Казачья память

Алексей Неведров
Осеребрилась сединой голова, а время годки отсчитало. Смотрит казак на сына лицо, детство свое вспоминает. Да, похож сынок на дедов своих, чувствуется казачья порода. Задумчив ныне казак, таинственен, все его нутро детской памятью тешится. Вспомнилась  зимушка, зима чудесное время, дедовский дом. Вспоминается ему : наступит суббота проснутся его молодые родители,  к  с своим родителям собираться станут .Возьмут своих детей заручки, поведут  по  мосткам деревянным через речку Тишанку, в одну из частей хутора( нареченной  молвой людской Репьевкой). Зная об этом,  проснется казачек пораньше, соберет свой не замысловатый скарб из игрушек, сложит  в сумку, умоется, почистит зубы. Родители с братом еще спят. Начнет он бегать в родительской спальне вокруг кровати.               
- «Мама, папа  к деду с бабой пора идти » .Проснутся родители пожурят своего  беспокойного сынка.               
 – «Рано еще дед с бабой спят»: ,а он все на своем. Хотели родители в субботу подольше поспать, но видно не судьба, надо собираться. Проснется отец умоется, начнет перед зеркалом прямой расческой усы чесать, если все нравится - оставит так, а если нет возьмет ножницы исправит -красоту наведет, должен порядок в казачьем облике быть. Матушка тем временем уже успеет себя в порядок привести ,детишкам с мужем одежду гладит. Стыдно перед родителями неопрятными показаться. Казачек тем временем бежит в детскую комнату брата младшего  Сашку будить . Братишка проснется помощником становиться. Вот уже два сорванца вокруг родителей бегают в два голоса кричат .                - «Мама, папа  к деду с бабой пора идти». Покормят родители своих галчат  , оденут на детей своих шапки ушанки с кокардами ,тулупчики,  поверх которых на пояс солдатские ремни, на ноги теплые валенки на резиновой подошве. Ни один лютый мороз не возьмет. Выбегут казачата во двор и давай в снег, обходя отцом прочиненные дорожки .Где больше снега там для них и лучше. Поругают родители своих чад ,возьмут за руки ведут по мосткам через речку Тишанку к деду с бабой. Вокруг такая красота, ивы, тополя все  в снегу- ветви качаются на ветру. Реченька во льду, вокруг берегов снежные стены намело. Снег как сахарная пудра поскрипывает под ногами, хром, хром, так и хотелось по нему пробежаться, пока его не притоптали чьи-то ноги. Вот-вот  вдалеке видится дедов дом. Вокруг дома изгородь из штакетника построена, въездные ворота и калитка - глухие,  вся изгородь зеленой краской покрашена. Верх у калитки и ворот для красоты опилен полукругом, на полукругах дед своими руками выпилил замысловатые узоры.- Значение ,смысл которых только он один знал. Двор был поделен на две части: с одной стороны сад , огородом с другой, баз для животных с каменными сараями. Рядом сарай-поленница, погреб, летняя кухня, также была выложена печь ,что бы хлеб печь .Бабушка Мария Никифоровна своими руками ее выложила. Идут дети переговариваются ,шутят- дом деда Алексея все ближе. Спросит казачек отца:       
  - « Папа, почему ты дом деда круглым называешь, он ведь квадратный?»
Скажет отец:- «Казачий дом у деда ,крыша в виде пирамиды, комнаты в нутрии дома соединены между собой, можно ходить по кругу». Дивятся сыновья словам отцовским. Наконец дедовская калитка, бегут казачки на перегонки  - из рта валит пар, щеки красные от мороза .
Забегут вперед родителей в дом: - «Здравствуйте дед ,баба» . – «Здравствуйте внучки»- на лицах улыбки видно ждали гостей. Обнимут внуков, детей, пригласят за стол. Скажет дочь:    - «Мама, мы их уже покормили» . Детям все нипочем прыг за стол, давай уплетать бабушкины яства- зря что ли готовила .Из-за стола прямой наводкой в дедовский деревянный сундук, обшитый жестью с нарисованными на ней красивыми цветами. Сундук –это сказочная страна, мир различных игрушек: в основном пистолеты, шашки ,пушки. Начнут казачки представлять себя полководцами, биться  друг с другом, иногда дело до драки доходило. Прикрикнет дед  Алексей Сергеевич:               
- « Прекратите, сорванцы». Бабушка позовет к себе поставит друг   друга лицом к лицу.         
– «  Миритесь внучки ,пожмите руки». Но внучата упорствуют. Тогда она клала руки на затылки, толкала буйные головушки .Происходило столкновение лбами. Было внучкам не так больно как досадно.               
–« Вот вам наука - теперь ни один ни скажет, что получил  больше - оба  одинаково». После такой взбучки игра продолжалась. Опять казаки биться на деревянных  шашках начинают. Игра веселая, шумная тут не выдержит отец, поругает. Дед заступится:               
- «Сашка детей надо воспитывать пока они поперек кровати умещаются, а когда выросли уже поздно. Пускай шалят они у деда с бабой .» Братьям уже не интересно наигрались, пока про них забыли, бежали на дедовский баз- проверять хозяйство, вдруг, что-то изменилось. Хотя, что может измениться за неделю , дедов конь Буян как и прежде стоял в сарае, затем приходила очередь свиней, курей, гусей, кроликов. В последнюю очередь проверяли, сколько у деда угля с дровами, как он рассчитывает, сколько угля с дровами на зиму нужно. Вдруг отцовский крик:               
 - « Сашка, Алешка, а ну домой.» Бегут ребята в дом, отец шутить не любит. Быстро, всыплет по заднему месту. Заходят ребятишки в дом, родители собираются.-« Папа, мама разрешите у деда с бабой остаться, завтра воскресенье ?» -стоял шум из двух детских голосов. Родители все не сдавались:               
 - « Нет, домой ».  Подойдут внучки к деду:               
   - « Дед разреши». Посмотрит дед на внуков, скажет родителям:               
  - « Оставляйте внучков ». Родители соглашались, отец сказал делать не чего. Вот радость, какая, радовались внуки, так не заметно проходил короткий зимний день. Неожиданно, потихоньку подобрался вечер. Дед подойдет к русской печки приложит к ней руки. Затем говорит :                - «Печь остыла Маша, давай золу выгребать ». Два сорванца уже тут как тут:               
- « Дед мы тебе поможем ». Один с ведром, другой с совком. Спешат деду помочь. Вот поганцы, скажет дед:                - « Всю золу на пол просыпали». Бабушка скажет:               
 - «Что Алексей кричишь, внучки помощники растут».               
- « Брысь от печки ,сам печь почищу». Внуки в это время шнырь в другую комнату там дедовский шифоньер. Потихоньку откроют его , а там дедов парадный костюм с медалями и бабушкино платье тоже с наградами, все таки многодетная мама -шестерых вырастила. Вспомнились седому  мужчине эти медали.  Как будто это было секунду назад, весенний месяц май.  Просыпается природа, когда ходил  он на выгон коров встречать, тогда в детстве сильный ветер дул ,что одежда прижмется от его силы к телу. Края одежды начинали болтаться на ветру как кумач на флагштоке сельсовета. Еще в голову ударял запах сирени, непередаваемый волшебный запах. Запах девятого мая, запах победы. Словно это было вчера, словно дед и баба живы. Помнит седой Алексей как он с другими внуками гуськом за дедом с бабой, шел к хуторскому памятнику с гордо поднятой головой, возложить цветы. Сколько было гордости ,посмотрите вон какие у нас дед с бабой. Заулыбался казак посмотрел на сына, такой же сорванец как был я. Припомнилось казаку, как они с братом оденут дедовский пиджак и давай представлять себя героями, низ пиджака ,рукова по полу волочатся. Большой костюмчик. Поймет дед внучки затихли, что-то не так, войдет в комнату ,увидит все -ругаться начинал, потом последнего кто был в его одежде возьмет за ухо, скрутит его. Руку немного поднимет  вверх так ,что приходилось до шифоньера на цыпочках идти. Снимет пиджак повесит на плечики. Смотрит  слезы в глазах внучка ,опускался на колени прижимал внучка своими сильными, натруженными руками к груди своей. От груди словно огнем полыхало ,так, что дышать трудно становилось.:                - « Дай вам бог внучки не пережить того ,что пережило наше поколение ,мы с бабкой, пусть всегда будет мир на земле» .Затем встанет с колен .               
 –«А ну за мной в дровяник ,дровишек набрать». Наберут мальчишки дров ,несут к печки кряхтят. Уложат  внучки  дрова рядом с печью, дед свои сверху,  пару пален, бросит в печь. Достанет с кармана спички, свернет газетку в трубочку, подожжет  ее. Поднесет горящую газету к дровам ,дровишки  загорятся, начнут потрескивать, гореть, приятный запах от них по всему дому разойдется. Тут дед скажет:                -« Мария Никифоровна давай, собирай стол». Бабушка бросала вязать пуховые носки, начинала разогревать еду. Мальчишки в это время , бежали в чулан, там бабушка хранила свой хлеб, который она искусно выпекала. Оторвут от него горбушку давай жевать. Потом никем не замеченные, бежали за стол, как будто только руки помыли. Баба Маша неся хлеб к столу все замечала, улыбалась, говорила:    - «Да бабушкин хлеб вкуснее магазинного». Внучки соглашались:               
- « Да бабушка».               
  – «Возьмете домой еще хлеба?» .               
  -«Дома мой хлебушек еще поедите». Потом она брала ухват ,открывала заслонку печи, доставала чугунок с вкуснейшими щами.  Пахнувшие дымком щи, разливала по чашкам. Вторым блюдом была печеная тыква нарезанная дольками. Дольки посыпались  сахаром ,выносились в холодный чулан. Именно так эта вкуснятина подавалась к столу с молоком разлитым в кружки. После такой трапезы казачки стремились побыстрее забраться на печь, занять свое место. Смотрели внучки сверху печи на деда с бабой как пожарники с высокой колокольни. Высоко сижу, далеко гляжу. Знали, много дед сказок знает, вдруг расскажет. Дед ни в какую- спать. Бабушка Мария Никифоровна скажет:               
– «Расскажи, Алексей тебе, что жалко». Возьмет дед старую газету, обернет ее вокруг лампочки, сделает в виде абажура, в комнате создавался полумрак. Сядет за стол скрутит козью ножку, забьет ее табачком, закурит. Скажет:               
- « Улеглись?» В ответ:               
- « Да дедушка улеглись».               
  – «Ну слушайте, внучки сказку казачью, запоминайте меня с бабкой не станет своим детям расскажите». Жил в нашем хуторе дед было ему сто лет. Звали его Василий Васильевич Латата такой же обыкновенный дед, как и я только чуть- чуть по старее. Каждый день выходил он со своею  клюкою на околицу, ели- ели волочил свои ноги. Скрипели его ноженьки от старости, как не смазанные петли на калитке. Больно деду Ваське ходить было, но он ходил, каждый день ходил, много лет ходил. В дождь, грязь, в жару ,в снег- в любую непогоду, все сына встречал ,сын все не ехал. Придет дед на околицу приложит руку к бровям, глаза шурит ,всматривается в горизонт, в дорогу которой нет конца. Приговаривает:  - «Сынок родной, мальчик мой, где ты? Вернись домой». Ветер подхватывал его слова ,разносил по степи, но сын все не ехал. А годы все шли и шли стало деду не в моготу- начал он хворать. Перебьют деда внуки спросят:                – «Дед ,а почему у него такая странная фамилия?
Ответит дед:               
- «Не фамилия эта вовсе, а прозвище». Был в молодости Василий Васильевич матерым казаком, боевой спас знал. Спас внучки- это казачье боевое искусство, оно нам от предков наших досталось . Много у него учеников было с других войск казаки учиться приезжали. Учил он казаков в танце своим приемам, так передавал  свои знания. В танце приговаривал Василий:               
-« Лотата-тротата  и снова лотата-тротата». Так вот прозвище и привязалось к нему. Фамилия его была Полухин, звали так казаков,  которым в бою ухо повреждали. Вот их потомки становились Полухиными. Так вот, однажды, одним теплым весенним утром в воскресенье пришел старый Латата к церкви в окурит к шапочному разбору. Встал на колени на церковном крыльце, снял головной убор сквозь слезы старческие, святые, стал говорить:                -«Люди добрые, послушайте меня казака старого, глупого. Был я когда-то молод, были у меня отец, мать, был у меня брат, жена да четверо сынков соколиков. Сначала службишку прошел, затем учительствовал ,учил казаков танцам , спасу, даже кубанские пластуны ко мне приезжали. Теперь стар ,голова моя лыса, как барабан, зубы мои, как плетень без столбов. Силушка ушла даже ведро воды поднять не могу. Только вот стакан воды поднимаю, да рука трясется, глазоньки мои далеко не видят, ноженьки как кривые спички трясутся, глядишь сломаются. Разум, пока чист- не замутился, душа совсем молодая- жить больно хочется. Время  приходит, пора и мне честь знать, на погосте место себе приготовил. Остался один на белом свете: родители мои ,жена красавица не один год лежат в земле. Брат мой, трое детей моих в сражениях погибли, пусть земля им пухом будет. Остался у меня один сын Степка самый родной младшенький, да непутевый. Говорят, уволился он со службы двадцать годиков назад, домой к старику так не вернулся, не приехал не показался, шельмец. Недавно приснился мне сон. Степка мой, приехал  домой, обнял меня ,говорит» :               
   - «Пришел батя я с тобой попрощаться, умер я. Лежу на чужбинушке в сырой земле . Не жди меня больше отец». Сел на коня , ускакал прочь.               
Много нас таких  отцов на земле казачьей ждем своих сыновей. Люди добрые ,может кто хоть краем уха слышал , где моя ягодиночка, так скажите мне старику грешному. Хоть глаза свои закрою ,спокойным перед смертью. Приподняли казаки старика с колен говорят:               
 –«Клянемся тебе, отец, перед церковью нашей, перед образами святыми найдем твоего сына живым или мертвым». И понеслась, казачья почта со служивыми -ищет отец сына. Приехали в гости к Василию Васильевичу ученики его ,со всех казачьих земель о сыне  побольше разузнать. Разузнали о сыне, богу помолились, превратились в овец и собак. В этот момент казачата перебили деда.                –«Дед как это казаки превратились в собак и овец?»               
-«Тсыц»-  сказ дед:               
 - «Кубанские пластуны и донские матерые все могут ,бог им помогал по ему хотению и велению они превратились. Кому в голову придет останавливать отару овец с собаками ее пасших. Казаки –это внучки особый народ есть у нас на руке 5 пальцев можно взять по одному их и переломать, сожмите свои пальцы в кулак. Сильнее становятся пальцы теперь они кулак, вот этим кулаком уже можно по морде врагу дать. Всегда враги знали ,что наш народ как финист ясный сокол с пепла восстает. Мы как зерно на поле придет враг сожжет поле ,вроде все зерно сгорело - на следующий  год из этого обгоревшего зерна прорастают  всходы, хотя и хрупкие но сильней, дружней чем были до этого. Верю я когда-то придет время ,пускай мы с бабкой не увидем его, увидите вы его- наши внуки . На сельсовете рядом с нашим советским знаменем будет висеть наш донской триколор, вспомнят люди ,что они казаки, начнется возрождение, пускай прежнего нельзя вернуть. Наш народ должен быть счастлив, придут богатства и достаток на нашу землю, войны не будет, живите, радуйтесь. Пока, внучки, не пришло время говорить, что мы казаки, говорите ,что вы русские так спокойнее. Больше не перебивайте деда, так вот превратились они в животных долго, много они ходили по земле русской, пришла пора за границей искать. Год казаки ходили в обличии животных по земле чужой- прислушивались, произнесет кто-то имя латата. Однажды зашли они в глухой аул, прошли его весь ,дошли до края. Видят маленький не казистый домик, во дворе дома все как у казаков. Как буд-то казак здесь живет не спроста это, подумали казаки, нужно прийти сюда ночью. Подошли они вечером к дому смотрят в окно ,там малец лет 12 тренируется, приемы из спаса ,переглянулись казаки. Пошли дальше двор осматривать во дворе две могилки на одной крест православный надпись латата, на другой камень на нем полумесяц выбит.Стали казаки в облике собак раскапывать могилку лотаты хотели косточки его домой забрать, как вдруг раздался выстрел. На крыльце стоял малец в руках у него был казачий карабин, на теле одет, мусульманский халат, из под халата торчали сини шаровары с алыми лампасами. Ранил стрелок собаку-казака, произнес раненный казак.               
– «Не трогайте мальца ,храбрый он если в этих краях отцовские шаровары с лампасами носит, сын –это Степанов». Приняли тут казаки облик человеческий, обняли казачонка. Сказал малец. –Зовут его тоже Степан, попросил не трогать родительские могилы. Послушались его казаки, взяли тряпицу белую положили в нее с могилы горсть земли, что б отцу передать. Прибыли казаки на хутор к Василию Васильевичу ,говорят:               
- «Принесли мы тебе отец две вести одну плохую, другую хорошую. Начнем с плохой, сын твой лежит на чужбине в земле сырой, рядом с ним жена его похоронена.Вот тебе отец тряпица с землей с могил их. Есть отец и хорошая новость, привезли мы тебе внучка твоего Степана Степановича, рано тебе отец еще помирать.
Степан хороший воин, достойный сын казака русского. Живи, батя, воспитывай внука». Встанет дед Алексей Сергеевич подойдет к печке видет внучки Алексей, Сашка спят. Ложился к своей женушки Марии Никифоровне и засыпал. В эту зимнюю ночь не было на свете счастливее двух внучат, которые мирно спали на русской печи, сопя носиками под треск дровишек, молчание угля. На дворе свистела холодная вьюга но стены дома оберегали своих хозяев, с неба светили звезды .Звезды –это глаза наших предков смотрящие на нас, которые смотрят на нас с неба, помогают нам в трудную минуту, ночью они оберегают покой спящих. Так гласит казачья мудрость. Давно спят дед с бабой на кладбищенском погосте рядом, как прошли всю жизнь рядом. Забиты ставни на дедовском доме, во дворе растет бурьян, прохудились сараи , покосилась изгородь , слетела с нее зеленная краска. Ни кому из внуков и правнуков не нужен дедовский дом. Осталось только добрая память и честное имя. Задумалась, закружилась головушка, запереживала, вспомнил казак Алексей свой последний приезд в хутор с города, поход с детьми, женой на кладбище. Как  шел со своими мальцами на погост, как буд-то  в гости еще к живым родственникам . Прошел через центральные ворота, подошел к памятнику погибшим хуторянам. Казаки после войны поставили его, под ним нет могил, этот памятник символ людской памяти и уважения. Каждый хотел посидеть с родной могилкой рядом но судьба сложила буйные казацкие головушки по всей старухе Европе. Затем по зеленой некошеной траве пахнувшей не передаваемым очаровательным запахом, дошел он к своим двум ряда могил, все это могилы рода, поклонился всем. Подошел к деду с бабой, проронил слезу, отвернулся, быстро смахнул ее рукой. Вроде ни кто не заметил .Но мудрая жена все заметила, спрашивала:               
 - «Что с тобой муженек?» Отвечал казак:               
- «Соринка в глаз попала». Память ,что это, на что она похожа- подумал он. Наверное на голубя, которого мы отпускаем в небо ,кружит он в небе не беспокоит нас .Но только на него нападает сильный могучий сокол-наша судьба ,он складывает крылья поджимает голову ,падает вниз камнем стараясь спастись .Только тогда человек вспоминает свое детство, все самое хорошее- выбираясь таким образом, из беды .И снова память воспаряет голубем в небо не беспокоит нас.  Как всегда,  Алексей пожирал глазами: дома, улицы хуторские. Хотел запомнить как можно больше, возможно в следующий раз чего- то уже не будет. Умирает его хутор, остается  только память .Смотрит казак на лица своих детей, пытается понять, кем они вырастут, какой путь изберут, будут горды за свои корни , или скажут, мы русские потому, что так удобнее, безопаснее? Понимает,  пришло его время рассказывать дедовские сказки. Просто он помнит их, память не должна умереть. Как быстро проходит детство подумал он ,   все спешил повзрослеть. Встал со скамейки ,опустил руку в фонтан, зачерпнул ладошкой воды, омыл лицо. Наконец посмотрел на часы и сказал сыну:               
 - « Родной, пора домой .Ты наигрался ,набегался». Так два родных человека взялись за руки, пошли домой. Отец Алексей сказал сыну :               
   - «Мой малыш ,я расскажу тебе  нашу казачью сказку, а ты вырастешь, расскажешь своему сыну. Глядишь, и он вспомнит деда добрым словом».