III всероссийский театральный фестиваль герои гонч

Надежда Хисметова
III ВСЕРОССИЙСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ГЕРОИ ГОНЧАРОВА НА СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНЕ»

С 12 по 15 ноября 2009 года в стенах Ульяновского драматического театра имени И. А. Гончарова  проходил III Всероссийский театральный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене». Интересным и необычным было открытие фестиваля. В фойе театра было много экспонатов из Гончаровского музея. Уже перед спектаклем публика была удачно погружена в мир гончаровского творчества и эпохи, в которой это творчество происходило и получило столь глубокое развитие. Если говорить честно, то ощущаешь с каждым фестивалем более серьёзное отношение ульяновцев к фестивалю и к творчеству театральных коллективов, которые несут мысли и чувства гончаровских героев со сцены в зрительный зал. И это единение сцены и зрительного зала с каждым годом становится всё более органичным и обоюдным.
Ульяновский драматический театр имени И. А. Гончарова 12 ноября открыл фестиваль спектаклем «Трилогия страсти» (сцены из спектаклей «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история» по мотивам романов И. А. Гончарова). Я лично на сцене не заметила никаких страстей. Видимо, сами спектакли, которые я смотрела ранее на ульяновской сцене, произвели когда-то на меня такое сильное впечатление, что фрагменты из этих спектаклей выглядели очень бледно и жалко. Видимо, для объективного восприятия этого спектакля мне мешало сильное впечатление от увиденного ранее. Актёры играли прекрасно, костюмы и декорации шикарны, но, возможно, чего-то не хватало в режиссуре для органического восприятия страсти на сцене.
Но уже 13 ноября в романтическом путешествии «Фрегат «Паллада» Дзержинского театра драмы я почувствовала страсть и дыхание морской стихии. Режиссёру Андрею Подскрёбкину и сценографу В. Святынину удалось передать сложность путешествия, опасность в борьбе с морскими стихиями и всю сложность дипломатической миссии, возложенную на команду фрегата. Очень интересна сцена посещения японскими представителями фрегата. Очень красив был на сцене праздник. Много актёрских удач. Очень эффектны декорации и реквизиты в спектакле. Это первое воплощение гончаровского произведения на сцене. Я считаю его очень удачным и убедительным.
14 ноября коллектив Липецкого государственного академического театра драмы имени Л. Н. Толстого зрителям была представлена замечательная лирическая комедия «Обыкновенная история». Она отличалась от горячо любимой мной ульяновской «Обыкновенной истории» многими театральными моментами, хотя художественным руководителем постановки этого спектакля, также как в Ульяновском театре, является Леонид Хейфец. Инсценировка спектакля очень была приближена к тексту романа «Обыкновенная история». В спектакле был показан более продолжительный промежуток времени. По-другому были решены декорационные моменты. Очень интересны сцены в усадьбе матери около живой воды, оригинальны декорации пригородов, рыбалки. Но, главное, до зрителей был очень хорошо донесён дух эпохи, культура взаимоотношений этого периода в Санкт-Петербурге. Меня просто очаровала игра Народного артиста РФ Михаила Янко. Спектакль очень понравился ульяновской публики. Все сравнивали ульяновский и липецкий спектакли. Все были довольны, что при различном прочтении материала достоверность гончаровского романа была сохранена в том и в другом спектакле. Появилось острое желание увидеть нашу лирическую комедию вновь. Уж больно были хороши в этом спектакле Сергей Кондратенко и Денис Ярыгин. Но от невозможности осуществления этого желания даже защемило сердце…
Нам был в спектакле показан обыкновенный человек, который последовал за своим «неодолимым стремлением, жаждой благородной деятельности», для которых в деревне было тесно. Ему был необходим Петербург, который сделал его несчастным. Во истину «благими намерениями устлана дорога в Ад». Очень сложно во все времена сохранить Рай в душе, дарованный человеку с рождением, с приходом на нашу грешную землю. Этот «спектакль о Любви в её очень широком и глубоком понимании. Это история каждого из нас. Очень обыкновенная история!» Развитие темы Любви на протяжении всего спектакля напоминает зрителям в которой раз, что по Любви Господь будет различать нас. А Господь всегда убеждает людей, что нельзя требовать от другого человека любви, любовь можно давать любимому всем сердцем и в той форме, которую приемлет твой любимым человек. Любящий, прежде всего, должен желать добра и счастья возлюбленному. Любовь можно только отдавать бескорыстно или принимать также бескорыстно. То есть, надо позволять себя любить, не унижая другого человека. «Мы - просто люди и не сможем постичь Божественный Замысел через рассудок…» Любовь есть Бог. «Путь разума, знаний – это не путь любви». Надо в счастье и Любви доверять чаще сердцу. «Мы ещё не потеряли себя: каждый из нас ищет верный путь. Но очень часто повторяется история, когда мы, открытые и чистые, выбираем неверную дорогу и каждый день рискуем окончательно утратить Рай и никогда в него не вернуться. Цивилизация оказалась крайне губительной и страшной для души человека. Мы сами творим себе Ад на земле».
Терпение и терпимость во все времена были спутниками любви. Если человек в этом великом чувстве видит только себя, он, несомненно, повторит обыкновенную историю Александра Адуева. Молодой Александр Адуев (актёр Евгений Азманов) очень искренен, восторжен, непосредственен, но в то же время очень легкомысленен. Он легко забывает свою первую любовь Софью. Но не может простить того же Наденьке Любецкой (актрисе Лилии Ачкасовой). Как меняется внутренне на сцене человек. Ничего не осталось от прежнего, приехавшего из деревни Александра Адуева. Он озлоблен. Стал меньше ростом. Мечется по сцене как крыса. Как ему жаль себя! Но в нём нет никакой жалости к потерявшей себя в любви Юлии Павловне Тафаевой (заслуженная артистка России Ольга Мусина). Жестокий поступок по отношению к влюбившейся в него женщине окончательно добивает его. Он почти превратился в ничтожество. Если бы не решительное вмешательство в его очередное приключение отца Лизы (актёр Вячеслав Михеев), то он соблазнил бы несвершеннолетнюю Лизу (актриса Алевтина Коваленко).    
Показанная Орским государственным драматическим театром имени А. С. Пушкина угаровская драма «Смерть Ильи Ильича» меня настолько покорила и высоким профессионализмом актёров и шикарностью костюмов и декораций. Короче говоря, я ещё никогда не видела такого спектакля Михаила Угарова на ульяновской сцене.         
Когда гениальная драматургия ставится не менее талантливым режиссёром Сергеем Тюжиным из Москвы да на театральной сцене земляков Ивана Александровича Гончарова, поверьте, это - ЧТО-ТО. Я никогда не видела такого светлого, гармоничного, жизнеутверждающего спектакля об Илье Ильиче Обломове. Исполнитель роли Обломова Сергей Чиненов как будто был создан природой и взращённый людьми для воплощения образа на сцене. Внешняя красота и мягкость характера, одухотворённость на лице, благородство манер, изысканность речи, невероятная внутренняя монолитность и собранность, которая очень ярко подчёркивает способность героя отстаивать свои жизненные позиции, не разрушая гармоничность человеческих отношений всё было присуще любимому герою современности на сцене. Сценография представления завораживает, околдовывает. Зрители буквально врастают в сценическое действие, ловят мельчайшие нюансы в жестах, в позах, в динамике передвижения актёров по сцене, потому что артисты не играют, а живут жизнью своих очень незаурядных персонажей, заставляя публику и жюри вместе с ними проживать и переживать, и переосмысливать судьбу каждого. Мысль правит всеми ежесекундно, заставляет напрягаться внутренне и постоянно рассуждать вместе с героями о правильности их выбора, о праве на этот выбор, о возможности отстоять свою позицию, чтобы доказать всем правомерность своего выбора. А возможностей для противостояния и согласования своих жизненных позиций тьма. Ведь этот философский спектакль обо всём! Он о любви, о возможностях сделать объект своей любви счастливей, об ответственности за любовь, за любимого человека, о желании сделать великое чувство любви вечным, прекрасным, неземным в обычных земных человеческих отношениях. Но, прежде всего, спектакль утверждает, что, несмотря на все неизбежные страдания и испытания, человеческая жизнь - праздник. И если этот праздник невозможно реализовать в повседневных делах и событиях – не стоит отчаиваться. Создай себе этот праздник в мечтах. Если нет способностей и возможностей жить красно, удивительно и счастливо в обыденных условиях, то создавайте прекрасные образы в мечтах. Нет гармонии и эстетики вокруг тебя, так пусть она явится тебе во сне. Но для того, чтобы видеть удивительные сны и грезить прекрасным наяву, необходимо иметь чистую и незамутнённую душу и светлые помыслы. На протяжении всего спектакля Обломов борется спокойно и стойко за реальную возможность сохранения чистоты души и помыслов, не причиняя вреда окружающим. На протяжении одного часа сорока минут мы получили возможность - лицезреть на сцене подвиг во имя сохранения личности, любви, дружбы, способности независимо мыслить, философствовать, радоваться чужому счастью и успеху. Наблюдая за исполнителем роли Обломова, ощущаешь невероятную любовь актёра Сергея Чиненова к воплощаемому на сцене образу. Сергей Чиненов буквально пропитан любовь ко всему, что его окружает на сцене, которая красива, ярка, очень выразительна, благодаря усилиям художника Александра Пономарёва. До чего же всё радует глаз на сцене и обстановка, и общий интерьер условного помещения. А как красивы люди и костюмы на них! В таких обворожительных, милых, пластичных в каждом движении дам невозможно не влюбиться. И Обломов влюбляется в них и любит и всех душой, боясь обидеть их и нарушить их душевный покой. А женщины в спектакле восхитительные: красивая, умная, чуткая, способная на глубокое и высокое чувство к Илье Ильичу Ольга Сергеевна (исполнительница роли актриса Екатерина Манаева) и мягкая, мудрая, с покладистым характером Авдотья Матвеева Пшеницына (исполнительница роли актриса Татьяна Горелова). Спектакль переполнен божественной музыкой, которая облагораживает и поднимает на очень высокую планку мироощущение и само романтическое состояние действия спектакля. Музыка помогает осуществить мыслям, высказываемым персонажами спектакля, высокий полёт, и подчеркнуть всю глубину гуманистических размышлений действующих лиц, показывая серьёзную эволюцию их душ в результате человеческих отношений, направленных на гармонизацию и совершенствование жизни с её бытом, житейскими проблемами и милыми мелочами. Всю сцена пронизана ярким, сочным, живительным для восприятия жизни светом. Это удивительная солнечность на сцене воспринимается, как гимн вере, надежде, любви, жизни, впрочем, и смерти, которая представляется уже зрителями как всего лишь переход в другое более комфортабельное для души состояние. В небольшом по протяжённости спектакле показан сонм человеческих отношений. Взаимоотношения Обломова с любимыми женщинами, с другом Штольцом (исполнитель роли артист Денис Бухалов), в последствии ставшим мужем Ольги, со слугой (исполнитель роли артист Валерий Хамин). Что больше всего подкупает зрителей, наблюдающих за этими отношениями из зала такого же уютного и успокаивающего, как и декорации на сцене? Конечно же, необыкновенная искренность, мудрость и доброжелательность. Обломова ни на секунду не покидает постоянный анализ происходящего, а также ощущение целесообразности, правильности и необходимости помыслов, поступков и действий в окружающем его мире. Он отлично понимает, что женщину, которую Господь послал ему, как подарок судьбы, ему не сделать счастливой, так как в мире, который окружает Ольгу и Илью Ильича, для того, чтобы сделать счастливой такую женщину, как Ольга Сергеевна, он должен в корне перемениться. Но он не может уже совершить такой жизненный подвиг ради любимой. Он счастлив, узнав, что его любимая женщина вышла замуж за его друга Андрея Штольца, умного и предприимчивого человека. Обломов искренне рад их счастью. Его новая муза Авдотья Матвеевна очень близка возможностью находить радости и утешение в малом. Он очень благодарен ей за то, что она сумела ему подарить те мелкие радости человеческого бытия, о которых он часто мечтал в одиночестве. Искренняя благодарность за счастье в тесном домашнем кругу просвечивается в каждом слове, в каждом жесте актёра, как в бытовых, так и интимных сценах спектакля. И объект тихого мирного счастья Ильи Ильича так мил, так душевен, так по-своему поэтичен. В исполнении Татьяны Гореловой Пшеницына одновременно и романтичная пастушка, и мудрая домоправительница, и умелая во всех отношениях, трудолюбивая домашняя хозяйка, и очень привлекательная, женственная и полная внутреннего достоинства и способная на глубокие чувства женщина. Он с ней покоен, умён, свободен и гармоничен. Наблюдая за развитием действия в спектакле, мы понимаем, что обществу нужны такие предприимчивые, энергичные, находящиеся в состоянии постоянного профессионального совершенствования люди: благодаря им, общество развивается и совершенствуется, создаёт новые производственные отношения. Но именно таким персонажем как Штольц просто жизненно необходимы такие друзья как Обломов, которые всей своей жизнью борются за чистоту человеческих отношений. Эта гармоничная дружеская пара очень украшает спектакль. Исполнитель роли Денис Бухалов на протяжении всего спектакля постоянно подчёркивает, как Обломов необходим ему для внутреннего самосовершенствования. Обломов состоится как личность в любых жизненных условиях, он сохранит всегда душу, чистоту помыслов и внутреннюю гармонию. Штольц без Обломова может уподобиться жителям Спарты. Штольц отлично понимает, что ему очень много нужно работать душой, чтобы его любила Ольга. Так та теплота, душевность и искренность, которую девушка ощутила при общении с Ильёй Обломовым, будет преследовать её душу всю жизнь, так как им трудно найти равноценную замену в рациональном, размеренном темпе жизни, сложившейся в браке со Штольцом. Эта уникальность и неповторимость отношений с людьми и окружающим миром очень точно передана актёром Сергеем Чиненовым. Смотришь спектакль и завидуешь Захару, свободному и благородному слуге. Да общаться с таким хозяином, как Обломов, не кабала, а счастье человеческого общения, которое так ценил автор «Маленького принца». Исполнители всех ролей спектакля очень молоды. И это правильно. Ведь спектакль о человеческих душах, находящихся в постоянном развитии и испытании на прочность сохранения человечности, доброты и любви.

20.11.2010 год.