Обморок

Лариса Вер
«Мама, мамочка, помоги мне!» - Галя смотрела через окно на дождь и на дом напротив. Там, она знала наверняка, мама сейчас варила обед и напевала вполголоса на французском. Надо принять решение, а голова пуста как никогда прежде. Мама верила в то, что дочь всегда одолеет самую высокую планку, но не получается сегодня! Растерянность и отчаяние проникали в сердце холодными струйками. А перед глазами сами собой вспыхивали какие-то картинки…
- Галочка – математическая звездочка нашего класса! – старенькая первая учительница обнимала тогда третьеклашку за плечи и хвалила при каждом удобном случае и маме, и коллегам. Но также часто и напоминала, что своими способностями надо обязательно пользоваться не только в личное благо. Надо помогать отстающим ребятам, отстаивать честь школы на олимпиадах и конкурсах. Теперь первая учительница осталась далеко в прошлом, но теплота и любовь чуть согрели воспоминанием…

- Как это получилось, Галина? – Новая картинка всплыла перед глазами. Мама с дневником в руках. На странице впервые в Галиной школьной жизни тогда нарисовалась «тройка» за контрольную работу по математике. Новая школа, новые правила, совсем другие ребята – после переезда в областной город Галя как-то растерялась и … допустила такую оплошность. После нескольких лет в качестве «круглой» отличницы подобная оценка ее знаний и готовности к контрольной работе выбили из привычной жизни маму даже больше, чем саму Галю. Засыпая, она слышала, как мама на кухне тихонько плакала и жаловалась бабушке в телефонную трубку, что дочь «совсем скатилась! До «троек»! Гале было и обидно, и жалко. Всех: себя, маму, бабушку… Та некрасивая оценка была не по ее вине: просто оформляли работу в этой школе совсем не так, как она привыкла, а Галя не успела переписать последнюю задачу. Но мама в школу не пошла для выяснения: «Я унижаться и выпрашивать оценки для дочери не приучена!»

Способности к учебе передавались в семье как-то из поколения в поколение. Бабушка хранила целую папку благодарностей и похвальных листов своей дочери – Галиной мамы. Итогом маминой старательности стала серебряная медаль по окончании школы. А бабушка закончила два института, и была в семье эталоном учености.

«Что же делать? Что делать?» - мысли метались из стороны в сторону. Рядом, на расстоянии взгляда сидели друзья. Все были заняты. Все работали – сосредоточенно и тихо. И только Галино сердце прыгало и бухало.
- Моя дочь все успевает! И между прочим, в музыкальной школе тоже первая ученица! – Мерзкая была сцена, когда на аллее парка они случайно столкнулись с Жориком, первым другом Гали в новой школе и его мамой. Та пожаловалась, что Жора не всегда успевает прочесть все, что задают, и потому получает много троек. Так стыдно было за маму: зачем она отчитала маму приятеля? Жорка ведь еще и спортом занимается, причем сам ездит на другой конец города. О таком свободном перемещении Галя всегда только мечтала! Столько самостоятельности ей никогда не давалось. Только со взрослыми – папой, мамой или братом – разрешалось ездить по городу. Только в пятом классе Галя настояла на единоличных походах в библиотеку на другом конце улицы. И открыла для себя огромный мир великих людей: больше всего ей нравилось читать о путешествиях мореплавателей и детстве ученых. Мир животных, сказки и большие книжки с яркими картинками  фантастических миров совсем не трогали…
«У меня есть еще десять минут!» - в голове стучали уже не минуты, а секунды. Били по затылку, а потом стекали за шиворот вместо холодных капель майского дождя. «Жорка! Ну почему ты сломал ногу?! Одно твое присутствие рядом уже помогло бы!» Пусть он был немногословным и хмурым, но таким надежным другом, каких не часто встретишь. У Гали как-то ненароком выработалось правило советоваться с ним по поводу всего, что происходило в ее тихой жизни. Его молчание или внимательный цепкий взгляд часто подсказывали ответ. Хотя она никогда не говорила приятелю о том, что его мнение важно.

«Я всех подведу! Маму расстрою! Надо еще подумать…» - Галя запустила пальцы в волосы, сжала кожу головы. Но в голове было пусто. Буквы, цифры, мысли, обрывки мелодий, картинки – все спуталось. Глаза предательски наполнялись слезами, растворяя жизнь в соленой воде. Галя никогда не позволяла себе плакать на людях. Это признание собственной ничтожности, как считала мама. Поэтому все неудачи, обиды и разочарования Галя привыкла доверять только большому и нелепому, но самому любимому плюшевому клоуну. Когда-то он поселился у нее на диване и стал доверенным лицом на долгие годы.

«Минута, еще минута есть. Надо собраться!»

- Дети! Сдавайте работы. Эта контрольная работа по итогам шестого класса – итоговая. И в зависимости от ее результатов будут выставлены четвертные оценки.

Почему-то поплыли очертания мира, стало все неважно, звуки стали доходить будто через трубу…

- Мария Валерьевна! А Галя Осипенко…. упала! Она что, в обмороке?