Поездка на Селигер

Алексей Карлов
Мы с подругой Леной в составе группы социоинтеграционного клуба «Крылья» поехали на озеро Селигер отдыхать в июле 2014 года. Если честно, я чуть-чуть побаивался жизни в палатке. Но очень хотелось испытать себя и отдохнуть по-настоящему на природе. Я русскую природу очень люблю.
 Мы выехали 7 июля. Так как автобус выходил в 10 утра с ВДНХ, то в 8 утра мы выехали из интерната. На такси добирались полтора часа. Приехали вовремя, быстро погрузились в автобус и поехали. Я самостоятельно пересел с коляски на сидение автобуса. Дорога продолжалась 7 часов. Я смотрел в окно на природу. Мы проезжали очень красивые места. Мне понравился маленький городок Осташков, расположенный на берегу южной части озера Селигер, на полуострове. Мне показалось, что я вернулся на 100 лет назад, в дореволюционную Россию. Дальше дорога шла через леса и заброшенные деревни. Качество дорожного покрытия в Тверской области не очень хорошее, и автобус заметно потряхивало. В начале пути он дважды ломался, но водитель быстро справился с проблемами. Нам с ним очень повезло: Владимир оказался добрым отзывчивым человеком.
 Наш лагерь размещался в заповедной зоне, и, доехав до определенного места, мы пересели на машины. Многие из колясочников погрузились в фургон, а мы с Леной добрались на машине. И опять повезло с водителем! Георгий нам быстро все рассказал про жизнь в лагере. Из окна машины я смотрел на сосны и дикую природу. По берегу озера разместилось около 6 лагерей. Их населяли в основном дети школьного возраста. Из окна машины я видел, как они собирали грибы и ягоды.
 За 20 минут мы добрались до нашего палаточного городка. Палатки уже были разбиты, недалеко от речки Княжа стоял стол под навесом для еды. Мы собрались за этим столом, и Александр Яковлевич Миндель, организатор, объяснил нам основные правила жизни в лагере (что можно, чего нельзя), а также примерный распорядок дня. После этого мы стали устраиваться в палатках, а тем временем повар Ваня приготовил вкуснейший ужин. Ваня — сын Ольги Владимировны Каменевой, главы клуба. Несмотря на свои 22 года, он опытный талантливый повар. Готовил исключительно на костре, хотя имелся газовый баллон. Женщины всегда помогали резать овощи для блюд. Нам с Леной досталась палатка ближе к лесу. Я тут же опробовал туалет. Стул был еще не прибит, и мы попросили волонтеров это сделать. Вначале мне было тяжело, но потом я привык.
Около 20 часов подали ужин — макароны по-итальянски. Очень вкусно! В оставшиеся дни мы тоже питались как в ресторане. Спасибо Ване! Еще минут через 40 закипела вода, и мы пили ароматный бодрящий чай. Каждый день в 19 часов нам давали кислородный коктейль, нам с Леной он очень нравился. В это же время включали генератор электричества на бензине, и до 23-х все заряжали свои гаджеты. Хочу отметить: несмотря на то, что их было так много, ни у кого ничего не пропало. В 23:30 мы все пошли спать. На улице было светло, как в белые ночи. Я удивился: Москве в это время уже темнело.
Нам повезло: Селигер встретил нас теплой погодой. Я спал в палатке первый раз в жизни. Для людей с ограниченными возможностями поставили раскладушки. В интернате мне выдали спальник, спасибо за это. Когда я наконец улегся, то почувствовал близость земли. Я, конечно, спал на первом этаже дачи моих родителей, но это не то. Я ощутил дыхание земли и ее запах. Невероятное ощущение! Земля давала мне свою энергию. Я быстро заснул.
 8 июля, на второй день, вкусно позавтракали в 9 часов: каша и бутерброды с чаем. Погода стояла хорошая, теплая. Мы поближе познакомились с Ольгой Тимофеевной Абуковой, председателем Московской районной организации инвалидов «Обручевская» (а я как раз живу в этом районе). К нам подошел Александрей Яковлевич Миндель и сообщил, какая на сегодня программа. В нее входило катание на моторных лодках и байдарках, а также купание. Как наиболее безопасную, вначале мы выбрали моторную лодку. Берег реки был оборудован для колясок: по склону шел длинный пандус из досок. Мы с Леной надели спасательные жилеты. Меня на коляске затащили в лодку. С нами решились сесть еще две женщины-колясочницы: Галина и Алла. Только они пересели в лодку без колясок. Со мной рядом села Лена. Александр Яковлевич управлял моторкой, и мы поплыли по реке Княжа к озеру Серемо.
 Озеро оказалось таким чистым и огромным, что мне было как-то непонятно: мы летим или плывем? Голубое небо с облаками отражалось в воде. Как нас и предупредили, вода отражала, как зеркало, солнечный свет, и было в два раза жарче, чем на суше. Мы были в одежде с длинными рукавами, чтобы не сгореть. Александрей Яковлевич по дороге рассказывал хорошие истории. Он нам показывал деревню, где до сих пор нет электричества. Еще мне запомнился рассказ про то, как один его знакомый пошел ягоды собирать, и вдруг видит: рядом с ним медведь. Он вначале думал, что это грибник, и не обращал внимания, а потом они с медведем увидели друг друга и разбежались в разные стороны.
Цапли взлетали с воды при приближении нашей лодки. Я никогда не видел их так близко. Затем мы доплыли до речки Серемуха. Там мне понравилась березовая роща. Березки стояли похожие как близнецы. Мы повернули обратно, и к нам подошли три байдарки. В первой Юля и Маша, во второй Женя и Дмитрий, инвалид с ДЦП, в третьей Эля и Артур, волонтер. Дмитрий, Юля и Эля из нашей команды. Две байдарки прицепились к моторной лодке по бокам. Женя и Дмитрий уплыли дальше любоваться природой. Эту прогулку я запомню на всю жизнь.
До обеда еще оставалось время. Я решил попробовать поискать грибы, как в детстве. Пока Лена ушла в палатку за кружкой для черники, я соскочил с коляски и, стоя на коленях, отправился искать грибы. Земля была очень мягкая, потому что везде мох, но под ногами хрустели сухие ветки. Было ощущение, что хожу по большому матрасу. Когда Лена вернулась, то перепугалась: коляска пуста, а меня нигде не видно. Я незаметно дошел до другого лагеря. «Как ты тут оказался, так далеко?» — удивилась Лена. «Собираю грибы», — достойно ответил я. На коленках у меня достаточно высокий рост, и держусь я прямо. Брожу по лесу как обычный грибник.
 Потом настало время обеда. Изумительная еда, благодаря нашему повару Ване. После обеда все начали общаться между собой. Тогда-то и выяснилось, что наша соседка по столу Ольга Тимофеевна, простая, спокойная и умная, является главой РОИ нашего Обручевского района. А мы не знали! Надо было поехать на Селигер, чтобы познакомиться! Пришел Александр Яковлевич и пригласил другую команду (двух колясочниц — Ольгу Владимировну и Ольгу Тимофеевну) для катания на моторной лодке. Две коляски легко туда поместились. А мы отдыхали на берегу.
 В 19 часов вечера в нашем лагере начинал работать электрический генератор. Все приносили свои гаджеты и до 11 вечера заряжали. Одновременно начала работать установка для кислородного коктейля. Он имел вкус яблочного или ежевичного сока и нам с Леной очень нравился. Его приходили пить также дети из других лагерей. После коктейля все женщины помогали шеф-повару Ване готовить ужин. Олег всегда мыл посуду. А мы пили чай и болтали о жизни. К нам приходил Александр Яковлевич. Заботливо спрашивал, не тяжело ли нам, понравилось ли в лагере. Мы его сердечно благодарили. Над озером вилась мошкара, обещая назавтра жаркий день. Я каждый раз видел, как ложится туман на воду — очень красиво. Постепенно опускались легкие сумерки. Когда мы после полуночи шли спать, небо оставалось светлым, как в белые ночи. Слегка темнело лишь на несколько часов. Так закончился второй день.
 Утром третьего дня погода стояла еще теплая. После завтрака Александр Яковлевич подошел к нам и предложил покататься на моторной лодке тем, кто еще не пробовал. Поехали Юля, Олег и Дима. Мы с Леной решили искупаться, пока тепло. Я надел на себя спасательный жилет и полез в воду. Чтобы я мог спуститься, волонтер Маша постелила мне пенку. Поначалу вода показалась холодной, потом тело привыкло. Дно оказалось песчаным, ногам мягко. Это намного лучше, чем бассейн. Где-то вода оказалась холоднее, думаю, это были ключи. Лена тоже полезла купаться. Мы вместе поплыли. Я быстро замерз — через 5–10 минут — и вылез на песчаный берег погреться на солнышке. Моя подруга тоже вышла из воды. Когда я поплыл второй раз, вода показалась мне теплой как парное молоко. В тот день купалось много народу из нашего лагеря. Я только в детстве плавал в речке, а с Леной вообще первый раз. Мне понравилось, что кругом великолепная природа и вода освежает.
 Мы помогали Ване готовить обед. После обеда к нам зашла веселая девушка Таня из соседнего лагеря. Несмотря на костыли, она бодрее и веселее многих наших здоровых знакомых. Лена пожаловалась ей на отсутствие мобильной связи. Таня заверила, что Мегафон ловит, но не всегда. Она была очень убедительна. Лена даже забралась на ДЗОТ, чтобы поймать сеть. Это, правда, не помогло, зато я первый раз в жизни видел ДЗОТ — холм, где наши солдаты отбивались от фашистов. Усилия не прошли даром, и около Таниной палатки на берегу реки мы смогли сделать звонки нашим мамам.
В 5 часов вечера волонтер Женя пригласил нас на байдарку. Мы с Леной немного боялись, но согласились. Я хотел испытать себя. Меня посадили на переднее место, Лена уселась позади меня, а последним устроился Женя. Если честно, мне на байдарке больше понравилось, чем на моторке, потому что там я сидел на коляске, а тут как все и близко к воде. Я всем телом ощущал скольжение лодки и журчание воды. Река Княжа соединяет озеро Серемо и залив Владышно озера Селигер. Туда мы и поплыли. Путь занял 45 минут. Залив Владышно показался мне бескрайним. Воздух стал прохладнее, но вода — я пробовал рукой — как парное молоко. Мне понравились размытые половодьем берега и выступающие корни деревьев. Природа — самый лучший художник. Женя рассказывал нам, что любит ходить сюда на лодке и любоваться закатом.
Мы заметили сети рыбаков. Женя хотел увидеть группу, которая утром на байдарках ушла в поход. В конце концов мы увидели блики от их весел. Было так красиво, когда они сверкали на солнце! Женя нам сказал, что, когда байдарок много, то получается еще красивее. Мы повернули обратно и по дороге увидели все лагеря по берегам. Я даже заметил самодельную баню, похожую на палатку. Счастливые, мы вернулись в лагерь. Когда я сидел на байдарке, мое тело работало и меня удерживало. Можно сказать, байдарка была тренажером. Поход на лодке продолжался полтора часа.
 Затем был ужин, и пришел Александр Яковлевич. Он хотел показать нам фильм про свою замечательную команду: как живут и чем занимаются. Мы собрались в огромной синей палатке-ангаре. Она напоминала полевой госпиталь. Так как генератор вырабатывал ток, мы включили проекционный аппарат, и начался фильм. Я сидел на своей коляске, Лена рядом. Она заметила, что мне трудно сидеть, но не могла понять, в чем дело. А я постеснялся сказать, что приходится сильно напрягать спину. Нас спас Александр Яковлевич, кинув на пол мат. Я тут же устроился на нем, и спина начала отдыхать. Я это пишу для других инвалидов с ДЦП и их помощников. Надо рассчитывать нагрузку на спину, исходя из обычной жизни. Если вы в течение дня много времени проводите вне коляски, то в походе тоже надо давать 2–3 часа отдыха спине. Иначе на самых интересных вечерних мероприятиях вы будете лишены удовольствия расслабиться вместе со всеми. Не надо стесняться говорить об этом другу или волонтеру, потому что им тоже нужна ваша помощь — подсказка. Мне помогает поза рыбки на мате или кровати, вам, возможно, что-то другое, и об этом обязательно надо сказать.
 Фильм и фотографии впечатляли. Это фильм о настоящих мужчинах, которые спят в мороз в палатках или в спальниках у костра. Они на машинах-внедорожниках ездят туда, где никто не ездит, — чтобы испытать себя и доставить грузы в малодоступные места. Я видел, как ставили палатки на вечной мерзлоте. Мне понравилось, как они поддерживают друг друга. Вдруг выключился генератор, и кино закончилось.
 Мы все устали в этот день и пошли спать. Вечером погода резко изменилась. Подул сильный ветер, крапал дождик. Но пока воздух оставался теплым. Мы все почувствовали скорую перемену погоды. Леонид Форсандер объяснил нам, как закрыть вход в палатку, и мы легли спать.
 На следующий день резко похолодало, и с утра мы все надели теплые вещи. Сильно тянуло холодом от реки, однако в районе палаточного городка было вполне тепло. Мы первый раз наблюдали такой резкий перепад температур на небольшом расстоянии. Утром, после завтрака, к нам, как обычно, подошел Александр Яковлевич. Он сказал, что сегодня из-за погоды водные процедуры отменяются. Предложил вести умные разговоры, играть, собирать грибы и ягоды. Чтобы мы не скучали, прислал нам женщину-воспитателя Ирину из 10-го интерната города Москвы, она там работает с глухонемыми. Ирина много и интересно рассказывала об общей боли — брошенных детях, с инвалидностью и без, и работе с ними.
В тот день все помогали Ване готовить еду. Татьяна Семеновна и Раиса Яковлевна пошли собирать грибы. Татьяна Семеновна собирала грибы ежедневно, и, благодаря, в основном, ей, у нас на столе каждый день были грибные блюда. Юля снабжала нас черникой. Глухой Дима научился в лагере колоть дрова. Олег мыл посуду. Две Ольги, Аня и Галина резали и терли продукты.
В тот же день Александр Яковлевич познакомил нас с Александром Баулиным из Америки. Он русский, но уже 20 лет живет в Нью-Йорке на Брайтон-Бич.
Я сидел весь день у костра и грелся. Как говорится, лучше летом у костра, чем зимой у печки. Вечером были общие песни у огня в другом лагере. Александр Яковлевич показал, как зимой можно спать у такого костра и не замерзнуть. Надо положить в него огромные бревна, чтобы они жарко горели. Потом влезть в спальник около такого огромного костра. Дежурный не спит и следит, чтобы искры не попадали на спящих, и переворачивает бревна. Александр Петрович (еще один Александр!) играл на гитаре и пел песни бардов.
Олег исполнил монолог из театральной постановки и пел песню на польском. Больше всех песен исполнила Наташа, молодая девушка, дочь Александра Баулина из Америки. Больше всего мне понравились романсы. К нам стали походить ребята из других лагерей. Концерт продолжался до половины первого ночи. Потом мы пошли спать. Эта ночь оказалась самой холодной. Мы оделись потеплее и быстро уснули.
 В пятницу утром было еще прохладно. Мы позавтракали. Некоторые из нас пошли собирать грибы. Олег наконец отправился за черникой. Я опять сидел на берегу речки около костра. После обеда мы с Леной немного отдохнули в палатке. Разбудили волонтеры: сказали, что готовы отвезти нас на день Нептуна. Он проходил на футбольном поле возле ДЗОТа. Дорога шла по песку, и коляска не ехала, потому что она приспособлена лишь для помещения или хороших дорог. Мне помог добраться Александр из Америки, спасибо ему за это большое. Нам всем праздник понравился. Его устроили для школьников из соседних лагерей. Я никогда в жизни не был в детских лагерях, исполнилась моя мечта посмотреть, как дети в лагере живут, какие там праздники. Была театральная постановка, а потом конкурсы. Самое интересный конкурс — это рисование на бегу героев постановки.
 После ужина к нам пришел Александр Яковлевич и подарил свои книги — книгу стихов и социальную публицистику. Он наградил Ольгу Владимировну статуэткой лучшего рыбака, потому что она в тот день ловила рыбу с помощью сына Вани. Улов составил два больших леща. Александр Яковлевич отметил, что в этом году Ольга первая, кто поймал в Селигере рыбу.
Нам всем раздали значки туриста. Я и не заметил, как стал туристом! Я, человек с 1-й группой инвалидности, никогда не думал, что смогу быть туристом. Для меня это маленький, но подвиг.
 Спасибо организаторам лагеря, волонтерам и моей подруге Лене, согласившейся на эту авантюру. Ей тоже понравилось, она никогда не была на Селигере. Так незаметно прошел последний день.
 Утром в субботу мы встали пораньше, потому что это был день отъезда, быстро позавтракали. На улице, как нарочно, стоял жаркий летний день. Нас провожали как дорогих гостей. Мы долго фотографировались на фоне плаката благотворительного фонда «Парилис». Нас пришли провожать волонтеры из всех лагерей.
На обратном пути я решил прокатиться на прицепе вместе со всеми. Во время поездки я немножко испытывал страх, когда проезжали ямы.
Потом Александр Яковлевич на 5 минут остановился. Он еще раз обратил наше внимание, какие тут красивые места. Я в тот момент заметил, что он по-настоящему любит русскую природу и что он настоящий патриот России.
Мы планировали заехать в Нилову пустынь. Но, когда осмотрели местность, оказалось, что 2 км надо ехать по песчаной дороге на колясках. Автобус туда бы не прошел. Мы решили учесть ошибки на будущее и взяли курс на Москву. В следующий раз мы выделим для поездки на Нилову пустынь отдельный день.
 Дорога заняла 7 часов, но у нас было две стоянки: первая для обеда, вторая (уже в Подмосковье) для заправки, и мы там также купили мороженое и конфеты, нашу «домашнюю» еду. Хочу особо поблагодарить владельцев заправки: их туалет полностью приспособлен для инвалидов. Так как подъемник в нашем транспорте не выбрасывался, то я спускался на коленях прямо по ступенькам, а внизу пересел на коляску. К 21-му часу подъехали к моему интернату. Так как автобус не сможет проехать к воротам (слишком узкие асфальтовые дорожки), то нас высадили на остановке. Мы с Леной погрузили вещи на коляску и благополучно добрались моей комнаты.
 Так закончилась наша поездка на Селигер. Хочу еще раз поблагодарить Александра Яковлевича Минделя, фонд «Парилис» и всех волонтеров, а также социоинтеграционный клуб «Крылья» во главе с Ольгой Владимировной Каменевой. Думаю, эта поездка очень полезна всем инвалидам для преодоления своих страхов и комплексов.

Фото к заметке: http://vk.com/album63227266_198464975

Автор выражает благодарность организаторам поездки:

- Александру Минделю и организации <Шаг из круга>
http://www.shagizkruga.ru/users/alexmindel и фонду Парилис www.parilis.ru

- Клубу социокультурной интеграции <Крылья> во главе с Ольгой Каменевой
http://krilja-ski.ru/