Тобольское лето подарило нам праздник

Юрий Хозяинов
 Текущее лето на юге Тюменской области не очень располагает к праздникам: зачастили проливные дожди и дуют холодные ветра. Было опасение, что плохая погода испортит праздник искусств. В пятницу в Тобольске стояла облачная погода, угрожавшая дождем, но она никого не испугала.

Как и было предусмотрено программой праздника, в пятницу 18 июля ровно в 18 часов состоялось торжественное открытие фестиваля и большой концерт творческих коллективов и артистов Тюменской области, Югры и Ямала. К собравшимся с приветственным словом обратилась первый заместитель губернатора Тюменской области Наталья Шевчик. Зрители, которых на площади собралось более тысячи человек, тепло приветствовали тюменский джазовый оркестр «Золотая труба», оркестр ханты-мансийского Концертно-театрального центра «Югра-классик», танцоров и певцов - посланцев малых коренных народностей Севера.

Через час в арихиерейском доме начался концерт оркестра Тюменской филармонии «Камерата Сибири» и камерного хора под управлением Антона Шароева. Они исполнили фрагменты оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин», несколько номеров из сочинения митрополита Иллариона Алфеева «Страсти по Матфею». Думаю, это историческое место, центр духовной жизни Сибири создал особое настроение исполнителям и слушателям, и перечисленные мной произведения, а также «Алилуйя» Генделя прозвучали очень возвышенно и душевно.

Вечером солнце уходило за горизонт в шиль, а это по местным приметам означало, что в субботу погода не переменится, и большого дождя не будет. Так оно и было. Вновь с утра по небу гуляли кучевые облака, которые, как расшалившиеся детишки брызгали очень кратковременными дождичками.

Пресс-конференция Дмирия Хворостовского, Констанина Орбеляна, мэра Тобольска Мазура и директора тюменского концертно-театрального объединения Михаила Бирмана собрала рекордное количество журналистов. В зале научной библиотеки, что расположена на территории тюремного замка не было места не то что бы сидеть, а даже постоять. Наибольшее число вопросов было задано знаменитому певцу. Спрашивали его и о концертной занятости, и о подготовке программы «Песни советских композиторов», и о его отношении к ситуации на Украине. Дмитрий Александрович на все вопросы отвечал подробно и обстоятельно, только о своей личной жизни говорить не стал, отделавшись шутками. Готовя эту программу Дмитрий скачал из интернета и вместе с Константином Орбеляном прослушал более тысячи песен (двое суток непрерывного звучания). На вопрос «Ради чего он готов отказаться от концерта за рубежом» Хворостовский кратко ответил «Для Родины», а затем, помедлив, развернул ответ; «Ради концерта в России я готов отказаться от любых выступлений за рубежом».

Много лет находящееся рядом с кремлем здание гостиного двора, напоминающее одновременно средневековый замок и русскую крепость стояло, отгородившись от окружающего мира толстыми стенами и наглухо запертыми воротами. И вот наконец ворота распахнулись, и первые посетители прошлись по галереям таинственного сооружения. Сквозь толстые стекла вмонтированные в пол можно было увидеть помещения цокольного этажа, доступа в которые наверняка не будет. Шагать по стеклу было страшновато, и многие посетители обходили эти «окна» осторожно ступая вдоль стен. На первом этаже расположен ряд сувенирных лавок, обставленных соответственно фантазии и возможностям арендаторов. Почти во всех лавках толпились покупатели и любопытствующие посетители. А на дворе гостиного двора прошел спектакль Тобольского драмтеатра «Не все коту масленица» по пьесе Александра Островского. Казалось, мы вернулись в те времена, когда здесь обитали «гости» – купцы из разных земель. Они ходили в гости и делали подарки, влюблялись и объяснялись, ссорились, ругались и вновь мирились, совершали сделки – то есть жили повседневной купеческой жизнью в подлинных интерьерах 19 века. Погода испытывала зрителей на прочность: тучи то закрывали небо плотным одеялом, то расступались, подставляя людей под слепящие лучи солнца, а то вдруг поднимался ветер! Хорошо, что обошлось без дождя.

Ближе к вечеру на подворье тобольского кремля собрались тучи народа – по официальным данным знаменитого русского баритона Дмитрия Хворостовского в сопровождении оркестра театра «Новая опера» под управлением Константина Орбеляна пришло послушать более трех тысяч человек! Большую часть из них составляли тоболяки и тюменцы, а также присутствовали зрители из Свердловской, Курганской, Омской областей, ХМАО и ЯНАО, Москвы и Санкт-Петербурга! Перед концертом выступил ВрИО губернатора Тюменской области Владимир Якушев. Он поприветствовал зрителей, а также поблагодарил Хворостовского за участие в фестивале и вручил ему роскошный букет.

Как поет Хворостовский? Как вам рассказать о впечатлении от его пения? Кажется, его голос проникает в вашу душу в самое сердце минуя органы слуха. Я вместе с ним сожалел о том, что девушка, что снилась три года встретилась только вчера, и одновременно радуюсь тому, что она все же встретилась! Его голосом заклинаю любимую, с которой в разлуке: «Жди меня!» и твердо знаю, что «земля опустела без неё». А признание русского певца в том, что он «Тонкий колосок русского поля» на крыльях его красивого и мощного голоса легко преодолевает подгорную часть Тобольска и улетев за Иртыш растворяется в прииртышских русских полях, оставшись там навсегда.

Дмитрий Хворостовский – великий певец и большой артист, он прост в повседневном общении, легко сходится с людьми, открыт и демократичен на пресс-конференциях. Одного он не любит – неуважительного отношения к своему труду. Это только со стороны кажется, что петь легко. Петь легко, если петь плохо. Чтобы исполнить такие драматически и эмоционально насыщенные песни, что Хворостовский объединил в своем концерте, нужно специально настраивать себя на каждую песню. И для качественного исполнения необходимо, чтобы певца ничего не отвлекало. Однако мои коллеги этого не понимают: иначе почему во его время пения целая толпа людей с фотоаппаратами буквально носилась между первым рядом и сценой отвлекая певца, и мешая зрителям? А дальше – еще хуже. Опять во время пения человек пять фотографов поднялось на сцену и стали что то фотографировать в партере. Сцена – рабочее место актеров и только их, и появление новых персонажей на ней обуславливается сценарием представления. Появление посторонних людей на сцене – проявление неуважения к актерам и пренебрежения к их труду. Пришлось Хворостовскому просить фотографов прекратить фотографирование. Я видел, что его настроение испортилось, но артист справился с ситуацией и красиво и душевно допел концерт до конца.

Поздно вечером во Дворце наместника прошел благотворительный бал, все средства от которого поступили в фонд «Подари жизнь». Идейным вдохновителем бала стал почетный гость фестиваля известный адвокат и детский омбудсмен Павел Астахов.

Фестиваль «Лето в тобольском кремле 2014» стал историей, оставив о себе много добрых и приятных воспоминаний. Спасибо всем, кто принял участие в организации этого праздника!