На выставке...

Лариса Потапова
     Несколько лет тому назад в одном из городов я посетила краеведческий музей. Времени до отправления моего автобуса было достаточно. И я решила пополнить свои впечатления от поездки ещё и посещением выставки картин какого-то известного художника, которая была открыта на тот момент.

    Летний день был довольно жарким. И прохлада стен этого музея была приятна. Я подошла к дежурному администратору, чтобы приобрести билет для ознакомления с выставкой и спросила:"Скажите, эта выставка очень интересная?". В ответ на мой вопрос работница музея ответила как-то неопределённо словами: "Кому как..." Посетителей в музее, кроме меня, не было. Работница музея предложила мне вначале самой посмотреть выставочные полотна, а потом заплатить. "А экскурсовод там есть, чтобы узнать побольше о картинах и художниках, написавшие их?" Последовавший ответ меня немного удивил:"Вы сами там посмотрите выставку и если пожелаете, то потом экскурсовод подойдёт и всё вам подробно расскажет, потому я с вас пока не стала брать доплату за экскурсовода".  Меня, признаюсь, это немного удивило. Я поднялась по лестнице на второй этаж. Именно там располагалась данная выставка.

    Я стала подниматься по широкой лестнице, выстланной красной дорожкой. Первая картина, висевшая на стене справа, поразила меня. Она была очень больших размеров и написана в тёмных тонах. На ней был изображён какой-то вельможа в возрасте 50 лет в богатой одежде. Увиденное поразило моё восприятие. Портрет был написан так, что взгляд изображённого вельможи был, как живой, который я бы назвала не только суровым, но и каким-то хищным и жутковатым... Я не художник, чтобы давать оценку такому произведению искусства, но мне стало как-то не по себе, и я поспешила перейти к другой картине. То был портрет вельможи более старшего по возрасту в тёмных тонах, который вызвал у меня ощущение неприятного и недоброжелательного "присутствия" чего-то необъяснимого.

    И на третьем портрете был изображён знатный мужчина. Выражение высокомерия во всей его внешности, казалось мне, так и веяло от портрета. Я зябко повела плечами. Мне стало просто не по себе. Конечно, это можно объяснить моей впечатлительной душой. И я поторопилась перейти к другим картинам. Только и дальше после осмотра ещё двух или трёх портретов, но уже женских. Лица, казалось мне, словно передавали гордый и жёсткий характер каждой из них. Настолько хорошо и талантливо художник передал это выражением глаз и уголками губ... У меня пропало желание осмотреть всю выставку. Почему-то создалось впечатления, будто я заглянула в чуждый мне мир, где и мне самой тоже не были рады все эти люди в богатых одеждах, изображённые на полотнах, судя по одежде эпохи 15-16 веков Франции или Англии...

    Быстро спустившись на первый этаж, я сказала смотрительнице музея, что выставка мне не понравилась своим гнетущим и каким-то враждебным отношением. Его я почувствовала, находясь вблизи картин, которые успела посмотреть за пятнадцать минут.  Ещё я сказала ей, что такого впечатления никогда не ощущала при посещении других выставок. А мне очень часто случалось бывать на нескольких выставках, где всегда получала душевное удовлетворение и внутренний покой от увиденного.  Здесь же всё было иначе. В ответ работница музея рассказала, что им всем по непонятным причинам неприятно бывать в выставочном зале с момента открытия этой выставки. Такая выставка у них впервые. Потому они, работники музея, в выставочном зале стараются долго не находиться.

    Я попрощалась с ней и поспешила к выходу. Жаль одно, что не запомнила фамилию художника или художников данных выставочных картин, чтобы больше не тратить время там, где моей душе неуютно. Но скажу одно, что они вложили в свой труд, если не свою душу, то души тех, кого изобразили на своих полотнах... При посещении иных выставок, бывает, что слёзы выступают на глазах от восхищения, или от грустного впечатления увиденного на полотнах художников... Станешь около такой картины и с места сойти не можешь. Радуешься или печалишься вместе с талантливым автором. Обычных людей именно такие картины привлекают больше всего.

    А может, это я так слишком близко принимаю к сердцу то, что изобразила талантливая рука художника. Но я не мастер кисти, не художник, потому принимаю творчество таким, какое оно есть. Только делаю для себя пометки о посещениях разных выставок, что нужно и что нравится мне.