Вопрос ветерану 6

Василий Чечель
           ВОПРОС В ДЕТСКОМ САДИКЕ

  Когда я бывал в школе, мне ученики задавали вопросы, чаще всего, на тему войны.  Вопросы самые разные, бывало, такое спросят, что не сразу и сообразишь, как ответить.  И что характерно, чем моложе ученик, тем неожиданней вопрос.  А вопрос, о котором я хочу рассказать, мне задали даже не в школе, а в детском садике.   Но сначала я немножко расскажу о своих последних посещениях детского садика, уж очень приятно мне об этом вспоминать.

   Во всех наших городах, я в этом почему-то уверен,есть детские садики.  В нашем небольшом городе тоже они есть.  С двумя из них я хорошо знаком.  В один я водил внуков, а в другой вот уже три раза меня приглашали на празднование Дня Победы.  День Победы   в садике с названием «Алёнушка» отмечают за день или за два до 9 мая. 

  Мне очень нравится бывать в этом садике.  Дети к празднику готовят свой концерт, под руководством воспитателей, конечно. Поют, танцуют, рассказывают стихи о войне.  Дети весёлые, улыбаются, заметно, что им очень нравится этот праздник.  Только стихи о войне дети рассказывают с серьёзными лицами, маленькие, а понимают.

  Вначале один из воспитателей делает небольшое вступление, начинающееся, чаще всего, словами: «… лет назад у нас кончилась война…», и т. д.  Даже Гимн звучит, как и у взрослых.  Потом детям представляют меня:   
- Сегодня у нас в гостях (называется моё имя отчество), ветеран Великой Отечественной войны.  Он был солдатом на той войне, которая, … и т. д.  Приблизительно так.  А после концерта меня тоже просят сказать несколько слов о войне, потом сажают меня на стул в середине зала, окружают  дети и на память остаётся фотография.

  Этим и кончается моё посещение садика.  Дети разбегаются по своим комнатам, а меня с благодарностью отвозят домой.  Потом я рассказываю об этом дне своим детям, внукам, а последнее время и правнукам.  А часто и в своём одиночестве смотрю на фотографии и с удовольствием вспоминаю о том детском празднике.

  А тот неожиданный вопрос, о котором я говорил в начале своего повествования, мне задал мальчик лет пяти ещё в том садике, в котором я бывал со своими внуками.  Произошло это утром, когда я однажды привёл туда двух своих внуков.  Мои внуки, потом я их спросил об этом, говорили в садике, что их дедушка, то есть – я, был на войне. Так вот однажды и подошёл ко мне малыш и спросил: 

  - Вы на войне были?
- Пришлось побывать, - ответил я.
- На той войне, где убивают? – задаёт тот же мальчик второй вопрос.
- Да, мальчик, на той самой войне, на которой убивают, - сказал я и хотел уже уходить, думал, что на этом любопытство малыша и закончилось.  Но я ошибся, малыш продолжал смотреть на меня и,  хотя молчал, но я видел, что хочет ещё что-то сказать.  А к нам в это время подбежали ещё несколько мальчиков.
- Ты ещё хотел что-то сказать? - спросил я мальчика, заметив, что он стоял в нерешительности.
   
  Тут Петя, как я потом узнал его имя, и выложил тот свой «странный» вопрос:
- А почему вас не убили?
Вот так, ни больше ни меньше.  Вопрос этот для меня прозвучал, как колокольный набат.  Сначала я даже немного растерялся, услышав такое.  А потом подумал, что Петя этот прав, он ведь играет с детьми в войну, в которой не убивают.  Вот он и думал, что если быть на войне, на которой убивают, то обязательно убьют.  И у меня возникла мысль, что здесь шутить не стоит, а дать такой ответ, который удовлетворит малыша, решившего, что если на войне убивают, значит - убивают всех.  И я довольно серьёзным голосом сказал любопытному Пете: 

  - Меня на войне тоже убивали, но меня вылечили наши врачи, у нас врачи очень хорошие.  Так что, Петя, если у тебя что заболит, тебя врач вылечит, и если тебе будут делать уколы, не бойся уколов.
- Я уколов не боюсь, - пропел Петя слова с известной песни и убежал вместе с остальными ребятами, их позвали на завтрак.  Дети есть дети.

  После я узнал, что дедушка того Пети тоже был на войне, и погиб.  Возможно, именно этот факт и родил у него такие мысли.

     Июль 2014