212-я смешанная авиационная дивизия

Владимир Савончик
212-я смешанная авиационная дивизия.

(краткая историческая справка)

212-я смешанная авиационная дивизия сформирована 10 мая 1942 года на основании Приказа НКО №0083 от 5 мая 1942 года на базе Управления Военно-Воздушных Сил 30-й Армии.

Нахождение в строю.

С 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.

В составе действующей армии:

С 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года. (36 дней) Перечень №6.

В составе Видов Вооружённых Сил.

С 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С 10 мая 1942 года по 16 мая 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил Калининского Фронта.
С 16 мая 1942 года по 14 июня 1942 года – в составе 3-й Воздушной Армии Калининского Фронта.

Состав дивизии:

193-й истребительный авиационный полк – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года. Передан в состав 256-й истребительной авиационной дивизии.
728-й истребительный авиационный полк – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года. Передан в состав 256-й истребительной авиационной дивизии.

СОСТАВ УТОЧНЯЕТСЯ

Командир дивизии.

Полковник Белов Николай Георгиевич – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.

Военный комиссар дивизии.

Бригадный комиссар Духновский Павел Иванович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года. Назначен на должность военного комиссара 212-й штурмовой авиационной дивизии.

Участие в операциях и битвах:

УТОЧНЯЕТСЯ
14 июня 1942 года на основании Приказа НКО №00122 от 10 июня 1942 года 212-я смешанная авиационная дивизия преобразована в 256-ю истребительную авиационную дивизию.

Дополнительная информация.

Герои Советского Союза проходившие службу в дивизии.

Баранов Михаил Семёнович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Боровых Андрей Егорович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Игнатьев Николай Петрович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Шемендюк Пётр Семёнович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.

Лётчики-ассы проходившие службу в дивизии

Баранов Михаил Семёнович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Боровых Андрей Егорович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Игнатьев Николай Петрович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Кустов Игорь Ефремович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Лазарев Сергей Иванович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Сударенков Анатолий Васильевич – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Шемендюк Пётр Семёнович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.

Личный состав управления дивизии

Белов Николай Георгиевич
Духновский Павел Иванович

Версия от 24 июля 2020 года.

Баранов Михаил Семёнович

Родился 16 ноября 1921 года в деревне Дроветчино (ныне Смоленский район Смоленской области). Окончил 7 классов школы. Работал в колхозе и учился в Смоленском аэроклубе. С 16 апреля 1940 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, оставлен в ней инструктором. В этой должности встретил начало Великой Отечественной войны.
С 25 декабря 1941 года сержант М. С. Баранов в действующей армии. Боевую деятельность начал в должности пилота 728-го ИАП (Северо-Западный фронт), летал на И-16. В сентябре 1942 года переведён командиром звена в 157-й ИАП (Калининский фронт). Летал на "Харрикейне", ЛаГГ-3, Як-7, Як-9, Як-1 и Як-3.
К 20 мая 1943 года командир звена 157-го истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт) младший лейтенант М. С. Баранов совершил 276 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 3 самолёта противника (в наградном листе говорится о 12 личных и 9 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1067).
После окончания Курсов усовершенствования офицерского состава (КУОС), с сентября 1943 года старший лейтенант М. С. Баранов снова на фронте. Участвовал в освобождении Белоруссии, Польши, сражался на территории Германии.
К маю 1945 года командир эскадрильи 157-го ИАП майор М. С. Баранов совершил 437 боевых вылетов, провёл 85 воздушных боев, в которых сбил лично 26 и в составе группы 3 самолёта противника. За годы войны четырежды ранен и один раз контужен.
27 июля 1945 года уволился в запас по состоянию здоровья с должности штурмана 157-го ИАП. До декабря 1945 года жил в Смоленске. Затем работал инструктором Осоавиахима в Московской области, после чего вернулся в родные края, устроился в колхоз кладовщиком, позднее - инструктором Смоленского областного комитета ДОСААФ. В 1953 году уехал в Сибирь, работал хозяйственным десятником, плотником на строительстве машинно-тракторной станции в Читинской области. Осенью 1956 года перебрался с женой в Молдавию. С 1957 года обосновался в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Работал токарем на авиационном заводе им. Орджоникидзе. Умер 9 февраля 1993 года. Похоронен на Ново-Сормовском кладбище города Нижний Новгород.
Награждён орденами: Ленина (24.08.1943), Красного Знамени (22.06.1942, 06.11.1942, 09.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (22.05.1944, 11.03.1985); медалями.

Боровых Андрей Егорович

Родился 30 октября 1921 года в городе Курске. В 1936 году окончил среднюю школу. С 1940 года в Красной Армии, в том же году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.
С декабря 1941 года сержант А. Е. Боровых на фронтах Великой Отечественной войны. Около месяца воевал в составе Отдельной истребительной авиационной группы ПВО Харькова, летал на И-16. В январе 1942 года направлен в состав 728-го истребительного авиационного полка, также вооружённого самолётами этого типа, на должность пилота. В сентябре 1942 года переведён в состав 157-го ИАП, где стал летать на истребителях ЛаГГ-3, позже - на Як-7.
К 18 марта 1943 года командир звена 157-го истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт) младший лейтенант А. Е. Боровых выполнил 328 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 12 самолётов противника лично и 14 в группе с другими лётчиками (данные наградного листа, по документам штабов полков и дивизий - 6 лично и 17 в группе). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостон звания Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1077).
Продолжая боевую работу в составе того же авиаполка (234-я истребительная авиационная дивизия, 1-й Белорусский фронт), командир эскадрильи капитан А. Е. Боровых с июня 1942 по 1 ноября 1944 года выполнил ещё 96 боевых вылетов на истребителях Як-7 и Як-9, Як-1 и Як-3. Проведя 49 воздушных боёв, лично сбил 19 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года удостоен звания дважды Героя Советского Союза с вручением второй медали "Золотая Звезда" (№ 62/II).
Всего за годы участия в военных действиях майор А. Е. Боровых совершил 475 успешных боевых вылетов, в 113 воздушных боях сбил лично 27 и в группе 17 самолётов противника.
После окончания войны продолжил службу в ВВС страны. Командовал полком, авиационными соединениями. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию. В 1957 году - Военную акдемию Генерального штаба. В 1958-1977 гг. - на командных должностях в Московском военном округе ПВО, ДВО, КВО, командующий авиацией ПВО страны, генерал-полковник авиации (1968). С 1977 года - в запасе, работал в Институте военной истории Министерства обороны СССР. Жил в Москве. Трагически погиб в результате несчастного случая 7 ноября 1989 года.
Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (трижды), "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени; медалями.

Игнатьев Николай Петрович

Родился 16 декабря 1917 года в деревне Горы (ныне Кировский район Ленинградской области). В 1932 году окончил 7 классов средней школы в посёлке Мга (ныне школа № 37 ОАО "РЖД"), затем поступил в школу фабрично-заводского ученичества Ленгостроф (в Синявино). В 1934 году, отработав около года на тракторе "Фордзон", поступил слесарем-автоматчиком на станцию Сортировочная-Московская, одновременно посещал аэроклуб. С 15 декабря 1938 года в рядах Красной Армии. По специальному набору отправлен в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в конце 1939 года и оставлен в ней инструктором-лётчиком.
С июня 1941 года младший лейтенант Н. П. Игнатьев на фронтах Великой Отечественной войны в составе особой группы ПВО Харьковского военного округа, летал на И-16. 20 июля 1941 года одержал свою первую победу - таранным ударом уничтожил бомбардировщик Ю-88 (по другим источникам - преследуя противника, случайно столкнулся с ним в облаках). Свой повреждённый И-16 сумел посадить в поле.
В декабре 1941 года направлен военным комиссаром эскадрильи в 728-й ИАП. Вскоре назначен заместителем командира, а затем и командиром 3-й эскадрильи. В июле 1943 года переведён на должность штурмана полка. Летал на И-16, И-185 (фронтовые испытания), Як-1, Як-7 и Як-9.
К октябрю 1943 года штурман 728-го истребительного авиационного полка (256-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт) капитан Н. П. Игнатьев совершил 365 боевых вылетов, провёл 63 воздушных боях, сбил лично 14 и в составе группы 11 самолётов противника (в наградном листе говорится о 15 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2378).
В апреле 1945 года майор Н. П. Игнатьев направлен в 32-й ИАП (той же 256-я ИАД) на должность заместителя командира полка, одновременно инструктора-лётчика по технике пилотирования и теории полёта. Летал на Як-3. Всего совершил 412 боевых вылетов, в 128 воздушных боях сбил лично 23 и в составе группы 13 самолётов противника (вероятно, имел и больше групповых побед). Сражался на Карельском, Калининском, Воронежском, Северо-Западном, 1-м Украинском фронтах. Участник исторического Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1950-1954 гг. учился в Краснознамённой Военно-Воздушной академии, затем командовал авиационным полком. С 19 июня 1969 года полковник Н. П. Игнатьев - в запасе. Жил в Ленинграде. Умер 4 августа 1994 года. Похоронен на Красненьком кладбище Санкт-Петербурга.
Награждён орденами: Ленина (13.04.1944), Красного Знамени (22.06.1942, 26.08.1942, 12.05.1944), Отечественной войны 1-й степени (18.05.1945, 11.03.1985), Красной Звезды; медалями.

Кустов Игорь Ефремович

Родился 7 июня 1921 года в городе Кувшиново (Тверская область). В 1931 году семья переехала в город Брянск. Там окончил 9 классов средней школы и аэроклуб. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.
С декабря 1941 года старший сержант И. Е. Кустов на фронтах Великой Отечественной войны в должности пилота 728-го ИАП. Летал на И-16, Як-7 и Як-9. 9 марта 1942 года ранен в воздушном бою.
К апрелю 1942 года лётчик 728-го истребительного авиационного полка (3-я Ударная армия, Калининский фронт) старший сержант И. Е. Кустов выполнил 71 боевой вылет, в воздушных боях сбил лично и в составе группы не менее 6 самолётов противника (в наградном листе говорится о 7 личных и 12 групповых победах). За эти подвиги представлен к высшей награде страны. 18 августа 1942 года тяжело ранен в воздушном бою и долго лечился. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"(№ 1039).
В свой полк вернулся только в октябре 1943 года и принял участие в боях за Киев. 22 декабря 1943 года командир эскадрильи 728-го ИАП старший лейтенант И. Е. Кустов погиб в авиационной катастрофе (при перелёте с аэродрома Прилуки на аэродром Жуляны, из-за густого тумана врезался в землю). Всего совершил около 200 боевых вылетов, сбил 8 самолётов противника лично и не менее 6 в составе группы. Похоронен в Киеве на Соломенском кладбище. На здании школы города Кувшинова установлена мемориальная доска, в Брянске - памятник Герою. Школа № 27 Фокинского района Брянской области, где он учился, носит его имя.
Награждён орденами: Ленина (30.01.1943), Красного Знамени (26.08.1942, 30.11.1943).

Лазарев Сергей Иванович

Родился 23 июня 1923 года в деревне Григорово (ныне Суздальский район Владимирской области). С 1930 года учился в сельской школе. В 1935 году семья переехала в город Иваново. В 1940 году окончил 9 классов средней школы № 56 и Ивановский аэроклуб. С февраля 1941 года в рядах Красной Армии, по путёвке комсомола направлен в Краснодарскую военную авиационную школу пилотов, где и встретил начало Великой Отечественной войны. В октябре 1941 года сержант С. И. Лазарев направлен в 8-й ЗАП для переподготовки.
С 11 апреля 1942 года - в действующей армии. Боевую деятельность начал в июле 1942 года в должности пилота 728-го ИАП. В январе 1943 году младший лейтенант С. И. Лазарев назначен командиром звена. Сражался на Калининском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в боях на Орловско-Курской дуге, освобождал Киев, Украину и Польшу. Летал на И-16, Як-7 и Як-9. 11 июля 1943 года легко ранен в воздушном бою. 4 августа 1943 года сбит в воздушном бою, тяжело ранен в ногу, покинул самолёт на парашюте. После лечения в госпитале вернулся в свой полк.
К 20 марта 1944 года командир звена 728-го истребительного авиационного полка (256-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) лейтенант С. И. Лазарев совершил 131 боевой вылет, провёл 48 воздушных боёв, сбил лично 17 и в составе группы 1 самолёт противника (в наградном листе говорится о 15 личных и 3 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4278).
1 марта 1945 года командир эскадрильи 728-го ИАП старший лейтенант С. И. Лазарев погиб при сопровождении бомбардировщиков в районе города Бунцлау (ныне Болеславец, Польша): его самолёт столкнулся с одним из Пе-2. К тому времени совершил более 300 боевых вылетов, провёл более 60 воздушных боёв, в которых сбил лично 23 и в составе группы 1 самолёт противника. Похоронен в братской могиле советских воинов в городе Болеславец.
Приказом Министра обороны СССР № 148 от 13 июня 1970 года навечно зачислен в списки 1-й авиационной эскадрильи Н-ского авиационного полка. Именем Героя в Иванове названы улица и средняя школа № 56, в которой он учился. На здании школы, на бывшем задании аэроклуба и на одном из домов по улице С. И. Лазарева установлены мемориальные доски. Его имя высечено на памятнике в честь учеников и учителей школы, погибших во время войны и на мемориале Ивановцев - Героев Советского Союза. В школе действует Музей боевой славы.

Шемендюк Пётр Семёнович

Родился 16 (29) июня 1916 года в селе Липняжка (ныне Добровеличковский район Кировоградской области Украины). Окончил Одесское строительное училище, работал плотником в городе Комсомольск-на-Амуре, обучался в местном аэроклубе. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов.
С июня 1941 года лейтенант П. С. Шемендюк на фронтах Великой Отечественной войны в составе 193-го истребительного авиационого полка, летал на И-16, ЛаГГ-3. С августа по октябрь 1942 года воевал в 21-м ИАП, где также летал на ЛаГГ-3. С января 1943 года - в 157-м ИАП, летал на ЛаГГ-3 и Як-7.
К июню 1943 года заместитель командира эскадрильи 157-го истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт) старший лейтенант П. С. Шемендюк совершил 261 боевой вылет, в 40 воздушных боях лично сбил 11 и в группе 8 самолётов противника. За эти подвиги был представлен к званию Героя Советского Союза, которого был удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1745).
1 августа 1943 года командир эскадрильи 157-го ИАП капитан П. С. Шемендюк был сбит в воздушном бою южнее Орла, в результате тяжелого ранения потерял левую руку. После длительного лечения списан с лётной работы. Окончив курсы при высшей офицерской школе, был назначен помощником командира 130-й истребительной авиационной дивизии и до конца войны помогал готовить молодых лётчиков. Всего выполнил около 270 боевых вылетов, проведя более 40 воздушных боёв, сбил лично 13 и в составе группы 8 самолётов противника.
С 1946 года майор П. С. Шемендюк - в отставке. Жил в Калининграде (до 1946 года - Кёнигсберг). Работал заместителем управляющего "Калининградэнерго", избирался депутатом городского совета. С 1983 года - в Херсоне. Работал директором Музея истории комсомола Херсонщины. 9 мая 2000 года участвовал в Параде Победы в Москве на Красной площади. Умер 19 июля 2001 года. Похоронен в Херсоне на городском кладбище. Калининградская школа № 15 носит его имя. На корпусе учебного заведения на Аллее Смелых открыта памятная доска, посвящённая Герою. На Аллее Славы в Херсоне его имя среди Героев Херсонщины.
Награждён орденами: Ленина (22.06.1942, 24.08.1943), Красного Знамени (04.09.1942), Отечественной войны 1-й степени (18.05.1945, 11.03.1985); медалями.