Магазин мечты

Нина Мелодина
   - Да, я ищу продовольственный магазин. Магазин, которого нет. И прекрасно понимаю ваше недоумение и даже возмущение... при нынешнем товарном изобилии,кризисе перепроизводства..., - смущенно говорила женщина, вероятно, средних лет, мужчине, вероятно, того же возраста.
Он пожал плечами, но продолжал без досады и раздражения, а скорее, с любопытством расспрашивать и пояснять:
 - Посмотрите вокруг: одни магазины - супер- и гипермаркеты, "Пятерочки" и "Копеечки", продуктовые ларьки и ларечки, множество производителей, цены на любой кошелек, ассортимент на любой вкус. А вы утверждаете, что такого магазина нет... Но опишите подробнее. Мы все же в мегаполисе живем, и торговую сеть города я неплохо знаю. - И с улыбкой закончил: - Может и смогу сообразить, где находится это ваше "Дамское счастье".
Женщина тоже рассмеялась от неожиданного и совершенно неподходящего сравнения с магазином, описанным Э.Золя.
 - Мое "счастье" скромнее: там не нужны дверь с обильной позолотой, меховые палантины, манто из серебристой лисицы... Это просто продовольственный магазин. Но если я начну объяснять, боюсь, вы посчитаете, что я ищу вчерашний день, свою молодость, советское прошлое...,- она подняла глаза и встретилась с его насмешливым взглядом. "Пожалуй он решит, что я хочу его заинтриговать и накручиваю тут нечто загадочное". Поэтому быстро закончила: "В общем, там должны продаваться хорошие продукты".
Он постарался не рассмеяться и вполне серьезно спросил:
 - Хорошие - это какие?
 - Хорошие - это натуральные продукты высокого качества, в которых нет и быть не может никаких ингредиентов, вредных для здоровья, нет импортных продуктов, проделавших долгий и трудный путь до прилавков российских магазинов. Там качество определяют высококвалифицированные специалисты, никак не связанные с производителями, и покупателям не надо в лупу рассматривать надписи на упаковке; там продавцы и администрация не боятся неожиданных проверок. А контролеры выполняют свою работу честно и компетентно...
Он не удержался и перебил ее:
 - Но это, действительно, нечто сказочное. Даже в советское время, когда почти все продукты были натуральными...
 - Но этот магазин должен быть лучше, чем в советское время. Хотя советские "обвесы", "обсчеты" и "пересортица" - это такая ерунда по сравнению с продажей генномодифицированных продуктов, которые способствуют развитию страшных болезней... Представьте: на чистых стеллажах и прилавках аккуратно расставлены и разложены ветчина, тушенка, сыр, сметана, мороженое, вафли, помидоры, картошка, огурцы, фрукты... И все это свежее, сочное, полезное, с натуральным вкусом и ароматом!
 - Но тогда там будут совершенно недоступные цены или огромные очереди.
Женщина немного помолчала, как бы возвращаясь в реальность:
 - Нет, цены должны быть доступными, хотя, конечно, выше, чем на всю эту синтетическую продукцию. Но я за свободу выбора... Ну что, есть такой магазин?
 - Нет. Вероятно, нет... Но вы знаете, в сегодняшней политической ситуации вполне может быть, что каким-то образом...
 - Вы имеете ввиду запрет на ввоз продовольствия из Европы?
 - Ну да. Теперь придется обходиться без бельгийских груш и прибалтийских шпрот.
Женщина слегка усмехнулась:
 - Семь лет мак не родил, и голода не было. Я их давно уже не покупаю, очень дрянные стали.
 - А раньше считались деликатесом... Как-то еще в последние годы "перестройки" я услышал по телевизору пожелание одного латыша: "Жрите, русские свиньи", и сразу пропало желание покупать, перешли на другие деликатесы.
 - Я вообще боюсь, или лучше сказать, брезгую, есть продукты из тех стран, где нас ненавидят: мало ли что им может прийти в головы при такой озлобленности... Короче, я полностью за поддержку отечественного производителя, но сейчас я хочу сказать совсем другое. Понимаете, речь идет не о смене импортеров - производителей - поставщиков, а о принципиально новом подходе к организации торговли. Фундаментальный принцип, цель этого торгового предприятия: всё - для покупателя.
Он рассмеялся:
 - "Покупатель всегда прав", "Тефаль ты всегда думаешь о нас" - девизы и советской, и рыночной торговли. Что же тут нового?!
Женщина грустно вздохнула и замолчала, ожидая, когда он перестанет веселиться.
 - Вы же понимаете, что это только провозглашалось, но не было реализовано. Не видела я магазина, где покупатель бы спокойно брал любой товар при полной уверенности, что этот товар не только не принесет ему никакого вреда, но пойдет на пользу, потому что он десять раз проверен лучшими специалистами, потому что владельцы и продавцы и не собираются обманывать покупателей, и это не какая-то разовая рекламная акция, а постоянный принцип, стиль работы.
Он полуутвердительно продолжил ее увлеченное описание:
 - И при этом вы не забываете, что любое предприятие существует лишь до тех пор, пока оно рентабельно, приносит хотя бы минимальный доход. Или вся надежда на госдотации? Или такая проза жизни как экономическая эффективность в ваших мечтах не фигурирует?
Она снова грустно и безнадежно вздохнула:
 - А вы считаете, что производство качественных продуктов и честная реализация их несовместимы с экономической эффективностью?
 - Видите ли, здесь многое зависит от государства: нужен точный экономический расчет, определенные благоприятные условия...
 - И еще мне кажется очень важны человеческие качества предпринимателя: его желание, способности! Вот если бы нашелся такой, может быть даже талантливый, умный олигарх...,- она внезапно замолчала и быстро подняла на него глаза: - Жаль, что вы не олигарх! И не можете такое предприятие построить...
Мужчина с улыбкой развел руками:
 - Не олигарх... Но вы так увлеченно, просто захватывающе описали свой магазин, что мне, представьте, даже захотелось добавить - к сожалению.

                24.07.2014
И каково же было мое удивление, когда я прочла о таком магазине! Конечно, это в художественном произведении - детектив "Дата собственной смерти" А.и С.Литвиновых. О магазине в Москве, где продавали исключительно здоровую пищу. Но ведь сама идея появилась. А, значит, возможно получит распространение и кто-то захочет воплотить ее в жизнь. Кстати, здесь же приводятся примеры подобных магазинов, давно существующих в США. А еще я бы написала при входе: "Добро пожаловать всем проверяющим!" Мне кажется, это было бы лучшей рекламой.
                19.05.2017