2. Здравствуй, Крым...

Борис Аксюзов
2. Здравствуй, Крым...
       (продолжение)

   Ялта под дождем ...
  Это один из ее способов обаять приезжающих ...   Нахмуриться, напустить седые брови на свои голубые глаза, роскошные зеленые кудри спрятать за серым туманом, а потом - раз! - и открыть  за одну минуту все свои прелести разочарованным жителям средней полосы России, не видавшим ее красоты...

   Но мне лично нравится, когда над Ялтой идет мелкий, занудливый дождь. Тогда на меня нападают "чеховские" настроения, и мне не хочется никуда бежать, слушать бойких экскурсоводов, глотая на ходу горячий хот- дог. 
   Уютные кафешки на набережной пусты и прохладны, можно сесть на веранде,  заказать кофе по-турецки, смотреть на море и слушать, как  оно устало выплескивает свои волны на песок ...
  При хорошем воображении можно представить себе зябкую даму с собачкой, идущую вдоль моря, а рядом с ней - бонвиванистого Антона Павловича с тросточкой в руке, пытающегося  охмурить ее умными и нежными речами...

   

   С удивлением и радостью увидел на набережной   эту скульптурную группу, о которой, к своему стыду, ничего не знал ...
  В печати ее называют довольно странно: скульптура "Дама с собачкой" и памятник А. П. Чехову... Значит, ему - памятник, а ей  - только скульптура... А то, что она его прославила на весь мир, на это им наплевать ...
   Не примите мои слова за старческое ворчание ... Это я так шучу ...
   И особенно было приятно, что  памятник был поставлен  при "незалежней"  Украине и на его открытии присутствовали "официальные лица" ...
    Растрогала скромная табличка на стене старинного здания:
                " ... на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой"
                А. П. Чехов
 
      Заметьте: не памятник гетману Пилсудскому и даже  не кафе "Вареники",    а дама с собачкой...
   Только вот собачка получилась какая-то невыразительная... В рассказе она была мне очень симпатична и, как мне показалось, Чехову тоже ...


   Наша экскурсионная программа начиналась с Ливадийского дворца...
     Вокруг него было пусто и сумрачно ...
   Веяло скукой провинциального городка где-то под  Тамбовом ... Даже мемориальная доска о ялтинской конференции 1945-го года не спасала от этого впечатления ...  Люди почему-то стремились посетить не  залы, где она проходила,  а выставку восковых  фигур, обосновавшуюся в  одном из крыльев этого величественного дворца.   
   Но мы были, слава Богу, организованными туристами, и нас повели осматривать весь Ливадийский дворец, переживший бурную и интересную историю: он был резиденцией российских императоров, потом, после революции 1917-го года, первым в мире санаторием для крестьян (!), почти развалинами при нашествии "цивилизованных" фашистов и, наконец был удостоен чести принять  трех великих личностей  мира сего : Рузвельта, Сталина и Черчилля,   решивших  там судьбу третьей личности, возомнившей себя самой великой...
    Но так как экскурсии во дворец проходят строго по графику, у нас появилось время  спокойно перекусить...
  Кафе, ресторанов и просто столовых в Ливадии огромное количество,  и  мы с внучкой, после недолгого обсуждения,  выбрали предприятие общественного питания  под названием "Долма". Это  подсказало нам, что кафе принадлежит  предпринимателю армянского происхождения, чья национальная кухня не может быть невкусной. 
   И действительно: мы позавтракали вкусно и... недорого... Я заказал массандровское "Каберне", не надеясь, впрочем, что оно окажется именно таковым... Но я ошибся: такого "Каберне" мне в своей жизни еще пить не приходилось... Вкус и аромат  вина несомненно подтверждали    его массандровское происхождение ...
   И еще одна интересная деталь: когда спросил девушку - официантку, почему она так долго не несла мне это вино, она сказала, что  оно у них закончилось и ей пришлось сбегать в магазин ...

   ... Экскурсия в Ливадийском дворце велась профессионально слаженно и интересно...
   Я помню, как в советские времена  я занял место в огромной очереди "неорганизованных" туристов, жаждущих побывать в залах, где, как им казалось, еще витает дух Великой Тройки ... Я выстоял в этой очереди два часа, когда  из дворца вышла  деловитая дама с сигаретой в зубах,  отсчитала от двери двадцать человек и сказала тоном, не терпящим возражений: "Остальные могут не стоять".  И "остальные" в количестве не менее ста человек, среди которых был и я, грустно побрели из Ливадийского парка,  отвергнутые судьбой в образе  непомерной тяги населения к познанию своей Истории...    
      ... На сей раз все обстояло совершенно иначе, а. точнее сказать, совсем наоборот: экскурсоводы ждали, когда у входа наберется группа в двадцать человек. После чего они стремительными движениями рук пересчитывали  их,  впихивая в прихожую, и включали свое красноречие...  В чем, впрочем, как и в знании истории дворца, им отказать было нельзя...
  О залах, посвященных царской семье, они говорили с теплом, словно сами приобщились к их тогдашней жизни и сплетничали на кухне с императрицей Александрой Федоровной.
  Царские покои отреставрированы превосходно, но мне так и не удалось спросить у экскурсовода, когда и кем, ибо  наша группа состояла из людей крайне любознательных и напористых ...   
    
 
   В отличие от царских покоев, залы и кабинеты, связанные с Ялтинской конференцией, сохранились почти в том виде, что и в 1945-ом году, а когда при входе  в зал заседаний видишь   восковые фигуры  Сталина, Рузвельта  и Черчилля ,  сидящие в креслах, то невольно пробирает дрожь ...
   Здесь тон экскурсовода становится менее эмоциональным, что и понятно: с этими  "мужиками"  чаи не погоняешь,   да и разобраться, что у каждого  на уме очень трудно: очень уж хитроумные были политики ...  Не то, что сейчас:  на каждого умного по дураку ...
 


   Потом мы перешли в комнату, сплошь забитую сувенирами, и наш гид  занялась  рекламой дешевых "магнитиков" и очень дорогих произведений прикладного искусства, связанных с Ливадийским дворцом.
   Но я ожидал от нее другого.... Ведь должна она хоть как-то проявить свое отношение к тому, что произошло в Крыму чуть более месяца тому назад ... Я даже придумал себе фразу, которую, как я  надеялся , она обязательно скажет с обаятельной и немножко грустной  улыбкой: "Господи, как же мы по вам соскучились!"
  Но ничего подобного она не сказала,  проводив нас до выхода со скучающим и слегка  раздраженным видом: "Как вы все мне надоели..."

  И тогда я припомнил свое давнее путешествие в Самарканд... С женщиной, в которую был безнадежно влюблен всю свою жизнь...
   Промозглым осенним утром мы стояли с ней в вестибюле станции метро  "Площадь Революции" в Москве,  ожидая,  когда пройдет  нежданно разразившийся неистовый дождь...
  У нас было еще по месяцу "северных" отпусков и огромное желание провести хотя бы неделю из них вместе...
   "Хочу в Самарканд", - неожиданно сказала она...
    Я оглянулся вокруг, зная что Ленка ничего не говорит просто так... И действительно: мимо нас прошел смуглый среднеазиатец  с  огромной дыней под мышкой.
   Ноутбуков и Интернета тогда не было, но среагировал я на ее желание с быстротой фокусника, достав из кармана расписание самолетов, которое всегда имел при себе, отправляясь в отпуск...
   Кассы "Аэрофлота" были прямо напротив станции метро, в гостинице "Россия", и через четыре часа мы уже летели в самолете рейсом на Ташкент ... Моя спутница смотрела на меня, как на волшебника, пригласившего ее в сказку.   
    А на следующий день мы на самом деле очутились в одной из сказок "Тысячи и одной ночи", стоя на площади Регистан перед величественными сооружениями древних мастеров ...
   На площади было пустынно и тихо, хотя на подходе к ней нас ошеломил своим шумом и богатством настоящий восточный базар.
   У входа в мечеть Биби Ханум сидела курносая старушка в панамке и вязала шерстяной носок ...
   Мы переглянулись и нам стало весело: зачем они здесь в такую жару...
   "Вы откуда будете, деточки?"  - улыбчиво спросила   нас старушка  истинно рязанским говорком.   
   Узнав, что мы издалека, она всплеснула руками и пожалела нас: "Мёрзнете, чай, там, бедные... Ну, ничего, у нас отогреетесь маленько, фруктов наедитесь на всю зиму...."
   И мы вдруг ощутили себя  как дома, где о тебе пекутся и любят ...
   "Тахир! - позвала старушка, и в мечети прокатилось гулкое эхо. -  Иди сюда, экскурсанты пришли!  Из самого Норильска ..."
   Из сумрачной и прохладной глубины мечети вышел толстый узбек в цветастой тюбетейке и жалобно сказал: "Татьяна Петровна, ты же знаешь, что я с утра даже чаю не попил ... Я что, ишак какой-нибудь, чтобы без обеда работать?"
  "Не ишак, Тахир, не  ишак, - успокоила его смотрительница музея. - Но ты посмотри на этих деточек.... И пожалей сначала их, а потом себя."
   Тахир обернулся к нам и расцвел улыбкой: "Вах-вах, какой красивый  девушка!  Прямо как Биби Ханум в молодости..."
   Я понял, что он нарочно начал коверкать свою речь, чтобы подчеркнуть восточную специфику обстановки: он не просто гид,  а гид из древнего Самарканда...  Но стоило ему войти в мечеть и переждать миг нашего потрясения ее красотой, как из него  полилась вдохновенная и совершенно правильная речь  человека, страстно желающего доставить удовольствие именно нам, самым дорогим, как нам стало казаться, людям ...

   Я сам не знаю, почему я увел вас так далеко от Крыма, но думаю, что вы поймете меня.   
   С распадом Союза прежде всего изменились люди, они стали недоверчивее и суше, потому что власть каждой обособившейся  республики старалась убедить  свой  народ в исключительности его культуры и образа жизни ...  И это ей в какой-то мере удалось ...
   Русские в Крыму, на мой взгляд, почувствовали свою ущербность  и второсортность, что, впрочем, немудрено, стоит взглянуть сейчас на напыщенность и самодовольство украинских правителей...  Но за этой ходульностью  ничего  не стоИт, потому что и своей собственной культуры  они как следует  не знают ...
   Но об этом  в следующий раз ...