Театр и жизнь

Надежда Хисметова
Рубрика «Публицистика»

Надежда Никищенкова

Театр и жизнь

Театр в моей жизни и в жизни моих сверстников всегда имел огромное значение. О его существовании все мы узнавали с молоком матери. Мама необыкновенно красива, папа отутюжен и отглажен, как будто собирается на парад. В доме необыкновенное волнение. Отдаются последние распоряжения: чем кормить детей на ужин, когда их уложить спать.
Мы в кроватках, но не спится. Лежим с закрытыми глазами и ждём возвращения родителей из Тамбовского областного театра. Наконец-то, родители вернулись! Переступив порог и раздеваясь на ходу, они продолжают обсуждать спектакль, который только что посмотрели. Например, премьеру «Собаки на сене» Лопо де Вега. Папа считает, что актриса, игравшая главную роль, старовата и полновата, но мама утверждает, что у молоденькой не хватило бы опыта так сыграть образ женщины с таким сложным и взбалмошным характером. Они не спорят, а просто продолжают обсуждать сначала всевозможные детали в спектакле, затем костюмы, а потом и содержание. И мир ребёнка покорён сказочностью спектакля, о котором так оживлённо и долго говорят родители.
Родители редко посещали театр, так как не с кем было оставлять вечерами детей. Но сам театр каждый вечер приходил домой к слушателям. Родители переделали все дела, закончен ужин, всё приготовлено на следующий день, мама вышивает, папа что-то ремонтирует. Дома наступает полная тишина и мы всей семьёй собираемся около радио и слушаем самую любимую в семье программу: «Театр у микрофона». Я уже состарилась, а в ушах до сих пор иногда звучат голоса Бабановой, Яншина, Тарасовой и других великих актёров... Любимым моим спектаклем в раннем детстве была пьеса о цыганах «Трубка». Ещё мы с сестрой с особым удовольствием слушали детские спектакли о Поли Лукои, «Чук и Гек», «Р.В.С.» Аркадия Гайдара. В театр я попала в девять лет. Шестого января у меня был день рождения, и меня в этот день пригласили в гости Кузнецовы. И ранним утром Вадим Кузнецов повёл меня в областной драматический театр на детский новогодний спектакль. Мне он понравился. Но у театра появился очень серьёзный соперник — телевизор, который постоянно показывал телевизионные спектакли. Очень нравились пьесы Вампилова, Шатрова, Вишневского. Одни и те же спектакли ставили разные театры. Мы потом в школе обсуждали игру разных актёров в одной и той же пьесе. Особенно много говорили о пьесе «Таня» Арбузова. И только в Ульяновске сцена охватила всю мою сущность и приводила всё моё существо в трепет. Нас никогда не заставляли ходить в театр, в музеи, на выставки насильно. Поэтому мы ходили туда с удовольствием. До сих пор помню спектакль «Отелло» Уильяма Шекспира. Я ходила смотреть эту трагедию несколько раз. И каждый раз меня возмущала подлость Яго, жестокость Отелло, который из-за какого- то платка и сплетен задушил любимую. И в такое далёкое время у меня появился страх перед мужчиной, страх повторить судьбу Бездемоны. А после просмотра спектакля «Маскарад» по трагедии Михаила Лермонтова, где Арбенин из-за какого-то потерянного на маскараде браслета отравляет жену Нину, у меня пропало желание выходить замуж. Если умные мужчины так жестоки, чего же ожидать от дураков?.. Я в лет двадцать решила, что мой муж должен быть умным и добрым... Очень сильное впечатление на меня оказал спектакль «Энергичные люди» Василия Шукшина. Мне почему-то было очень жаль всех жуликов, которых разоблачили... Запомнились надолго спектакли «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса, «Последняя жертва» А. Островского, «Сны Обломова» И. Гончарова, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, поставленных на сцене Ульяновского областного театра. Кроме того, в Ульяновск с гастролями часто приезжали театры со всего СССР.
И, наконец, я с подругой в московском театре. В феврале 1969 года очень сильное впечатление на меня произвёл спектакль «Старик» по пьесе Максима Горького, в котором главные роли исполняли Элеонора Быстрицкая и Олег Стриженов. Так что театра в моей жизни играл большую роль и давал мне огромный опыт. Конечно, на первом месте у меня в жизни было чтение (книгу я читала очень долго, по много раз перечитывая некоторые фрагменты). Музыка тоже очень волновала меня. Появление в Ульяновске симфонического оркестра и такого режиссёра, как Эдуард Серов, изменило у многих ульяновцев отношение к музыке. Были времена, когда я ходила на концерты не менее трёх раз в месяц...
С появлением Юрия Копылова в Ульяновске отношение к театру изменилось в корне у всех жителей города. Спектакли «Генрих IV» Л. Пиранделло, «Обрыв» И. Гончарова, «Лев зимой» Д. Голдмена, «Игры с приведением» С. Мрожека, «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана, «РичардII», «Двенадцатая ночь», «Гамлет» У. Шекспира, «Монархи» А. Толстого, «Иванов» А. Чехова, «Дьявол и Господь Бог» Ж.-П. Сартра вошли в нашу жизнь, как величайшее потрясение. И сейчас, конечно, театр занимает в моей жизни и в моём сердце большое место. Можно сказать, что я живу им. После смерти Юрия Копылова я была в полной растерянности. Но такие режиссёры, как Евгений Георгиевич Редюк, Аркадий Фридрикович Кац, Сергей Анатольевич Морозов, Максим Юрьевич Копылов, которые ставят в настоящее время на нашей сцене потрясающие спектакли, дают мне надежду, что театр по-прежнему будет радовать, увлекать, заставлять думать и сопереживать меня долгие-долгие годы. В Ульяновском драматическом театре им. И.А. Гончарова прекрасные зрители. Кроме нашего театра в Ульяновске существуют и влияют на жизнь города ещё пять театров. В городе проводятся многочисленные театральные фестивали, в город приезжают на гастроли лучшие театры России, что позволяет ульяновцам жить бурной театральной жизнью, к которой их хорошо подготовил Ульяновский драматический театр им. И.А. Гончарова. И всегда в ульяновских театрах будет много очень умных, думающих зрителей, потому что в Ульяновске театр и жизнь неразделимы!

25.10.2013