211-я смешанная авиационная дивизия

Владимир Савончик
211-я смешанная авиационная дивизия.

(краткая историческая справка)

211-я смешанная авиационная дивизия сформирована 10 мая 1942 года на основании Приказа ВГК №0083 от 5 мая 1942 года на базе Управления Военно-Воздушных Сил 22-й Армии.

Нахождение в строю:

С 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.

В составе действующей армии:

С 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года. (36 дней) Перечень №6.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С 10 мая 1942 года по 16 мая 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил Калининского Фронта.
С 16 мая 1942 года по 14 июня 1942 года  – в составе 3-й Воздушной Армии Калининского Фронта.

Состав дивизии:

1-й Гвардейский истребительный авиационный полк – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года. Передан в состав 210-й истребительной авиационной дивизии.
6-й Гвардейский штурмовой авиационный полк – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года. Передан в состав 212-й штурмовой авиационной дивизии.
128-й ближнебомбардировочный авиационный полк – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года. Передан в состав 211-й ближнебомбардировочной авиационной дивизии.
163-й истребительный авиационный полк – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года. Передан в состав 210-й истребительной авиационной дивизии.
617-й ночной бомбардировочный авиационный полк – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
235-й штурмовой авиационный полк – с 11 июня 1942 года по 14 июня 1942 года. Передан в состав 212-й штурмовой авиационной дивизии.
451-й штурмовой авиационный полк – с 13 июня 1942 года по 14 июня 1942 года. Передан в состав 212-й штурмовой авиационной дивизии.
809-й штурмовой авиационный полк – с 13 июня 1942 года по 14 июня 1942 года. Передан в состав 212-й штурмовой авиационной дивизии.

Командир дивизии.

Герой Советского Союза полковник Байдуков Георгий Филиппович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года. Назначен на должность командира 212-й штурмовой авиационной дивизии.

Военный комиссар дивизии.

Батальонный комиссар Усатый Фёдор Иудович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года. Назначен на должность военного комиссара 211-й ближнебомбардировочной авиационной дивизии.

Начальник штаба дивизии:

Подполковник Баранов Михаил Андреевич – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года. Назначен на должность начальника штаба 212-й штурмовой авиационной дивизии.

Военный комиссар штаба дивизии

Батальонный комиссар Феоктистов

Участие в операциях и битвах:

УТОЧНЯЕТСЯ

Потери:

6-й Гвардейский штурмовой авиационный полк

4 июня 1942 года. Нестеренко Владимир Карпович. Гвардии майор. Командир эскадрильи 6-го Гвардейского штурмового авиационного полка. На самолете Ил-2 не вернулся с боевого задания из района станции Торопа. Жив. Вернулся в полк 8 июля 1942 года.

128-й ближнебомбардировочный авиационный полк

22 мая 1942 года. Бабенко Пётр Григорьевич. Сержант. Стрелок-бомбардир 128-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. На самолете Пе-2 после выполнения боевого задания при вынужденной посадке в районе Торжок получил тяжелое ранение, от которого умер в госпитале.
8 июня 1942 года. Голушко Николай Дмитриевич. Капитан. Командир звена 128-го ближнебомбардировочного авиационного полка. На самолёте Пе-2 при выполнении боевого задания сбит истребителями противника в районе Холм – Дулово.
8 июня 1942 года. Греченко Гавриил Николаевич. Младший сержант. Воздушный стрелок-радист 128-го ближнебомбардировочного авиационного полка. На самолёте Пе-2 при выполнении боевого задания сбит истребителями противника в районе Холм – Дулово. Жив.
8 июня 1942 года. Куваев Василий Петрович. Старший лейтенант. Стрелок-бомбардир 128-го ближнебомбардировочного авиационного полка. На самолёте Пе-2 при выполнении боевого задания сбит истребителями противника в районе Холм – Дулово.
12 июня 1942 года. Бобрицкий Михаил Андреевич. Младший лейтенант. Лётчик 128-го ближнебомбардировочного авиационного полка. На самолете Пе-2 при выполнении боевого задания по бомбардировке аэродрома Великие Луки отстал от ведущего и произвел вынужденную посадку в районе Селижарово. Получил тяжелое ранение и умер в госпитале от ран. Похоронен в посёлке Селижарово Калининской области.

163-й истребительный авиационный полк

11 мая 1942 года. Молоканов Александр Петрович. Старший лейтенант. Командир звена 163-го истребительного авиационного полка. При возвращении с патрулирования на самолете Як-1 над аэродром Федотово на высоте 200 м отломилась консоль левой плоскости, самолет упал, летчик погиб. Похоронен 500 м юго-восточнее деревни Федотово Торопецкого района Калининской области.
7 июня 1942 года. Перетокин Евгений Иванович. Старшина. Лётчик 163-го истребительного авиационного полка. На самолёте У-2 вылетел на аэродром Мигалово для приема самолета Як-7. К месту назначения не прибыл. Пропал без вести.
7 июня 1942 года. Терещенко Дмитрий Алексеевич. Инженер-майор. Старший инженер 163-го истребительного авиационного полка (кавалер орденом Красной Звезды). На самолёте У-2 вылетел на аэродром Мигалово для приема самолета Як-7. К месту назначения не прибыл. Пропал без вести.

СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ

Дислокация штаба дивизии.

УТОЧНЯЕТСЯ
14 июня 1942 года  на основании Приказа НКО №00122 от 10 июня 1942 года 211-я смешанная авиационная дивизия преобразована в 212-ю штурмовую авиационную дивизию.
Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в дивизии:

Алексеев Григорий Федотович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Андрюшин Яков Иванович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Байдуков Георгий Филиппович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Берников Михаил Михайлович – с 13 июня 1942 года по 14 июня 1942 года.
Блохин Иван Иванович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Бутко Александр Сергеевич – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Виноградов Иван Никифорович – с 13 июня 1942 года по 14 июня 1942 года.
Гарин Борис Иванович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Герасимов Иван Николаевич – с 13 июня 1942 года по 14 июня 1942 года.
Дранко Пётр Александрович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Зевахин Михаил Степанович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Зудилов Василий Фёдорович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Маликов Илья Антонович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Молодчинин Алексей Егорович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Мусиенко Иван Александрович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Мусинский Николай Степанович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Павлов Михаил Никитович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Паршин Фёдор Игнатьевич – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Пивнюк Николай Владимирович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Свиридов Алексей Андреевич – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Старостин Николай Фёдорович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Фильченков Сергей Яковлевич – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Щеглов Степан Степанович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Яшин Виктор Николаевич – с 10 мая 1942 года по 10 июля 1942 года.

Лётчики-ассы проходившие службу в дивизии.

Блохин Иван Иванович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Дранко Пётр Александрович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Зудилов Василий Фёдорович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Клименко Виталий Иванович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Котюков Сергей Иванович – с 10 мая 1942 года по 10 июля 1942 года.
Молодчинин Алексей Егорович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Сенченко Владимир Петрович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Яшин Виктор Николаевич – с 10 мая 1942 года по 10 июля 1942 года.

Личный состав управления дивизии

Байдуков Георгий Филиппович
Баранов Михаил Андреевич
Усатый Фёдор Иудович

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия 15 августа 2020 года.

Алексеев Григорий Федотович

Родился 22 января 1918 года в селе Истошино Бердюжского района Тюменской области в семье крестьянина.
Служил в рядах Красной Армии с 1939 года, где в 1940 году окончил школу воздушных стрелков-радистов.
В феврале 1940 года был направлен в 128-й бомбардировочный авиационный полк, расквартированный в Белоруссии, где был зачислен стрелком-радистом в 3-ю эскадрилью, в экипаж младшего лейтенанта Пивнюка Н. В. С июня 1941 года воевал на фронтах Великой Отечественной войны.
До 7 июля 1941 года Алексеев Г. Ф. в экипаже Пивнюка Н. В. ежедневно летал бомбить танковые и моторизированные колонны противника в районе белорусских городов Гродно, Вильнюса, Молодечно. Затем летчики осваивали новые боевые машины Пе-2.
С 26 декабря 1941 года сержант Алексеев Г. Ф. снова оказался на фронте.
Старшина Г. Ф. Алексеев на фронте совершил 217 боевых вылетов на разведку и бомбардировку железнодорожных узлов, аэродромов, опорных пунктов и скоплений войск противника, сбил в воздушных боях 7 и уничтожил на земле 15 вражеских самолётов.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны демобилизован. Заочно окончил Ишимское педагогическое училище. Работал в родном селе директором школы.
Умер 2 мая 1957 года. Похоронен в селе Бердюжье Тюменской области.

Андрюшин Яков Иванович

Родился в городе Ставрополе-Кавказском Ставропольской губернии, в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1942 года. Окончил рабфак при Краснодарском педагогическом институте.
В 1931 году призван в ряды Красной Армии. В 1933 году окончил Луганскую школу военных пилотов. Принимал участие в освобождении западной Белоруссии и в советско-финляндской войне 1939—1940 годов. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Центральном фронте.
За первый месяц Великой Отечественной войны, летая на самолёте СБ в должности помощника командира эскадрильи, Я. И. Андрюшин произвёл 16 боевых вылетов. Без прикрытия своих истребителей, благодаря умелому маневрированию и организованному ведению огня, всегда с честью выходил из самых сложных положений воздушной обстановки.
16 января 1942 года ведущим шести самолётов Я. И. Андрюшин уничтожил до 15 самолётов противника. 7 февраля 1942 года ведущим звена бомбардировал колонну автомашин на дороге Сержино-Рубежное с высоты 500 метров. В результате уничтожено до 25 автомашин, 2 орудия.
19 мая 1942 года возвращаясь с разведывательного задания, самолёт Я. И. Андрюшина загорелся в воздухе, но, благодаря исключительному мужеству и высокому пилотному мастерству, лётчик приземлил горящий самолёт и спас жизнь экипажа.
8 марта 1943 года ведущим девяти самолётов Я. И. Андрюшин бомбил скопление войск противника в посёлке Комы. Было уничтожено 2 танка, разрушено 12 домов, взорван склад с боеприпасами.
К марту 1943 года командир эскадрильи 128-го бомбардировочного авиационного полка капитан Я. И. Андрюшин совершил 149 боевых вылетов на бомбардировку важных военных объектов противника и воздушную разведку.
Эскадрилья под его командованием совершила 1235 успешных самолёто-вылетов, уничтожила 96 вражеских самолётов на земле и 9 — в воздушных боях, 556 автомашин, 22 танка, 111 железнодорожных вагонов, около двух километров железнодорожного пути, 6 складов боеприпасов, 112 огневых точек, свыше 5000 солдат и офицеров противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года «за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство»[1] капитану Андрюшину Якову Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1075).
В июле 1944 года самолёт Я. И. Андрюшина был сбит, и раненый лётчик попал в плен. Фашисты, узнав, что к ним попал Герой Советского Союза, изощрялись в пытках. Но Я. И. Андрюшин оставался верен присяге. В апреле 1945 года был освобождён из лагеря и долго находился на лечении в госпитале.
После излечения, в 1946 году по состоянию здоровья был уволен в отставку. Жил в городе Армавире Краснодарского края. Месяцы, проведённые в фашистском концлагере, безнадёжно подорвали здоровье лётчика. 8 декабря 1954 года Яков Иванович Андрюшин скончался. Похоронен на городском кладбище Армавира.

Байдуков Георгий Филиппович

Родился 13 (26) мая 1907 года на разъезде Тарышта Омской железной дороги (ныне Татарский район, Новосибирская область) в семье железнодорожника. В 9 лет остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате. С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге.
В 1920—1924 годах учился в Омской профтехшколе на машиниста.
В марте 1926 года добровольцем вступил в Красную Армию. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА, а в 1928 — Первую военную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова.
С июня 1928 года служил младшим лётчиком и старшим лётчиком в 20-м отдельном авиаотряде ВВС Московского военного округа (в то время базировавшемся на Центральном аэродроме столицы).
С июля 1930 года служил в Научно-испытательном институте ВВС — лётчик-инструктор испытательного отдела боевого применения, с мая 1931 — старший инструктор-лётчик.
В конце 1931 года по результатам проверки техники пилотирования ему была объявлена благодарность, и через два месяца он был назначен лётчиком-испытателем. Его инструктором стал В. П. Чкалов[4].
С июня 1933 — командир корабля авиабригады при НИИ ВВС. Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок.
5 - 17 августа 1934 года участвовал в показательном перелёте звена бомбардировщиков ТБ-3 из СССР во Францию.
Начал заниматься повышением квалификации в самодеятельной школе инженеров[4], с ноября 1934 продолжил обучение на инженерном факультете Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н. Е. Жуковского, но уже в феврале 1935 года после досрочного окончания первого курса отобран для осуществления рекордного перелёта и приступил к тренировкам, прекратив учёбу. 20 августа 1935 года вторым пилотом в составе экипажа С. А. Леваневского участвовал в попытке беспосадочного трансарктического перелёта Москва - Северный полюс - Сан-Франциско на самолёте АНТ-25, прерванного над Баренцевым морем[3] из-за технических неполадок маслопровод]. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.
20—22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд в устье Амура протяжённостью 9,374 км (полётное время 56 ч. 20 мин)[4][2].
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза[4].
14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2000-км в замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч.
18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер (штат Вашингтон, США) протяжённостью 8 504 км.
Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (1937—1946 гг.).
С ноября 1937 — лётчик-испытатель авиационного завода № 22 в Москве, испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А.
Участвовал в советско-финской войне[2] с 27 декабря 1939 по март 1940 году командиром авиагруппы бомбардировщиков ДБ-3 в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Северо-Западного фронта. После подписания перемирия с Финляндией вернулся к испытательной работе на том же авиационном заводе.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны был принят в Союз писателей СССР.
В августе 1941 года, в составе делегации из 18 лётчиков, конструкторов и инженеров был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских бомбардировщиков. Однако получить интересовавший СССР тип боевой машины не удалось (американцы согласились продать только самолёт другой модели, имевший ряд конструктивных недостатков, который не представлял интереса для СССР).
С ноября 1941 года — в действующей армии: сначала заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт); в феврале — марте 1942 — командир 31-й САД, с марта 1942 — командующий ВВС 4-й ударной армии, с мая 1942 — командир 211-й смешанной авиационной дивизии (с июня 1942 — 212-я штурмовая авиационная дивизия, с мая 1943 — 4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия) на Калининском, Степном, Воронежском, 1-м Украинском фронтах.
С января 1944 — командир 4-го штурмового авиационного корпуса на 1-м Белорусском и 2-м Белорусском фронтах.
После войны — на командных должностях в ВВС. В первые послевоенные месяцы командовал тем же корпусом, с декабря 1945 года — заместитель командующего 13-й воздушной армией Ленинградского военного округа.
С июля 1946 года — заместитель начальника по лётной части Государственного Краснознамённого НИИ ВВС.
В декабре 1947 — декабре 1949 — начальник Главного управления гражданского воздушного флота при Совете министров СССР.
В 1951 окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. С февраля 1952 — заместитель, с мая 1953 — заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. С июня 1955 — первый заместитель начальника, с апреля 1957 — начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР — член Военного совета Войск ПВО страны.
С сентября 1972 — научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C мая 1988 генерал-полковник авиации Г. Ф. Байдуков — в отставке.
Жил в Москве.
Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Берников Михаил Михайлович

Родился в 1915 году в Омске Акмолинской области.
В 1929 году его семья вступила в колхоз «Опыт» Серебряковского сельсовета Ульяновского района. Зимой учился, летом работал в колхозе. В 1931 году окончил 7 классов 3-й железнодорожной школы и стал учиться при паровозо-вагоноремонтном заводе в школе ФЗУ. После её окончания в 1933 году работал токарем по металлу.
Огромное желание летать привело в Омский аэроклуб, где без отрыва от производства окончил школу пилотов и школу инструкторов-парашютистов. В 1937 году Берникова призвали на действительную службу в Красную Армию. Учился в тренировочном отряде авиабригады. В 1940 году окончил Новосибирскую военно-авиационную школу пилотов. Участвовал в боевых действиях на Ленинградском, Калининском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Был командиром звена, командиром эскадрильи. Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года.
Командир эскадрильи 809-го штурмового авиационного полка (5-я воздушная армия 2-го Украинского фронта) майор Берников к концу войны совершил 97 боевых вылетов, уничтожил 15 танков, 2 самолета, более 40 автомобилей, 15 артиллерийских орудий, много другой техники и живой силы противника.
В 1952 году окончил Высшие летно-тактические курсы, до 1957 года — служил в ВВС СССР.
С 1957 года подполковник М. М. Берников — в запасе. Жил в г. Запорожье, работал на заводе «Запорожсталь» старшим бригадиром цеха. Принимал активное участие в общественной жизни
Скоропостижно умер 12 марта 1963 года, похоронен в Запорожье.

Блохин Иван Иванович

Родился 6 июля 1917 года в селе Фомиха (ныне Камешковский район Владимирской области). В 1929 году окончил начальную школу. С 1930 года жил в Москве. Окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), работал токарем на заводе, одновременно посещал аэроклуб. В 1937 году добровольно вступил в ряды Красной Армии. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.
С 22 июня 1941 года лейтенант И. И. Блохин на фронтах Великой Отечественной войны. Боевую деятельность начал в должности командира звена 10-го ИАП, летал на МиГ-3. С августа 1941 года воевал в 163-м ИАП, летая на Як-1. С июня 1942 года - в 239-м ИАП (19 августа 1944 года преобразован в 181-й Гвардейский ИАП), где летал на Ла-5.
К августу 1943 года штурман 239-го истребительного авиационного полка (235-я истребительная авиационная дивизия, 10-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт) майор И. И. Блохин совершил 240 боевых вылетов, в 80 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы не менее 1 самолёта противника (в наградном листе говорится о 11 личных и 10 групповых победах, но это не подтверждается какими-либо оперативными и отчётными документами). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1691).
В сентябре 1944 года направлен в 113-й Гвардейский ИАП, но в том же месяце вернулся в 181-й Гвардейский ИАП. С ноября 1944 года воевал в 3-м Гвардейском ИАП, продолжая летать на Ла-5.
К маю 1945 года Гвардии майор И. И. Блохин выполнил 301 боевой вылет, провёл 98 воздушных боёв, в которых сбил 10 самолётов противника лично и ещё 10 в составе группы. Сражался на Западном, Северо-Западном, Калининском, Сталинградском, Южном, Северо-Кавказском, Воронежском и 4-м Украинском фронтах.
После окончания войны продолжал службу в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. Командовал авиационным полком. 17 октября 1948 года Гвардии подполковник И. И. Блохин погиб в авиационной катастрофе.
Награждён орденами: Ленина (28.03.1942, 28.09.1943), Красного Знамени (14.08.1942, 11.09.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.09.1943); медалями.

Бутко Александр Сергеевич

Родился 1 сентября 1915 года в селе Мачеха ныне Киквидзенского района Волгоградской области в крестьянской семье. Украинец.
Служба в Красной армии до Великой Отечественной войны
По окончании средней школы в 1935 году призван в Красную Армию.
В 1938 году окончил Сталинградское военно-авиационное училище лётчиков.
В действующей армии с ноября 1941 года.
Командир эскадрильи 667-го штурмового авиационного полка (292-я штурмовая авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, Степной фронт), старший лейтенант Александр Бутко к сентябрю 1943 года совершил сто восемнадцать успешных боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника, нанеся врагу значительный урон. В воздушных боях сбил шесть вражеских самолетов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старшему лейтенанту Бутко Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1470).
После войны А. С. Бутко продолжал службу в ВВС СССР. В 1947 году он окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы.
С 1954 года подполковник Бутко А. С. — в запасе. Жил и работал в Волгограде.
Скончался 20 сентября 1977 года.

Виноградов Иван Никифорович

Родился 24 апреля 1915 года в деревне Лесной Холм (ныне — Краснохолмский район Тверской области) в крестьянской семье. Окончил среднюю школу и школу фабрично-заводского ученичества в Ленинграде, после чего работал слесарем на заводе «Гидравлик». В 1936 году Виноградов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1940 году он окончил военную авиационную школу лётчиков в Энгельсе. С июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в боях на Калининском, Воронежском и 2-м Украинском фронтах.
23 августа 1941 года Виноградов на самолёте «СБ» был атакован и сбит. Получив ожоги лица и рук, он дотянул самолёт до занятой советскими войсками территории и выпрыгнул вместе с экипажем, доставив затем ценные разведданные. Участвовал в освобождении Калининской области, битве на Курской дуге. Эскадрилья под его командованием совершила 38 боевых вылетов, уничтожив 24 танка, 28 автомашин, 5 зенитных орудий, 4 цистерны с топливом и большое количество живой силы. На Воронежском фронте эскадрилья Виноградова совершила 240 боевых вылетов без потерь личного состава, повредив и уничтожив при этом около 76 танков, 130 автомашин, 2 зенитных батареи, 15 цистерн с топливом, 4 склада с боеприпасами и около 1000 солдат и офицеров противника. К октябрю 1943 года командир эскадрильи 235-го штурмового авиаполка 264-й штурмовой авиадивизии 5-го штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии Воронежского фронта капитан Иван Виноградов совершил 102 боевых вылета, нанеся противнику большой урон в живой силе и технике.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм» капитан Иван Виноградов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 2852.
В дальнейшем Виноградов стал штурманом авиационного полка, обучал лётчиков, продолжал участвовать в боевых вылетах. В 1946 году в звании майора он был уволен в запас. Работал в Монголии на строительстве железной дороги, затем в течение пяти лет работал на Куйбышевской ГРЭС, участвовал в её строительстве и запуске в эксплуатацию. Затем проживал в Ленинграде, работал в органах МВД СССР. Умер 2 апреля 1978 года.

Гарин Борис Иванович

Родился 3 октября 1921 года в городе Скопине в семье русского военнослужащего. Рос и учился в городе Сухуми, где окончил среднюю школу и аэроклуб.
В 1938-м году вступил в ряды Красной армии. В 1940-м году Гарин окончил Сталинградскую военно-авиационную школу и работал в ней лётчиком-инструктором.
Участник Великой Отечественной войны с января 1942 г. В ходе жарких схваток с фашистами в небе над Курской дугой старшего лейтенанта Гарина назначили командиром эскадрильи. С самолёта Р-5 он пересел на Ил-2. К концу сентября 1943 года Б. И. Гарин совершил 98 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника, железнодорожных узлов, переправ и других военных объектов. В воздушных боях сбил два вражеских самолёта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Борису Ивановичу Гарину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2380).
До конца Великой Отечественной войны воевал майор Гарин на 3-м Украинском фронте в составе 10-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 17-й воздушной армии. Всего за период войны он совершил 313 боевых вылетов, из них на самолёте Р-5 — 98 вылетов и на Ил-2 в качестве ведущего группы — 215. Эскадрилья под командованием Гарина сбила 25 самолётов противника.
Закончил войну в Югославии командиром эскадрильи 167-го гвардейского штурмового авиационного полка.
После войны продолжал службу в советской авиации. В 1958 г. окончил Военно-воздушную академию и был назначен командиром авиационного полка.
В 1964 году в звании полковника после тяжёлого инфаркта уволен из армии в запас. Жил в Киеве. Работал в центральном аппарате Минлеспрома УССР инженером, вёл большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи. 2 мая 1984 года Борис Иванович Гарин скончался.
Похоронен в Киеве, на Байковом кладбище, где сооружён ему памятник с бронзовым бюстом.

Герасимов Иван Николаевич

Родился 27 ноября 1921 года в деревне Аникеево Чебоксарской волости Чебоксарского уезда (ныне в черте города Чебоксары Чувашии) в семье крестьянина. Русский.
После окончания средней школы и Чебоксарского аэроклуба работал шофёром в Чебоксарах.
В 1940 году Чебоксарским РВК был призван в Красную Армию. В 1941 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. В действующей армии — с июня 1942 года. Член ВКП(б) / КПСС с 1944 года.
Первый боевой вылет Иван Герасимов совершил на Калининском фронте, в районе Ржева. Здесь сделал на своём самолёте 29 успешных боевых вылетов. Заместитель командира (он же — штурман) эскадрильи 809-го штурмового авиационного полка капитан Иван Герасимов к маю 1944 года совершил 97 боевых вылетов. За годы войны Герасимов уничтожил танков — 30, автомашин — 45, зенитно-пулемётных точек — 12, миномётных батарей — 7, орудий полевой артиллерии — 9 и много другой боевой техники и живой силы врага. Кроме того, на аэродромах противника им лично уничтожено три самолёта.
После войны продолжил службу в ВВС СССР. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы, в 1955 году — Военно-воздушную академию, в 1971 году — курсы усовершенствования офицерского состава.
С 1972 года генерал-майор авиации И. Н. Герасимов — в отставке, проживал в Одессе.

Дранко Пётр Александрович

Родился 27 августа (9 сентября) 1913 года в селе Савинка (ныне Палласовский район Волгоградской области). Окончил 7 классов школы. Работал в органах милиции города Энгельс. С 1934 года в рядах Красной Армии. В 1937 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.
Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в составе 4-го ИАП. Летал на И-153, сбитых самолётов противника не имел. В 1941 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Качинской военной авиационной школе лётчиков. Продолжал службу в строевых частях ВВС Белорусского военного округа.
С 22 июня 1941 года старший политрук П. А. Дранко на фронтах Великой Отечественной войны в должности военного комиссара 122-го ИАП (12-я САД, Западный фронт), летал на И-16 и МиГ-3. С 8 сентября 1941 года - командир эскадрильи. С марта 1942 года - военный комиссар эскадрильи 1-го Гвардейского ИАП (Калининский фронт), где летал на Як-1. С декабря 1942 года - заместитель командира эскадрильи по политической части 12-го ИАП (1 мая 1943 года преобразован в 89-й Гвардейский ИАП), с июня 1943 года - командир эскадрильи. Летал на Як-1 и Як-7.
К 17 июля 1943 года командир эскадрильи 89-го Гвардейского истребительного авиационного полка (7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 1-я Воздушная армия, Западный фронт) Гвардии майор П. А. Дранко совершил 198 боевых вылетов, в 44 воздушных боях сбил лично 8 и в составе группы 4 самолёта противника (в наградном листе говорится о 10 личных и 2 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1104).
С августа 1943 года - в составе 115-го Гвардейского ИАП (3-й Белорусский фронт), летал на Як-7 и Як-9. С июля 1944 года - командир этого полка. К маю 1945 года совершил 277 боевых вылетов, провёл около 60 воздушных боёв (число побед не изменилось).
После окончания войны продолжал службу в ВВС. В 1950 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы усовершенствования командиров частей. С 1956 года Гвардии полковник П. А. Дранко - в запасе. Работал диспетчером на заводе "Электрокар" в городе Батуми. Затем жил в городе Ростов-на-Дону. Умер 20 октября 1993 года. Одна из улиц Ростова-на-Дону носит имя Героя. На доме, где он жил, установлена памятная доска.
Награждён орденами: Ленина (02.09.1943), Красного Знамени (19.05.1940, 23.11.1941, ...), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (дважды); медалями.

Зевахин Михаил Степанович

Родился 12 сентября 1922 года в деревне Гари. Окончил семь классов Корляковской средней школы и аэроклуб, учился в Сарапульском сельскохозяйственном техникуме. В 1939 году был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, в 1940 году окончил Молотовскую военную авиационную школу пилотов. С мая 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боях подо Ржевом, освобождении Смоленской области.
К сентябрю 1943 года старший лейтенант Михаил Зевахин командовал звеном 11-го отдельного разведывательного авиаполка 3-й воздушной армии Калининского фронта. К тому времени он совершил 198 боевых вылетов на бомбардировку и разведку вражеских войск и объектов. Принял участие в 20 воздушных боях, в которых лично сбил 2 немецких самолёта[5]. В 1943 году принят в ВКП(б).
6 октября 1943 года при выполнении разведки в районе оз. Сенница — Опухлики самолет М. С. Зевахина был подожжён в воздушном бою, лётчик был ранен в ногу, но довёл горящую машину на свою территорию, где экипаж покинул самолёт.
В конце ноября 1943 года во главе группы экипажей был направлен в Казань для перегонки в полк новых самолётов Пе-2. 13 января 1944 года при облёте самолёта на посадке вследствие неисправности воздушных винтов самолёт нерасчётливо резко снизился; при приземлении до начала ВПП на неукатанном глубоком снегу произошло скоростное капотирование. Был доставлен в Казанский военный госпиталь, но врачам спасти его не удалось — М. С. Зевахин скончался 13 января 1944 года. Похоронен в Казани на Арском кладбище в братской могиле с двумя членами своего экипажа[5] — лётчиком-наблюдателем лейтенантом Г. С. Скуратовым и начальником связи эскадрильи лейтенантом А. Ф. Бубликом.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество» капитан Михаил Зевахин посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Зудилов Василий Фёдорович

Родился 29 декабря 1917 года в Барнауле. Получил неполное среднее образование, после чего работал электриком и одновременно учился в Барнаульском аэроклубе. В 1936 году Зудилов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1939 году он окончил Новосибирскую военную авиационную школу лётчиков. С июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в боях на Северо-Западном, Калининском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Летал на самолётах «СБ» и «Ил-2». Участвовал в боях подо Ржевом, Курской битве, освобождении Украинской ССР, битве за Днепр.
К сентябрю 1943 года майор Василий Зудилов командовал эскадрильей 809-го штурмового авиаполка (264-й штурмовой авиадивизии, 5-го штурмового авиационного корпуса, 2-й воздушной армии, Воронежского фронта). К тому времени он совершил 140 боевых вылетов на штурмовку объектов, коммуникаций, скоплений боевой техники и живой силы противника, нанеся тому большие потери.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года за «отвагу и мужество, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу» майор Василий Зудилов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 1982.
В дальнейшем Зудилов участвовал в освобождении Украинской ССР и Польши. За время своего участия в боевых действиях он совершил 340 боевых вылетов. После окончания войны Зудилов продолжил службу в Советской Армии. В 1960 году в звании подполковника он был уволен в запас. Проживал в Сочи, работал директором туристической базы, затем заведующим пансионатом. Умер 3 декабря 1992 года, похоронен на городском кладбище Сочи.

Клименко Виталий Иванович

Родился в 1920 году в слободе Замостье города Суджа (Курская область). С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. Служил в частях Прибалтийского военного округа.

С 22 июня 1941 года лейтенант В. И. Клименко на фронтах Великой Отечественной войны. По ноябрь 1941 года воевал в составе 10-го ИАП, летал на И-16 и МиГ-3. С 12 марта 1942 года - командир звена в 1-й Гвардейский ИАП. Летал на "Харрикейне", Як-1 и Як-7.
К 20 августа 1943 года заместитель командира эскадрильи 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка (7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Гвардии старший лейтенант В. И. Клименко совершил 335 боевых вылетов, провёл 42 воздушных боя, в которых сбил лично 12 самолётов противника (в лётной книжке указывается на 13 личных и 6 групповых побед, но это не подтверждается штабными документами). Участвовал в битвах за Ельню, Москву, Воронеж, в прорыве блокады Ленинграда, Сталинградской битве, Орловско-Курской операции. Трижды ранен.
В сентябре 1943 года направлен командиром эскадрильи в Высшую офицерскую школу воздушного боя ВВС КА (в Люберцах), а в 1944 году зачислен слушателем командно-штурманского отделения Военно-Воздушной академии (в Монино). Участник воздушного парада над Москвой в День авиации в 1944 году и Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади.
В 1946 году необоснованно репрессирован по обвинению в антисоветской агитации. В 1955 году полностью реабилитирован. Жил и работал в Москве (муниципальный округ Измайлово). Умер в 2014 году.

Маликов Илья Антонович

Родился 30 июля 1921 года в селе Истобное (сейчас оно находится в Чаплыгинском районе Липецкой области). Русский В 1937 году он окончил 7 классов школы в селе Буховое, до 1938 года жил в посёлке Истомкино (сейчас входит в городскую черту Ногинска), далее работал на заводе «Электросталь» в одноимённом городе. В 1939 году Илья Антонович Маликов окончил Ногинский аэроклуб, а в апреле 1940 года был призван в армию.
В январе 1941 года Илья Антонович Маликов окончил военную авиационную школу лётчиков в городе Кировабад (ныне Гянджа, Азербайджан). После начала войны, в июне-августе 1941 года он был лётчиком 11-го смешанного авиационного полка Юго-Западного фронта, участвовал в оборонительных боях за Советскую Украину. С декабря 1941 года Илья Антонович Маликов — лётчик 128-го бомбардировочного авиационного полка Калининского фронта.
29 августа 1942 года, во время выполнения боевого задания в районе города Ржев, самолёт Ильи Антоновича Маликова был поражён снарядом зенитного орудия. Сам Маликов был тяжело ранен, но смог довести самолёт до советского тыла и посадить его без шасси, после чего потерял сознание. В госпитале ему была сделана операция по ампутации ноги. В мае 1943 года Илья Антонович вернулся в свой полк и начал летать на самолёте У-2, но выполнял лишь технические (связные) полёты. В июле 1943 года он добился разрешения продолжить боевые вылеты на бомбардировщике Пе-2. Был старшим лётчиком, командиром звена 128-го бомбардировочного авиационного полка, сражался на Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Курской битве, битве за Днепр, освобождении Белоруссии и Польши, Берлинской операции. Всего за время войны совершил 96 боевых вылетов на Пе-2 (из них 66 — после ампутации ноги), и около 100 вылетов на самолёте У-2. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года старшему лейтенанту Маликову Илье Антоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны Илья Антонович Маликов продолжал службу в Группе советских войск в Германии, с 1946 года ушёл в отставку, жил в Кемерове, затем в Невинномысске. В 1975 году Маликову было присвоено звание «капитан». Умер 18 мая 1990 года, был похоронен в Невинномысске. На доме, где он жил, установили мемориальную доску.

Молодчинин Алексей Егорович

Родился 5 марта 1915 года в селе Каргашино (ныне Сасовский район Рязанской области). В 1930 году окончил 7 классов, в 1931 году поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в Ленинграде. Работал слесарем на Балтийском судостроительном заводе. В 1934-1935 гг. проходил срочную службу. В 1937 году снова призван в ряды Красной Армии и направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1938 году. Служил в 29-м ИАП на Дальнем Востоке. В 1941-1942 гг. - командир звена в запасном авиационном полку.
С 12 марта 1942 года лейтенант А. Е. Молодчинин на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира звена 1-го Гвардейского ИАП (ВВС Калининского фронта). Летал на "Харрикейне", Як-1 и Як-7. 21 августа 1942 года в районе Ржева, патрулируя по линии фронта, один вступил в бой против 6 истребителей противника, сопровождавших группу бомбардировщиков. Смело атаковав врага, сорвал попытку бомбить наши позиции, сбил один Ме-109. В этом бою его машина так же была подбита, лётчику пришлось покинуть её на парашюте.

К 26 февраля 1943 года командир эскадрильи 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка (7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт) Гвардии капитан А. Е. Молодчинин совершил 163 боевых вылета, в 27 воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 4 самолёта противника (согласно материалам наградного листа - 10 лично и 7 в группе). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1068).
В июле 1943 года Гвардии майор А. Е. Молодчинин назначен командиром 482-го ИАП (322-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус), летал на Ла-5. С 23 октября 1944 года - в Управлении 2-го ИАК, где летал на различных типах самолётов. К концу войны Гвардии подполковник А. Е. Молодчинин выполнил около 250 боевых вылетов, сбил 18 самолётов противника лично и 5 в группе с другими лётчиками. Сражался на Калининском, Волховском, Брянском, 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. 1948 году окончил Высшие авиационные курсы. Несколько лет служил на Сахалине, осваивал реактивную технику. С 1958 года Гвардии полковник А. Е. Молодчинин - в запасе. Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), работал старшим техником в Ленинградском государственном ордена Ленина институте им. С. И. Вавилова. Умер 18 февраля 1978 года, похоронен на Аллее Героев Колпинского кладбища.
Награждён орденами: Ленина (24.08.1943), Красного Знамени (26.08.1942, 19.02.1943, ...), Суворова 3-й степени (22.09.1944), Красной Звезды (дважды); медалями.

Мусиенко Иван Александрович

Родился 23 сентября 1915 года в селе Ямное Великописаревского района Сумской области Украины в семье крестьянина-бедняка. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил семилетнюю школу.
В 1932 году приехал в Харьков, работал на канатном заводе.
В августе 1936 года поступил в Чугуевскую военную школу пилотов. Служил в 38-м скоростном и бомбардировочном авиационном полку в должности командира звена.
В составе этой части сражался с первых дней Великой Отечественной войны на Западном фронте. Затем воевал на Брянском, Калининском, 1-м Прибалтийском фронтах. Иван Александрович Мусиенко прошёл боевой путь от командира звена до командира авиаполка. С июля 1942 года по октябрь 1943 года он командовал эскадрильей. За это время она совершила 652 боевых вылета на разведку и штурмовку войск противника. А полк под его командованием с октября 1944 по январь 1945 года уничтожил около двухсот автомашин, более ста железнодорожных вагонов, четыре склада с горючим, десять дзотов, около полусотни орудий противотанковой и зенитной артиллерии и много другой боевой техники, а также живой силы противника.
Сам И. А. Мусиенко совершил 126 боевых вылетов. О его ратных подвигах в годы войны неоднократно рассказывала фронтовая и центральная пресса. В феврале 1945 года 6-й гвардейский отдельный штурмовой полк И. А. Мусиенко действовал в полосе наступления 3-го Белорусского фронта. Здесь гвардейцы-штурмовики, совместно с авиацией Краснознамённого Балтийского флота, участвовали в выполнении общей задачи: оттеснить вражеские силы от побережья Фришес-Хафф и не допустить их эвакуации на косу Фрише-Нерунг. Поставленные перед полком задачи были успешно выполнены. В результате штурмовых ударов нашей авиации противник понёс большие потери в живой силе и технике. Лётчики полка И. А. Мусиенко прерывали коммуникации, по которым осуществлялось снабжение и эвакуация вражеских частей по Балтийскому морю.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за умелое командование частью, мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, гвардии майору Мусиенко Ивану Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны он продолжил службу в ВВС СССР. В 1961 году генерал-майор авиации И. А. Мусиенко по состоянию здоровья ушёл в запас. Жил в городе Львов. Умер 22 августа 1989 года. Похоронен на Лычаковском кладбище во Львове.

Мусинский Николай Степанович

Родился 18 апреля 1921 года в деревне Большое Ведерниково (ныне — Великоустюгский район Вологодской области). Старший брат — Василий Степанович Мусинский, депутат Верховного Совета СССР, новатор лесопильного производства. Окончил школу и два класса рабфака. В 1939 году Мусинский был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1940 году он окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов. С июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны.
К апрелю 1942 года лейтенант Николай Мусинский был лётчиком 128-го ближнебомбардировочного авиаполка Калининского фронта. Только за период с конца декабря 1941 по апрель 1942 года он совершил 103 боевых вылета на воздушную разведку и бомбардировку скоплений важных объектов противника в его глубоком тылу, лично сбил 2 вражеских самолёта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» лейтенант Николай Мусинский был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 806.
После окончания войны Мусинский продолжил службу в Советской Армии. В 1956 году в звании майора он был уволен в запас. Проживал и работал в Ленинграде. Скоропостижно умер 28 октября 1965 года, похоронен на кладбище Памяти жертв 9-го января в Санкт-Петербурге.

Павлов Михаил Никитович

Родился в 1919 году в деревне Липовец (ныне — Ливенский район Орловской области). После окончания семи классов школы работал в колхозе. В 1939 году Павлов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1940 году он окончил Краснодарское военное авиационное училище штурманов. С начала Великой Отечественной войны — на её фронтах.
К октябрю 1943 года старший лейтенант Михаил Павлов был штурманом эскадрильи 128-го бомбардировочного авиаполка 241-й бомбардировочной авиадивизии 3-го бомбардировочного авиакорпуса 16-й воздушной армии Центрального фронта. К тому времени он совершил 213 боевых вылетов на штурмовку скоплений боевой техники и живой силы противника, нанеся ему большие потери.
6 октября 1943 года во время бомбардировки эшелонов на железнодорожном узле Гомель самолёт Свиридова был подбит и при возвращении на базу взорвался. Лётчик Алексей Свиридов и штурман Михаил Павлов погибли, а стрелок-радист Григорий Алексеев, получив множественные ранения, выжил и был доставлен в госпиталь.
Павлов похоронен в селе Перепис Городнянского района Черниговской области.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм» старший лейтенант Михаил Павлов посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени и рядом медалей.
В честь Павлова названа улица в его родном селе.

Паршин Фёдор Игнатьевич

Родился 27 сентября 1915 года на хуторе Чернышковский станицы Нижнечирской Второго Донского округа области Войска Донского (ныне посёлок городского типа Чернышковский Волгоградской области) в семье казака. Русский.
В 1937 году окончил Балашовскую школу пилотов гражданского воздушного флота. Работал пилотом в Краснодарском авиационном отряде.
В 1940 году был призван в ряды Красной Армии. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Член КПСС с 1942 года.
Воевал на самолёте «СБ», а с 1942 года — на «Пе-2». В боях его самолёт был трижды подбит, сам Паршин ранен.
Участвовал в Курской битве, в ходе которой выполнил более 40 боевых вылетов на «Пе-2». Экипаж Паршина отличился при нанесении удара по орловскому авиационному узлу 6 мая 1943 года. Позже командир эскадрильи капитан Ф. И. Паршин участвовал в Бобруйской операции, в боях за плацдармы на Висле и в Висло-Одерской операции.
К июлю 1944 года совершил 210 боевых вылетов на разведку и бомбардировку аэродромов, железнодорожных станций, скоплений войск противника. В воздушных боях лично сбил два вражеских самолёта. Всего за войну майор Ф. И. Паршин совершил более 300 боевых вылетов, уничтожил большое количество живой силы и техники.
После окончания войны продолжал службу в ВВС. Окончил два курса Военно-воздушной академии. С 1950 года подполковник Ф. И. Паршин — в отставке.
Жил в абхазском городе Сухуми, где и был похоронен.

Пивнюк Николай Владимирович

Родился 5 сентября 1917 года в Николаеве. Окончил десять классов школы. В 1936 году Пивнюк был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1938 году он окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. С августа 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны.
К апрелю 1942 года старший лейтенант Николай Пивнюк командовал звеном 128-го ближнебомбардировочного авиаполка Калининского фронта. К тому времени он совершил 97 боевых вылетов на воздушную разведку и бомбардировку скоплений боевой техники и живой силы противника, его важных объектов, нанеся ему большие потери.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старший лейтенант Николай Пивнюк был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 805.
После окончания войны Пивнюк продолжил службу в Советской Армии. В 1944 году он окончил Высшую офицерскую авиационную школу, в 1946 году — Гродненское военное авиационное училище. В 1958 году в звании подполковника Пивнюк был уволен в запас. Умер 30 октября 1976 года, похоронен в посёлке Понинка Полонского района Хмельницкой области Украины.

Свиридов Алексей Андреевич

Родился 17 апреля 1919 года в деревне Ступишино ныне Плавского района Тульской области в семье крестьянина.
Окончив 7 классов, Свиридов вместе с семьёй переехал в Москву, где поступил в школу ФЗУ Замоскворецкого района, после окончания которой работал слесарем на машиностроительном заводе и одновременно учился в аэроклубе.
В 1938 году Алексей Свиридов был призван в ряды РККА, а в 1939 году окончил Энгельсское военно-авиационное училище. После окончания училища был направлен в бомбардировочный авиаполк.
В октябре 1941 года Свиридов принимал участие в боях на Вяземском направлении, а затем в битве за Москву, битвах под Курском и Севском и в боях за освобождение Белоруссии. Вскоре на счету экипажа Свиридова были десятки уничтоженных танков, самоходок, автомашин, сотни вражеских солдат и офицеров, а также несколько водных переправ.
В 1942 году вступил в ВКП(б).
К октябрю 1943 года старший лейтенант Алексей Свиридов совершил 205 боевых вылетов на разведку объектов в тылу противника и бомбардировку живой силы и техники.
6 октября 1943 года во время бомбардировки эшелонов на железнодорожном узле Гомель самолёт Свиридова был подбит и при возвращении на базу взорвался. Лётчик Алексей Свиридов и штурман Михаил Павлов погибли, а стрелок-радист Григорий Алексеев, получив множественные ранения, выжил и был доставлен в госпиталь.
Свиридов похоронен в селе Перепись Городнянского района Черниговской области.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Алексею Андреевичу Свиридову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Сенченко Владимир Петрович

Родился 7 июля 1922 года в городе Дербент (Дагестан). С 1928 года жил в городе Керчь, где окончил 10 классов средней школы и аэроклуб. С апреля 1940 года в рядах Красной Армии. В ноябре 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов и был оставлен в ней лётчиком-инструктором. С 18 сентября 1942 года младший лейтенант В. П. Сенченко на фронтах Великой Отечественной войны в составе 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Летал на Як-7, Як-1 и Як-3. С 10 февраля 1943 года - старший лётчик, с 22 сентября по 10 декабря 1943 года - командир звена, затем - заместитель командира эскадрильи. Трижды ранен.
К концу войны заместитель командира, он же штурман эскадрильи 1-го ГИАП (7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии капитан В. П. Сенченко совершил 224 боевых вылета, в 27 воздушных боях лично сбил 13 и в группе 4 самолёта противника (по наградным документам - 5 групповых побед). Сражался на Калининском, Волховском, Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, 1-м Украинском фронтах, участвовал в штурме Берлина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7703).
После войны продолжал службу в Военно-Воздушных силах страны. В 1955 году окончил Военно-Воздушную академию, в 1960 году - курсы переподготовки при Военно-политической академии. С 1979 года генерал-майор авиации В. П. Сенченко - в запасе. Жил в Киеве. Умер 26 августа 1994 года. Похоронен в Киеве на Лукьяновском военном кладбище.
Награждён орденами: Ленина (27.06.1945), Красного Знамени (19.02.1943, 01.08.1944, 05.04.1945), Отечественной войны 1-й степени (24.07.1943, 11.03.1985), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.

Старостин Николай Фёдорович

Родился 13 сентября 1920 года в посёлке Константиновского завода (ныне посёлок Константиновский Тутаевского района Ярославской области). В 1935 году с родителями переехал в город Рыбинск. Здесь окончил среднюю школу и аэроклуб. Работал на машиностроительном заводе.
В 1939 году был призван в Красную армию и направлен в авиационное училище. В 1940 году окончил Краснодарское военно-авиационное училище, службу проходил в бомбардировочном полку у западных границ страны.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Первый боевой вылет на бомбардировку железнодорожных станций противника совершил 22 июня. Воевал на Калининском, Брянском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Во время наступления под Москвой совершал до 5-6 вылетов в день. Стал настоящим мастером бомбометания. В 1942 году вступил в ВКП(б).
Более 50 раз летал в тыл врага и всегда добывал ценнейшие данные о передвижении войск противника, о скоплении танков, артиллерии, живой силы врага, о его аэродромах. Под его руководством была проведена аэрофотосъемка Ржевского плацдарма немцев, с его системой сложных укреплений и опорных пунктов. Данные разведки и фотосъемки, добытые Старостиным, широко использовались командованием при подготовке штурма Ржевской обороны немцев.
К октябрю 1943 года штурман эскадрильи старший лейтенант Старостин совершил 236 боевых вылетов на бомбардировку скоплений войск и других объектов противника. В воздушном бою сбил вражеский самолёт.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение приказов командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество и геройство старшему лейтенанту Старостину Николаю Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В составе своего полка участвовал в боях за освобождение Белоруссии, Польши, штурмовал Берлин. К концу войны совершил около 500 боевых вылетов. На его счету было 20 подбитых танков, бронепоезд, несколько железнодорожных эшелонов, десятки автомашин, артиллерийские батареи, дзоты, пулемётные огневые точки.
Капитан Старостин погиб после окончания боевых действий. 7 мая 1945 год во время охоты в лесу подорвался на мине. Похоронен в городе Пыжице.
Награждён двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.
На родине, в посёлке Константиновский именем Героя названы улица и школы № 3. В Рыбинске на здании школы установлена мемориальная доска. Его имя увековечено на Аллее Героев в городе Тутаев.

Фильченков Сергей Яковлевич

Родился 18 марта 1915 года в деревне Большие Воробьи ныне Оленинского района Тверской области. Окончил сельскую школу. Работал на хлебозаводе, учился в аэроклубе в городе Ржев.
В 1938 году призван в ряды Красной Армии. В том же году окончил школу младших авиационных специалистов, а в 1940 году — Военную авиационную школу стрелков-бомбардиров. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.
На бомбардировщике С. Я. Фильченков летал и стрелком, и стрелком-радистом, и штурманом. Он бил фашистов под Москвой, почти год — на Калининском фронте, сражался на Курской дуге, под Севском, Гомелем, Речицей. Действовал в Бобруйской операции в июне 1944 года. Десять раз он вылетал на подавление отходящих наземных войск врага, бомбил его технику, склады с боеприпасами, переправы. 29 июня 1944 года с двух заходов ему удалось повредить мост через Березину, отрезать тем самым путь отхода гитлеровцам.
К июлю 1944 года штурман экипажа 128-го бомбардировочного авиационного полка младший лейтенант С. Я. Фильченков совершил 212 боевых вылетов на разведку и бомбардировку противника. В воздушных боях сбил лично один и в группе четыре самолёта врага.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм младшему лейтенанту Фильченкову Сергею Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
16 апреля 1945 года в бою за Берлин на своем 259-м боевом вылете был сбит немецкими зенитками. Более полугода врачи боролись за его жизнь.
После окончания Великой Отечественной войны лейтенант С. Я. Фильченков — в запасе. Жил и работал в городе Казани.
Похоронен в Казани на Арском кладбище.

Щеглов Степан Степанович

Родился 22 июля 1914 года в селе Куриловка Новоузенского района Саратовской области. Русский. Окончил школу ФЗУ в Саратове по специальности строителя.
В 1932 году был призван в Красную Армию. Учился в авиационной школе. Участвовал в советско-финской войне 1939;1940 годов. С начала Великой Отечественной войны до победы над Германией сражался на Западном, Брянском, Центральном, Калининском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в обороне Вязьмы, Москвы, Курской битве, освобождении Белоруссии, Польши, разгроме гитлеровцев на территории Германии. В 1941 году был тяжело ранен, в 1942 году — контужен.
В 1953 году С. С. Щеглов был уволен из рядов Советской Армии в запас. Проживал в городе Витебске, работал в аэроклубе. Умер 14 июля 1976 года.

Яшин Виктор Николаевич

Родился 29 января 1922 года в городе Хабаровске. С 1936 года жил в посёлке Лосиноостровский (ныне в черте Москвы). Окончил 7 классов, в 1938 году школу ФЗУ. Работал токарем на Мытищинском вагоностроительном заводе. В 1938 году окончил Мытищинский аэроклуб. С ноября 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов, до февраля 1942 года работал в ней инструктором-лётчиком.
С февраля 1942 года младший лейтенант В. Н. Яшин на фронтах Великой Отечественной войны. До сентября 1942 года служил командиром звена 163-го истребительного авиационного полка; в сентябре 1942 - октябре 1944 гг. - лётчик, командир звена, командир эскадрильи 157-го истребительного авиационного полка; в октябре 1944 - январе 1945 гг. - командир эскадрильи 133-го истребительного авиационного полка; в январе - мае 1945 года - командир эскадрильи 233-го истребительного авиационного полка. Летал на ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3.
За 184 боевых вылета, в ходе которых провёл 42 воздушных боя и сбил 16 самолётов противника, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3075).
К концу войны командир эскадрильи 233-го истребительного авиационного полка (234-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), капитан В. Н. Яшин совершил 246 боевых вылетов, провёл 56 воздушных боёв, в которых сбил лично 26 и в составе группы 1 самолёт противника.
После войны продолжал службу в ВВС (Группа советских войск в Германии). В 1946 году окончил Липецкую высшую офицерскую лётно-тактическую школу ВВС. С мая 1949 года майор В. Н. Яшин - в запасе.
В 1949-1950 годах работал лётчиком-испытателем авиационного завода № 381 (г. Москва), испытывал серийные реактивные истребители МиГ-15. В 1950 году - лётчик-испытатель авиационного завода № 30 (г. Москва), испытывал серийные реактивные бомбардировщики Ил-28. В 1950-1951 годах - лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (город Жуковский Московской области). В 1951-1952 годах - лётчик-испытатель авиационного завода № 168 (город Ростов-на-Дону), с 1952 года - лётчик-испытатель авиационного завода № 99 (город Улан-Удэ), испытывал серийные реактивные учебно-тренировочные истребители МиГ-15УТИ.
После ухода с лётной работы жил в городе Улан-Удэ (Бурятия). Умер 28 октября 1952 года.
Награждён орденами: Ленина (26.10.1944), Красного Знамени (18.02.1944, 16.06.1945), Отечественной войны 1-й степени (09.07.1943, 23.08.1943); медалями.