Янош Корчак, Ад Данте и дорога в Треблинку

Пюрвя Мендяев
 "Земную жизнь, пройдя до половины,

    Я очутился в сумрачном лесу".

 "Божественная комедия" Данте Алигьери.


22 июля 2014 года исполнилось 136 лет со дня рождения Януша Корчака; выдающегося польского педагога, писателя, врача и общественного деятеля.  Нужно отметить что Януш Корчак  - это литературный псевдоним, настоящее имя  Эрш Хенрик Гольдшмит.   В истории человечества Януш Корчак  навсегда  остался примером подлинного учителя. Он добровольно отправился со своими учениками, воспитанниками сиротского приюта из Варшавского Гетто в концентрационный лагерь уничтожения Треблинку. Он не оставил своих воспитанников до самого их последнего часа в газовой камере и  разделил с юными мучениками их неумолимую судьбу.  И это всё, не смотря на то, что ему, всемирно известному ученому, предлагали укрыться в городе его почитатели, а возможно и выехать из оккупированной Польши по линии того же красного креста и т.д.



Как то на одном из сайтов, где был размещен материал о подвиге Корчака, мне на глаза попались несколько комментариев, в которых  авторы их выражали свое непонимание поступка великого учителя.   Детей всё равно спасти было не возможно. Их и не спасли. А великий ученый мог, выжив в этих страшных испытаниях, написать еще много хороших книг и быть полезным для человечества.  И я невольно задумался над этими словами.



      Безусловно, принять полностью логику абсолютного бесстрашия и героизма Корчака нам обычным людям  на самом деле очень трудно, и может даже и невозможно. Поэтому достаточно легко понять тех людей, которые написали в своих комментариях к статье, что поступок Корчака был проявлением чрезмерного гуманизма. По их мнению, он итак сделал всё и даже больше чем возможно для них. Эта жертва его не остановила войну, мир остался таким же, как и был, только в нем не стало  великого ученого и педагога Корчака.



И здесь я подумал о том, что все мы по большому счету очень похожи друг на друга, все мы вышли из нашего детства. И как пишут ученые, процесс нашего взросления проходит через преодоление определенных психологических кризисов. Таких кризисов несколько, но один из самых важных, это кризис середины жизни. «Земную жизнь, пройдя до середины, я очутился в сумрачном лесу» - писал на чужбине навсегда изгнанный из родной Флоренции в 37 лет величайший поэт Италии Данте в своем бессмертном произведении «Божественная комедия»  часть «Ад».



 Кризис середины жизни – это переход ко второй степени взрослости. Переход во многом заключен во внутренней подготовке к неизбежному прощанию с жизнью. К принятию неизбежности смерти. В период этот люди часто умирают, переживают серьезные болезни, оказываются на краю между жизнью и смертью, теряют родителей и близких людей, остаются без работы и надежды на благополучие . И это теснейшее соприкосновение со смертью делает людей более взрослыми, чем они были раньше. Хотя, конечно, далеко не все мы достигаем этой второй взрослости. Многие остаются внутренне детьми вплоть до глубокой старости.



А есть люди, которые достигают этой второй степени взрослости, и совершенно спокойно начинают воспринимать вопросы жизни и смерти. И почти полностью расстаются со страхами и иллюзиями детства и молодости. Таким вероятней всего и был Януш Корчак.  Настоящим взрослым человеком. И к тому же великим учителем. Ведь не всегда даже родители шли на смерть вместе со своими детьми. А здесь не отец, а просто учитель отправился в газовую камеру вместе с детьми.  И ведь этот случай был вовсе не единичный.



 Понятно, что ответить на все вопросы, связанные с подвигом Корчака не возможно, но одно мне стало совершенно понятно. Такой человек как Корчак совершенно необходим для каждого из нас в нашей жизни, в тот самый момент, когда пропадают последние иллюзии. Возможно, этим человеком для себя мы станем сами, достигнув новой степени возмужания.



      Как Корчак детей из варшавского гетто, так и Данта в Божественной комедии взял за руки и повёл к воротам ада из мрачного леса древнеримский поэт Вергилий, бывший для него идеалом и учителем. Так и нашему внутреннему ребенку необходим рядом с нами по-настоящему взрослый человек, который как учитель Корчак, возьмет его за руки и скажет - вперед малыш, ничего уже больше нет смысла бояться.