164. Улица Несчастной Любви. Соперницы у зеркала

Ольга Мартова
               

                164. Соперницы перед зеркалом               

Казалось бы, двум премьершам Александринки, Марье Савиной и Пелагее Стрепетовой  нечего делить. У них все разное. Одна – закутанная во вдовью темную шаль до полу, ходячая Мировая Скорбь; другая – «вся во французских кружевах, в прелестной шляпке, в белых ажурных перчатках, она, казалось, неслась из радости в радость…»   

Разные амплуа, разные роли, разная публика. Но все знали: они просто физически не могут находиться рядом, нельзя пригласить и ту, и другую играть в одной пьесе – и это противостояние во многом определяло «погоду в театре», слишком переменчивую, а то опасную (торнадо!) атмосферу Мариинки.

А ведь было время, когда они понимали и полностью принимали друг друга. В провинциальной  Казани встретились две одинокие, несчастные в браке молодые «актерки». Обе как будто подтвердившие справедливость шуточки Писарева: «Возьмите хорошенькую и честную девушку, сведите ее с мерзавцем, который ее хорошенько потиранил бы, раза четыре прибил, а потом завез куда-нибудь в деревню, верст за двести от города, да и выгнал бы на мороз в одной рубашке… Вот из такой наверняка выйдет драматическая актриса».

Тогда Стрепетова говорила о Савиной: «В первый раз я встречаю такую чудную правдивую женщину. И такую несчастную: муж ее эксплуатирует, он совершенное животное, пьет и спит, а она одна работает…» Тогда и Савина могла найти добрые слова для Стрепетовой. Но сложнее театра организмов в живой природе нет. Савина изощрялась, вышучивая внешность соперницы (толста, не первой молодости, а еще вздумала играть русскую красавицу!) Стрепетова с позиций высокой морали осуждала вольное поведение Марьи Гавриловны, ее романы, женские победы.

Савина, пародируя Стрепетову, топала ногами, как слон и завывала по-волчьи. Стрепетова, изображая соперницу, виляла задом и жеманно пищала. Талантливы и – видит Бог! – добры были обе. Просто они воплощали на тот момент два лика театра-Януса, которым не дано видеть друг друга.

Братство отечественных талантов (продолжение)               

Низкий поклон Марье Гавриловне Савиной, которая, вместе со своим вторым мужем, меценатом Анатолием Молчановым, основала на Крестовском острове в Петербурге Дом ветеранов сцены – приют для одиноких старых актеров, существующий и по сей день.