Дети мертвого льва

Евгений Габелев
Хотите ли вы быть реальными, и если да, то для чего…




Недавно был я на дне рождения Центра Современного Искусства Арсенал, с коим его и поздравляю... и все чудесно, и открытие новой выставки, о которой я обещал вам рассказать, и вот он мой рассказ...


А продолжение потом почитаете. Или начало.




ДИВНАЯ АВСТРИЯ


Итак, это была выставка современного австрийского искусства… и все это так далеко от классической Вены… прекрасного древнего города, где некогда творили гении… и где потом пытался стать художником Гитлер.


Дистанция с классическим наследием, для нового искусства давно естественная и уже привычная, в этом контексте совершенно завораживала. Ведь на неком подсознательном уровне нам кажется, что мир прежний.


Нам кажется, будто искусство все еще служит народу, будто оно обязано развлекать и воспитывать нас, учить разумному, доброму, вечному, и вести за собой… будто оно обязано отображать реальность в ее красоте…


Словно Штраус не умирал, и все еще пишет вальсы… и кружатся под музыку венские пары, а потом, вдоволь намаявшись, идут на прием к старому доктору Фрейду, что пыхтит своей видавшей виды трубкой…


Словно мир классики все еще жив.




ГОЛОВЫ СТАРОГО МИРА


Но у входа на выставку нас встречали отрубленные головы мертвых львов. Естественно, все они были ненастоящие… и нагромождение нанизанных на стальные копья львиных голов лишь метафора…


Метафора современного искусства, убившего своих львов. Лев, царь зверей… традиционный символ могущества, достоинства, власти и необоримой мощи… герб королей и императоров… и воплощение классики.


Лев, это сердце классической парадигмы. Символ общества, построенного на иерархии, подчинении и страхе. Будь то в политике, общественных нравах, или искусстве. Цивилизации давно минувшего века…


Лев, это центр бытия, вершина пищевой цепочки… человек или группа людей, задающих нам стандарты и поддерживающих сложившийся порядок вещей. Естественно, этот порядок действует в их интересах.


Классический мир держится на гигантских слонах и китах, в прочности, мастерстве и значении которых не принято сомневаться. Живые классики и мертвые львы удерживают мир от падения в пасть хаоса.


Академики художеств, признанные мастера, заслуженные деятели искусств… писатель больше чем писатель, художник больше чем художник, композитор больше… и это в бронзе, навечно и навсегда.


Все это свергнуто, повергнуто во прах… и этот прах прекрасен.




МАГИЯ ВОСКРЕСЕНИЯ


Современное искусство разрушает формы. Оно оставляет нас голыми и открытыми, безжалостно и беспринципно обнажая все наши сокровенные чувства, концепции и идеи в их неприглядной пустоте.


Автор больше не прячет замысел за причудливым сплетением аллегорий, и не пытается выразить внутренний мир через метафору внешних вещей, украденных у природы и социальной реальности.


Разверстые внутренности коллективной души предстают перед нами, светят цветами радуги, крутят колеса динамо-машин, вспыхивая дикими искрами огня… и хаос внутри нас узнает себя в хаосе современных картин.


Творцы постмодерна, как дети мертвого льва, убившие и съевшие своего почтенного родителя… и теперь его когда-то непререкаемая мощь течет по их венам. И уже совсем иные картины заполняют залы музеев.


Старый мир воскресает… и становится совершенно другим.




ВРЕМЯ БАБОЧЕК


Умеете ли вы оживлять мертвых, а если нет, то почему вы их так любите? С этим вопросом мне часто хочется обратиться к тем поклонникам классики, которые не просто любят… а хотят оживить старого льва.


Оставьте это. Хватит с нас львов. Пришло время бабочек.


И мы порхаем среди странных картин…


В поисках реального

...




Продолжение:

Искусство и интроекция

...