Порой бывает не до смеха

Надежда Хисметова
Рубрика «ЗАКУЛИСЬЕ» в «Симбирские дали»

ПРЕМЬЕРА

Мнимый больной в преддверии 225-го театрального сезона на сцене Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова.

ПОРОЙ БЫВАЕТ НЕ ДО СМЕХА

12 июня 2010 года на сцене Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова состоялась премьера комедии Жана Батиста Мольера «Мнимый больной». Я очень мало смеялась на этой премьере. Почему? Я думаю, что для этого было много причин.
Одна из них, что шутки Мольера в наше время вызывают больше досаду, чем смех. Прошло несколько столетий, а в мире почти ничего не изменилось… Всё также врач не лечат, а вымогают деньги у больных и мнимобольных людей. Всё также близкие часто очень неискренни в отношениях друг с другом.
Всё также жёны изменяют мужьям.
Всё также отцы мечтают повыгоднее для себя устроить дочерей в замужестве…
Смотришь спектакль и думаешь: «Отличные декорации, прекрасные костюмы, музыка, изящные движения, прекрасная сверхизысканная пластика в стиле барокко. И среди всего этого блеска позднего ренессанса мечущийся по постоянной нужде от принятия клистира мнимый больной Аргон (актёр Сергей Кондратенко)». И сразу вспоминаешь, что через неделю Россия  празднует День медицинского работника… Ещё думаешь о том, сколько моих знакомых проводят долгие часы с клизмой в руках, чтоб улучшить своё состояние здоровья и внешний вид…
Время течёт, но мало, что меняется в человеческой жизни.
Актёры играют хорошо, уже на премьере вжились в роли, но почему-то не смешно, а скорее даже испытываешь горечь на душе?.. Ведь ситуация смешная и обыграна с большим юмором и изяществом. Возможно, я утратила чувство юмора? Но ведь я с первого спектакля в таких комедиях, как «Суматоха в Париже, или Спасибо, Анна!» М. Камолетти, «Примадонны» К, Людвига, «Шутки в глухомани» И. Муренко, «За двумя зайцами» М. Старицкого, «Дорогая Памела» Дж. Патрика, «Полоумный Журден» М. Булгакова, «Правда хорошо, а счастье – лучше» А. Островского, «Сочельник для двоих» М. Ворфоломеева, «Беспреданник» Л. Разумовской.
Чего же не хватает на сцене? Ведь Мольер при жизни снискал себе славу Короля Комедий?! Возможно, исполнителям ролей великой комедии Мольера очень сложно с первого спектакля найти плотный контакт со зрителями. Ведь на премьере «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.-О. Бомарше я тоже смеялась меньше, чем смеюсь на этом спектакле сейчас. Нет, и тогда я на первом премьерном спектакле тоже смеялась много и громко. Достаточно вспомнить ужимки и прыжки по сцене заслуженного артиста РФ Михаила Петрова, скрюченность и вывернутость на изнанку в спектакле заслуженного деятеля Рф Геннадия Родионова. А уж о появлении Александра Куражева на сцене с вещественными доказательствами я до сих пор без смеха не могу вспоминать. Парочка: Народный артист РФ Алексей Дуров и Владимир Качанов были так смешны, что многие зрители смеялись над ними до слёз с первого спектакля.
И тут меня в конце спектакля потрясла мысль: «А. может быть, режиссёр и не собирался нас рассмешить, а пытался заставить задуматься над очень важной дилеммой: «Сколько же можно смеяться над самим собой, ничего не меняя в этом мире?» Эта мысль освежила моё восприятие комедии с новых позиций зрителя. И мне стало очень смешно. Каждая фраза заслуженного артиста Михаила Петрова, исполнявшего роль брата Аргана, Беральда, излечившего его от мнимого недуга стала казаться мне очень смешной, и диалоги врача г-на Диафуруса (заслуженный артист РФ Евгений Редюк) смешными.
13 июня 2010 года на сцене нашего театра шёл второй премьерный спектакль «Мнимого больного» в несколько другом составе актёров. Я смеялась с первых сцен. И, конечно, не оттого, что был другой состав актёров, просто ко мне в сердце пришла успокоительная мысль: «Если сам не можешь изменить ничего в положении, которое тебя унижает, делает нелепым и смешным, то посмейся над собой в этой глупейшей ситуации или надень маску, скройся за ней, чтобы не видеть своё глупое, смешное лицо,
А заодно и скрой его от окружающих…» А то, что спектакли субботний и воскресный очень отличались друг от друга подметила не только я, но и все мои коллеги.
Актёры: Юлия Ильина (Белина), Екатерина Позднышева (Анжелика), Максим Варламов (Клеант), заслуженный артист РФ Евгений Редюк (врач г-н Диафуарус, очень говорящая фамилия), Ольга Копейкина (служанка Туанетта) , - на мой взгляд, очень точно передали барочной, очень порочной во многих отношениях эпохи во Франции. А другой состав актёров, как, например, Анна Дулебова, Сергей Костин, Народный артист Рф Алексей Дуров, Ольга Новицкая сумели внести в спектакль очень свежеедыхание современности, чем-то приблизили пьесу к российскому зрителю и облегчили её понимание уже не как комедии, а как притчи.
Конечно, спектакль очень красочный, помпезный, вычурный и игривый. И я уверена, что жизнь его на ульяновской сцене будет долгой, весёлой и поучительной. Так как он был создан высокопрофессиональным коллективом. Режиссёр-постановщик – лауреат Государственной премии РФ, лауреат Международной премии имени К.С. Станиславского, народный артист Рф Юрий Копылов, художник – лауреат Государственной премии РФ Станислав Шавловский, музыкальное оформление Олега Яшина, балетмейстер – заслуженный работник культуры РФ Маргарита Январёва. В спектакле задействованы звёзды нашего театра Сергей Кондратенко, народный артист РФ Алексей Дуров, заслуженный артист РФ Евганий Редюк, заслуженный артист РФ Владимир Кустарников, Денис Верягин, Ольга Копейкина, Ольга Новицкая, Сергей Костин, которые будут ещё долго завораживать своей игрой зрительный зал и дадут публике возможность от души посмеяться во время спектакля хотя бы над самим собой.
Спектакль будет очень органичным и естественным. Ведь он о нас. Кроме того, его очень профессионально обслуживают помощник режиссёра Ольга Родионова и коллективы костюмерно-пошивочного, гримёрного, парикмахерского, реквизитного, декорационно-бутафорского, электро-осветительного, монтировочного и радио цехов.
До встречи в новом юбилейном 225-м сезоне Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова.
17.07.2010.