Урок пятый

Алексей Филиппов 3
                Урок  пятый
   

                Учитель :
 

Сегодня  в  формате  10х10,  с  построенной   вами   композицией,  вы  начнете  работать  над  цветовым  решением.  Компоновка  цветом  должна  довершить  композицию  линейную.  Работа  над  цветовым  решением  композиции  состоит  из  создания  цветового  аккорда  из  трех  вами  подобранных  основных  цветов  и  распределения  их  в  пространстве  вашего  формата  с  созданием  движений  цветовых  пятен  и  цветового  равновесия. Сегодняшнее  занятие  будет  посвящено  созданию  цветового  аккорда, подбору  трех  колеров  основных   цветов: красного,  желтого  и  синего.
Вначале  нужно  поговорить  об  этих  трех  цветах.  Называются  они  основными,  так  как  могут  быть  получены  только  из  природы  или  химически, все  же  остальные  цвета,  кроме  белого,  могут  быть  получены  смешением  этих  трех.  Каждый  из  этих  цветов  имеет  исключительно  свое  воздействие  на  глаз  зрителя,  каждый  из  них  имеет  свои  физические,  психические  и  духовные  характеристики,  свое  звучание  и  движение.
Желтый  -  цвет  солирующий,  воздействует  на  глаз  резко,  так  же,  как  лимон  -  на  вкус  или  соло  трубы  -  на  слух.  Он  не  может  быть  очень  темным  и  всегда  стремиться  к  белому.  Желтый  имеет  основное  движение  -  к  зрителю,  подобно  лучам  солнца;  он  стремиться  как  бы  -  из  себя.  В  картине  он  всегда  приближает  передние  планы.  В  учебной  композиции  желтый  лучше  не  делать  аккомпонирующим,  фоновым,  но  он  хорошо  годится   для  создания  цветовых  акцентов  в  центре.  Если  желтый  переводить  на  язык  форм,  то  это  будет  треугольник.  Желтый  является  царем  всех  теплых  цветов,  приближение  какого-либо  цвета  к  желтому  или  удаление  от  него  делают  этот  цвет  теплым  или  холодным.
Так  же  синий  можно  обозначить  царем  всех  холодных,  приближение  или  удаление  от  синего  делают  цвет  холоднее  или  теплее.
Синий  -  цвет  удаляющийся, как бы  замыкающийся  в  себя.  Подобно  звездному  небу,  он  всегда  далеко  и  стремится  уйти,  удалиться  от  глаза  зрителя.  В  музыкальных  ассоциациях  он  похож  на  низкие  звуки  виолончели  или  контрабаса.  Синий  не  может  быть  очень  светлым  и  всегда  стремится  к  черному.  Его  хорошо  использовать  для  создания  задних  планов  и  фоновых  колеров. 
Красный  имеет  движение  в  себе  самом,  подобно  крови,  циркулирующей  в  организме  человека  или  пламени  костра.  Это  -  цвет  энергии,  силы  и  работоспособности.  Красный  и  красивый  на  Руси  были  синонимами .  И,  действительно,  красный  может  иметь  очень  большое  количество  оттенков,  с  одной  стороны  приближаясь  к  царству  оранжевых,  с  другой  -  к  царству  фиолетовых.  В  картине  этот  цвет  хорош  для  выстраивания  средних  планов  и  создания  цветового  акцента  в  центре.   В  музыкальном  варианте  красный  может  ассоциироваться   со  средними  энергичными  звуками  виолы  да  гамба.

Здесь  я  привел  лишь  основные, общие   и ,  даже  общеизвестные  характеристики  этих  основных  цветов.  На  самом  деле  -  о  каждом  из  них  можно  писать  трактаты.

Вам  нужно  составить  колера  основных  цветов,  которые  вместе  создадут  аккорд,  имеющий  в  себе  три  больших  контраста :  по  интенсивности,  по  тону  и  по  теплохолодности.  Вам  нужно  постараться  составить  множество  вариантов  этих  тройных  аккордов,  с  означенными  контрастами  и  лучший  из  них  мы  с  вами  отберем  для  цветового  эскиза.
О  контрастах,  которые  должны  прозвучать  в  вашем  аккорде : 
Первый  контраст  -  по  интенсивности.  Из  трех  вами  составленных  колеров,  один  должен  быть  очень  интенсивным,  другой  -  средним  по  интенсивности,  третий  -  пассивным.  Пассивный  колер  обычно  употребляется  на  фон.  Интенсивность  цвета  зависит  непосредственно  от  красок,  есть  сами  по  себе  более  и  менее  яркие  краски,  из  этой  тройки,  в  несмешанном  виде  желтый  -  самый  интенсивный,  красный  -  средний  и  синий  -  пассивный.  Но,  поскольку  работа  у  вас  живописная,  вы  должны  создать  сложные  колера,  составленные  из  различных  красок.  Менее  составной  колер,  как  правило  бывает  более  активным  и  более  пассивные  колера  включают  в  себя  большее  количество  красок.
Составляя  колера,  вы  работаете  со  всей  палитрой  красок,  но  не  смешиваете  больше  четырех.  В  этой  смеси  краски  должны  находиться  в  определенной  пропорции :  основная , строительная , занимает  большую  массу,  дополнительные  краски  -  в  иерархии  по  массам.  В  данном  случае  основными  строительными  красками  будут  кадмии  красные,  кобальты  синии  и  различные  желтые.  Вы  руководите  интенсивностью  колера,  создавая  его  на  палитре.  При  этом  желтый,  скажем,  может  быть  даже  очень  пассивным,  его  гасит  черный,  двигая  в  царство  зеленых,  он  так  же  может  приближаться  и  к  охре.  А  синий  может  быть  и  очень  активным,  смешиваясь  с  церрулеумом  и  небольшим  количеством  белил.  Красный  тоже  может  быть  очень  разным:  глухим,  уходящим  в  царство  охр  или  же  звонким  розовым,  стремящемся  взлететь  над  плоскостью  картины.  В  этом  смысле  -  у  вас  полная  свобода  создания,  лишь  бы,  в  результате  получилась  жесткая  и  ясная  раскладка  трех  коллеров  по  интенсивности.

Следующий  контраст  - по тону.  Если  сделать  черно – белую  фотографию  с  вашей  композиции,  цвета  на  ней  не  должны  сливаться,  а  читаться  ясно  и  даже  где-то  контрастно.  Это  значит,  что  в  выстраиваемом  вами  аккорде  должна состояться  тональная  иерархия  колеров :  один  из  них  должен  быть  самым  темным,  другой -  средним,  третий  -  самым  светлым.  В  варианте  открытых  цветов  желтый  -  самый  светлый,  красный  -  средний  и  синий  -  темный.  Но  в  варианте  колеров  может  быть  и  желтый  средним  или,  даже,  темным,  а  синий  -  светлым,  приближающимся  к  голубому.  Здесь  опять  -  для  вас  полная  свобода  выбора,  главное,  чтобы  в  итоге  тональная  раскладка  была  обозначена  жестко  и  ясно.

Третий  контраст  -  по  теплохолодности.  Приближение  колера  или  краски  к  царству  синих  или  желтых  делает  его  холоднее  или  теплее.  В  варианте  открытых  цветов  синий  -  самый  холодный,  желтый  -  самый  теплый,  красный  -  средний.  Но  в  варианте  колеров  может  быть  иначе :  синий  может  быть  теплым,  если  в  смешении  используются  охры,  желтый  может  быть,  даже,  болезненно-холодным,  если  он  включает  в  себя  малые  количества  синего  или  черного,  красный  может  быть  любым :  или  очень  холодным,  двигаясь  к  фиолетовому,  или  же  средним,  или  очень  теплым,  двигаясь  к  оранжевому.  Опять  же  -  полная  свобода  для  вас.  Главное,  чтобы  раскладка  по  теплохолодности  была  обозначена  ясно  и  убедительно  в   создаваемом  вами  цветовом  аккорде.

При  подборе  коллеров  на  палитре старайтесь сильно  не  увлечься  и  не  использовать  более  четырех  красок  в  составе  самого  сложного  коллера.  Стремитесь к тому,  чтобы  коллера,  какими бы  сложными  они  не  были,  остались  в  пределе  заданных  цветов.  То  есть,  скажем,  как  бы  не  изменялся,  например  синий,  двигаясь  к  зеленому,  он  должен  все  равно  не  выходить  из  царства  синих;  как  бы  не  изменялся  желтый,  двигаясь,  например,  в  царство  охр,  он  все  равно должен  прочитываться  как  желтый  и  т.  д .
В  результате,  три  изменяемые  вами  коллера  дадут  массу  комбинаций  в  цветовых  аккордах.  Некоторые  примеры :
Синий :  пассивный,  темный,  холодный ;  красный:  средний,  средний  по  тону,  теплый ;  желтый :  активный,  светлый,  холодный.
Или :
Синий:  средний по активности,  светлый,  холодный ;  красный :  пассивный,  теплый,  темный ;  желтый :  активный,  холодный,  средний  по  тону.
И  так  далее…
Комбинаций  этих  довольно  много.  Ваша  задача :  найти  самую  глубокую по  цветам  и  выразительную  по  контрастам.  Для  этого  нужно  сделать  как  можно  большее  количество  вариантов,  чтобы  было  из  чего  выбирать.  Работайте !
   
                Через  время

Вы  подобрали  много  аккордов,  состоящих  из  просто  красивых  коллеров,  но  в  каждом  из  этих  аккордов  отсутствуют  два  или,  хотя  бы  один  из  необходимых  контрастов.  Где-то  желтый  и  красный  одинаковы  по  интенсивности,  где-то  синий  и красный  одинаковы  по  тону,  где-то  желтый  -  уже  не  желтый,  а  оранжевый,  или  же  красный  превратился  в  фиолетовый,  а  синий  -  в  изумрудный.  Постарайтесь  создать  все  три  типа  контрастов  в  каждом  аккорде  и  создать  коллера,  которые  останутся  основными  цветами :  красным,  желтым  и  синим…



                хор:


                Вот  трех  аккорд  цветов  в  картине  мастера
                Всего  лишь  три !  но  сколько
                Пружинок  тайных  разжимаются  за  жизнь  взгляда.
                Мы  ищем  волей  автора  запрятанный
                И  распрямляем  сжатый  взлет  его.
                Безумно-человечным  вечным  гидом
                Аккорд  ведет  нас  в  нашу  глубину