По-человечески

Сергей Иннер
Однажды я попытался купить пива.

Если быть точным, то я попытался купить пива в прошлую субботу вечером, страдая в равной степени от физической и духовной жажд.

Явился в специализированный магазин «Легенда». Вошел в нее, проследовал по стеклянным лабиринтам, взял с собой три литра незаменимого живого «Василеостровского домашнего». Постоял в очереди, предъявил пиво минотавру, а он мне человеческим языком и говорит:

– Есть ли у вас наша дисконтная карта?
– Не обзавелся, – отвечаю.
– Хотите оформить?
– Нет, хочу только пива.

Минуточку, это же не минотавр, это кассирша, исполняющая его обязанности. На ее бэйдже имя «Нина», и мою покупку она проводить не торопится. Вот Нина внимательно смотрит на меня, что-то прикидывает в уме, поправляет строгие очки, постукивает по кассе набором ярко-красных ногтей.

– А есть у вас, – наконец говорит она. – удостоверение личности?
– С собой нет, – отвечаю. – С собой у меня сегодня только борода и усы.

Обычно после этого ответа кассирши улыбаются, визуально оценивают мой возраст и приходят к выводу, что едва ли за этой непроходимой растительностью может скрываться лицо несовершеннолетнего, а значит, продажа мне алкогольных напитков полностью легитимна. Тут я должен упомянуть, что в данный период своей жизни весьма бородат, хотя это и не отображено на моей аватаре. Вы даже можете сейчас взять черный маркер и нарисовать у себя на мониторе поверх моего лица добротные бороду и усы, если вдруг захотите, чтобы мой облик больше соответствовал действительности. Но давайте лучше вернемся к покупке пива.

– Раз только усы, – сказала мне кассирша Нина. – То увы.

И с вот этим своим «увы» она взяла три моих сияющих «Василеостровских домашних» и демонстративно убрала их за прилавок. Я даже не сразу поверил своим глазам. Можете называть меня старомодным, но как по мне, если вы в столь жаркий день лишаете человека прекрасного холодного пива, то вы лишаете его чего-то большего, чем просто животворящего эликсира богов – вы отбираете у него надежду и веру во что-то лучшее. Тем более, если вы делаете это просто по собственной прихоти или из-за того, что у вас не выполняется план по дисконтным картам. Как-то это не по-человечески, согласитесь. Поэтому я, не ради себя, но ради всего человечества, сказал:

– Постойте. Не уверен, что понимаю. Почему, собственно, увы?
– Закон запрещает продавать алкоголь лицам младше 18 лет, – сказала Нина, переглянувшись с охранником.

Он был кавказцем и скучал у витрины с текилой.

– Весьма польщен, что вы записали меня в старшеклассники, – сказал я. – Вы тоже очень молодо выглядите. Но давайте перенесем этот флирт на следующий раз, поскольку сейчас мне просто необходимо утолить физическую и духовную жажду, вы понимаете?
– Молодой человек, – строго сказала она, сделав акцент на слове «молодой». – Если у вас нет документа, подтверждающего, что вам исполнилось 18 лет, то вам придется утолять свою духовную жажду где-нибудь в другом месте.
– Но почему? Где написано, что человек без документов должен страдать?
– Вот здесь, – сказала Нина и указала мне на желтый лист формата А4, висевший у кассы.

Там было напечатано:

«Кассир может отказать Вам в обслуживании, если у Вас при себе нет документа, удостоверяющего личность.
Администрация».

Вот она сила слова. «Может» – это, конечно, не то же самое, что «обязан», однако оговорки про личную неприязнь на желтой бумаге я не нашел, да и в конституции, полагаю, ее тоже нет. И я подумал, что все же живу в стране, где все, что не запрещено, разрешено, а никак не наоборот. Например, издеваться над клиентом, если он тебе не нравится – не запрещено, а значит, разрешено. Жаль только, что пиво хоть и не запрещено покупать без документов, но и не разрешено, сколько бы тебе ни было лет – в конце концов, вдруг у тебя накладная борода или синдром Бенджамина Баттона. В общем, есть тут некоторые исключения из правил.

– Ладно же, – сказал я. – Вот моя банковская карта, которой я собирался и все еще собираюсь расплатиться за покупку. Известны ли вам банки, которые оформляют такие штуки несовершеннолетним?
– А вдруг она не ваша? – пожала плечами кассирша.

Затем, глядя на охранника, она громко сказала мне:

– Не задерживайте, пожалуйста, очередь, всего доброго.
– Послушайте, – сказал я. – Послушайте. Я не хотел бы показаться грубым, но я все еще не могу понять. Как именно желание действовать в рамках закона мешает вам действовать в рамках адеквата?
– Что? – спросила Нина.
– Я знаю, что неплохо сохранился для своих лет, даже несмотря на то, что иногда пью пиво. Допускаю, что вы устали за день и можете ошибиться, давая оценку моему возрасту. Но что наталкивает вас на мысль, что я хочу расплатиться чужой картой? Вы хотите сказать, что я ее украл? Или вытащил у отца из кармана? Или нашел по пути из школы и теперь хочу устроить за гаражами попойку с мальчишками?
– Я ничего не хочу сказать, – сказала она. – Но почему бы вам не сходить домой за документами?

Надо заметить, что я уже немало задержал очередь и предчувствовал, что вот-вот кто-нибудь не выдержит. Это оказалась девушка с корзиной «Балтики №3». Ей на месте кассира я бы легко отпустил без документов даже чистый спирт.

– Молодой человек, – сказала она. – да что вы в самом деле? Неправы, а спорите еще. Мне вот сказали один раз приходить с документами, и с тех пор нет проблем.

Она достала из сумочки и продемонстрировала всем свой паспорт.

– А что если вам скажут, что Солнце вращается вокруг Земли?
– Я слышала такую теорию, – не без гордости отвечала она. – Но это здесь ни при чем.

Я понял, что дела плохи.

– Хорошо же, – сказал я и обратился к очереди. – Я прошу минуту вашего внимания. Есть здесь кто-нибудь, кто считает, что мне на вид можно дать меньше 18 лет?
– По шее тебе можно дать, – проворчала бабуля со значком «Крым наш!» и парой «Охот Крепких».

Я втайне понадеялся, что у нее тоже нет с собой документов.

Больше никто не отреагировал. Кассирша прошипела:

– Что за балаган вы тут устроили? Хотите, чтобы я охрану позвала?

Охранник текилы вздохнул – видно, слышал это не первый раз за день. А я ответил кассирше Нине:

– Я хочу лишь выпить немного пива, клянусь, это – все!
– Знаете что? – сказал вдруг интеллигентного вида мужчина с бутылкой каберне. – А давайте я куплю вам пива. У меня есть документы.
– Буду весьма признателен, – сказал я.

К нам неожиданно подошел охранник и назидательно произнес:

– Только вы деньги передавайте на улице. У нас тут камеры.

И тут я вспомнил, что у меня с собой нет наличных. Ну а надеяться, что Нина проведет мужчине с каберне покупку по моей карте (которая, может быть, еще и не моя) было бы совсем нелепо. Пришлось отказаться. Кассирша вновь стала грудью на защиту моего здоровья. Охранник был куда более миролюбив и все пытался предложить мне какое-нибудь решение:

– А вы дойдите до банкомата и снимите деньги.
– И точно, – говорю. – Я сейчас поищу банкомат, сниму наличные с комиссией, потом начну подходить к разным людям на улице и просить купить мне пива. Большинство будет отказываться, а другие начнут спрашивать, почему мне его не продают. И я буду рассказывать им всю эту невероятную историю снова и снова, и тогда, может быть, кто-нибудь из них поверит и согласится мне помочь. Вот тогда-то я наконец и промочу глотку.

Охранник закивал, давая понять, что такой вариант ему кажется вполне приемлемым. Я услышал, что кассирша говорит подошедшей администраторше что-то начинающееся со слов «Вот из-за таких молодых людей...»

– Но если исход будет тот же самый, – спросил я их всех. – то где логика? Почему вы просто не можете сделать свою работу и продать мне пиво? Думаете, это проверка? Так знайте, что бородачи не служат в полиции, а для ФСБ я и впрямь слишком молод. Давайте в самом деле закончим с этим, ну вот просто по-человечески. Никому ведь хуже не станет, если я выпью пива. А люди вон ждут, нервничают. Ну давайте по-человечески, а? Ну хоть раз?

Кто-то в очереди закивал, кому-то было все равно, но большинство уже уходило из «Легенды», обкладывая охранника корзинами с покупками.

Администраторша и кассирша переглянулись. Нина поглядела в сторону входа, достала из-под прилавка мои нагревающиеся «Васьки Домашние» и хмуро сказала:

– Ну давайте уже вашу карту.

Она пробила мне чек, и в ту же секунду в магазин ворвался ОМОН и положил всех на пол.

– Черт подери, – думал я, лежа на теплом пыльном кафеле. – Опять я всех подвел со своим «по-человечески». А мог ведь просто съездить за документами домой, потратил бы минут 40, не больше…

Разумеется, захват магазина производился только в пределах мыслей Нины, когда она пробивала чек. Я даже увидел сквозь ее очки, как один из ОМОНовцев ломает мне ключицу.

Такой ценой я могу поднять этот бокал ледяного пива за нас с вами: за поколение, вечно переминающееся с ноги на ногу в очереди за личной свободой и равноправием, в то время как на кассе обслуживают каких-то нудных долгоиграющих бородачей с гладковыбритыми аватарами.



***
Сборник повестей и рассказов Посейдень: http://chtivo.spb.ru/poseiden.html