Сюрприз - за секунду до смерти

Локсий Ганглери
28 ноября 1943 года, после очередного раунда тегеранских переговоров, британский премьер пригласил своих коллег, Франклина Рузвельта и Иосифа Сталина на свое 69-летие. Помимо подарков, приглашенный Сталин обещал юбиляру два сюрприза (хм, услыхав об этом, Черчилль, должно быть, всю ночь не спал). Шутки шутками, однако, совсем не шутка другое: гораздо больше, чем приглашенных гостей, стоило ждать гостей непрошенных!..

Именно этим – приемом незваных гостей – и занялся великий организатор Лаврентий Павлович Берия. Времени у него – и, вообще говоря, у всех – было в обрез: торжества должны были состояться на следующий день, в британской резиденции. Славному чекисту удалось найти потайной ход, срочно и тайно прорытый немецкой разведкой под тем залом, где должны были собраться все три лидера антифашистского мира. Знавший толк в покушениях товарищ Берия поставил в подземный ход своих людей, изящно замаскированных, хе-хе, под столбы, ступеньки и элементы грунта. Таким образом, и у наших появились свои, так сказать, непрошенные гости – для чужих...

На следующий день, 29 ноября, для чествования почти круглой даты собрались почти все гости. Пользуясь принципом непогрешимости юбиляра, Уинстон Леонард-Спенсер Черчилль напомнил Сталину об обещанных сюрпризах. В ответ, вождь лишь улыбнулся – той самой своей улыбкой, от которой, бывало, кровь стыла в жилах боевых генералов и даже маршалов Красной, а затем и Советской, Армии…

А Сталину оставалось только ждать первого тоста. Ждать и контролировать. И в тот самый момент, когда все были уже возгласить за юбиляра, в зал откуда-то снизу ворвались убийцы. Еще секунда! – и они были схвачены, обезоружены и расстреляны своими же беззвучными пистолетами.

Риск? Еще какой! Ведь, поспеши чекисты на секунду, и – никакого эффекта! К тому же, и соотечественники великого Шерлока Холмса, и трансатлантические скептики уличат – да не тебя, Сталина! – в дурацкой постановке. А опоздаешь на секунду – все погибнут. А вместе с товарищем Сталин – великие победы под Курском и Сталинградом. Будущая Победа!..

Мне очень трудно представить в роли игрока Лаврентия Берия – человека, у которого самым сильным чувством было чувство ответственности! Однако, в этом заключался и главный – необозначенный – сюрприз: первый тост на чествовании премьера Британской империи был – за… ЧК! Именно такой тост предложил Иосиф Виссарионович, и Черчилль с Рузвельтом были вынуждены поддержать тамаду. Едва ли знаменосец британского империализма смог бы себе когда-нибудь представить, что будет пить за ЧК – «своими руками», на своем юбилее! да и, пожалуй, не без энтузиазма (еще бы!)
Впрочем… Вождь их вновь обыграл, хотя и спас от верной смерти…

Наконец, выдержав и заметное «оживлением в зале», и паузу ожидания, Сталин предложил второй тост – и второй сюрприз! Это был «советский коньяк»! Отмечу: предложи Сталин юбиляру армянский коньяк, это не было бы сюрпризом – старый английский elbow-bender давно знал в них толк. Но коньяк, произведенный в кахетинской деревушке!.. Тем не менее, человек, выросший на изысканных эльзасских ликерах, виски вековой выдержки и тончайших тосканских винах – а именно таким человеком и был британский премьер – вынужден был признать превосходство Сталинского сюрприза. А уж в этом – пожалуй, единственном пункте – Сталин и Черчилль могли вполне понять друг друга.

…На следующий год, Черчилль вновь пригласил советского "друга" на свое – уже – семидесятилетие. Но… в ноябре 1944 года, маршал Сталин был вынужден отказаться от приглашения. Зато, он командировал в Лондон Молотова (уже, хе-хе, не Молотова-Риббентропа).
А также Гурама Гетиашвили! – того самого чудо-мастера, который предложил нашему – уже – союзнику сто бутылок своего деревенского коньяка (*). Вспоминая и памятуя, наверное, что до столетия Черчилля ему, увы, не дожить…


Говорят, экс-премьер и лауреат нобелевской премии всегда предпочитал «Коньяк Сталина» всем другим своим напиткам. Мало того! Черчилль никому его не дарил, не предлагал… и не расставался с ним до конца своих дней!..


______________
(*) Остается только гадать, какую же технологию очистки чачи сочинил сельский мастер!..