся ли на что-нибудь эти эскизы, займут ли кого-нибудь — пусть решат «сведущие люди».
Впрочем, наше, нестрогое литературное время многое и многим сходит с рук: может быть, и мне сойдёт».
Иван Александрович Гончаров был глубоко религиозным человеком, но он знал, что тема, затронутая в повести «Уха», всегда волновала простой русский народ.
Опубликовав зарисовки о фривольной жизни простого народа, который постоянно грешит и кается, он сам просит в заключении повествований прощения и надеется на него.
В том же журнале, на который я ссылалась ранее, есть статья «Супруги, вместе растите духовно».
«Что такое духовность?»
Под словом «духовность» в Библии подразумевается взгляд на жизнь или отношение к жизни (Иуды 18,19). Апостол Павел обратил внимание на то, что духовные и плотские люди смотрят на жизнь по-разному. По его словам, люди, у которых преобладают плотские склонности, думают только о себе. Они поступают, как считают правильным, а не руководствуются нормами Бога (Коринфянам 2: 14; Галатам 5:19,20).
В противоположность им духовные люди ценят Божьи нормы. Поэтому в обращении с другими они проявляют любовь, доброту и мягкость (Исход 34:6). Они подчиняются Богу даже тогда, когда им это неудобно (Псалом 15:1,4).
Супругам необходимо вместе расти духовно...
Конечно, чтобы развивать духовный взгляд на жизнь, необязательно состоять в браке...»
Кроме того, духовный рост человека вырабатывает в его характере такую ценную черту, как терпимость: «...не судите и не судимы будете». Об этом нужно помнить всем.
В пьесе предусмотрена широкомасштабность действия. Во время развития действия на экране появляются панорамы с видами окрестностей, где происходят события, что усиливает восприятие содержания материала.
Я также очень люблю использовать при написании пьес этот приём.
Я очень рада за Вас, Александр Валентинович, что Вас заняли гончаровские эскизы. Вы как бы ответили Ивану Александровичу Гончарову на его вопрос, заданным им 120 лет назад. Его эскизы заняли Вас и сподвигли на написание очень интересной пьесы, которая злободневна до сих пор. И учёные, и искусство, и религия очень переживают из-за неустойчивости в настоящее время института брака. Большое количество разводов расстраивают и государство, и граждан. В пьесе дан чётко один ответ: терпимость в браке к грехам супруга, в какой-то степени, может укрепить брак. Но в тоже время ни каждый из супругов готов простить измену....
Также стоит учесть ещё одно обстоятельство: пьеса была написана в юбилейный для повести «Уха» год (120 лет тому назад). Очень хотелось бы увидеть её, поставленной на сцене в 2012 году, юбилейном для Ивана Гончарова. Желаю Вам творческих успехов.

Надеждам Никищенкова, член Ульяновской организации Российского союза профессиональных литераторов.
6.11.2011.
P.S. Печатается черновик письма. Письмо в последнем варианте было передано Александру Валентиновичу Куражеву.