Русские дети. День одинадцатый

Александр Мишутин
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» - Ступай себе мимо! –
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» - Из лесу, вестимо!
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(В лесу раздавался топор дровосека.)
«А что, у отца-то большая семья?»
- Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой, да я… -
«Так вон оно что! А как звать тебя?» - «Власом. –
«А кой тебе годик?» - Шестой миновал…
Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
 
                Н. А. Некрасов

  Ах, как быстро проходят каникулы! Как недолги праздники! Вот и Новый год прошёл с ёлкой и карнавалом возле неё, где Таня была «дворянкой», в пышном длинном розовом платье, в чепчике, в длинных перчатках (почти по локоть!) с веером в руке. «Это было здорово!» - говорил Серёжа, но сам «дворянином» не захотел быть.

  Прошло Рождество Христово. Рождество Таня и Серёжа встречали на селе, у бабушки, к которой поехали сразу после Нового года, на все каникулы. Как было интересно в деревне! Дети другими глазами смотрели на сельскую жизнь. Таня всё допытывалась у бабушки: «Где здесь усадьба помещика? А кто сейчас барин?» Бабушка отвечала, как могла: показывала коттедж бывшего директора совхоза и говорила: «Да вот они, все здесь». Серёжа разъяснял Тане её наивные вопросы и незло смеялся над нею.

  В канун Рождества, в сочельник, бабушка сказала, что раньше в этот день до появления вечерней звезды не ели. И Таня решила, что она тоже не будет есть до вечерней звезды; и сначала весело, а потом уже и с грустью ждала вечера: когда же появится эта звезда? И откуда? Наверное, оттуда, откуда появляется солнце? Бабушка пожалела Таню и накормила её до восхода звезды. А Серёжа выдержал, и ел вместе со всеми кутьЮ: сладкую рисовую кашу с изюмом.

   А вечером на селе начались колЯдки: по селу ходили рЯженые, одетые в вывернутые наизнанку шубы парни и девчата с разрисованными лицами; они гремели сковородами и пустыми кастрюлями, пели и плясали и говорили стихами. А потом требовали «пирожок или каши горшок». Дедушка налил парням по рюмке вина, а бабушка угостила всех шанежками. Было очень интересно! Как в Новый год.
  Бабушка рассказывала внукам о колЯдках, об обычаях  деревенских жителей, и Тане с Серёжей было интересно слушать об этом.
  Днём ребята катались на санках с горок или устраивали гонки по льду замёрзшей реки.
  Но всему приходит конец: кончились и каникулы. Папа вёз ребят домой и они наперебой делились своими впечатлениями. Дома Таня и Серёжа обнялись и расцеловались с мамой, а Сява поприветствовал ребят в своём новом звании: «Сява – двор-рянин! Сява – хор-роший!» Нескромно, конечно с его стороны, но что взять с попугая: попугай, он и есть попугай, даже если волнистый и зелёный.

  …После праздничного ужина («В честь приезда детей», - объяснила мама), во время которого ни Серёжа, ни Таня  нисколько не соблюдали правил «юности честного зерцала», (взахлёб, наперебой, с полными ртами делились своими впечатлениями); после того, как умиротворённо и уютно все расположились в комнате, Таня, зевнув, сказала отцу:
  - Расскажи о крестьянах.
  - Ты засыпАешь уже, - улыбнулся папа.
  - Нет, я буду слушать.
  - А я пойду погуляю, - решил Серёжа.
  - Посиди дома, успеешь встретиться с друзьями: завтра ещё день, - разгадала его замысел мама.
  - Ну, мам!
  - Мы сколько вас не видели? Соскучились. С нами поговорите. Я вам ванну приготовлю, - уговаривала мама. – Шампунь купила, который глаза не ест…
  - Папа рассказывай, - закончила спор Таня. – Я уже спать не хочу. – И добавила: - В ванную я пойду первая.
  - Ну, и иди! – буркнул Серёжа, поднялся и ушёл в детскую.
  Мама – за ним.

  - Обиделся, - сказал папа. – Ты уж ему уступи, Тань, а?
  - Ладно, ладно, - быстро согласилась Таня. – Ну, пап! Бояре – друзья князя, дворяне – слуги царя. Это понятно.
  - Минуточку, красавица! – возразил папа. - Бояре - не всегда друзья князя, они и врагами были не однажды.
  - Ладно, ладно, - опять быстро согласилась Таня. – Рабочие – потому что работают, крестьяне потому что… почему? Потому, что крестятся? Крестик носят? Почему? У бабушки есть крестик, - выпалила Таня .
  Папа улыбнулся.
  - Ох, Танечка! Ну, ладно, слушай.

  И в это время в дверях появился Серёжа. Он хитро улыбался и держал руки за спиной.
  - В какой руке? – спросил он.
  Таня быстро сообразила, что в руках у Серёжи что-то.
  - В этой, в правой, - решила Таня и показала на левую руку Серёжи.
  Серёжа поднял обе руки вверх: в каждой было по шариковой ручке.
  - Дай! – потребовала Таня.
  Серёжа отдал ей одну ручку.
  - И твою, - потребовала Таня.
  Серёжа отдал вторую ручку. Таня сравнила.
  - Так они – одинаковые, - разочарованно сказала она.
  - Конечно, - сказал Серёжа.
  - А зачем разыгрывал?
  - Чтоб интересней было.
  Таня сползла с дивана, подошла к дверям и крикнула в пространство коридора:
  - Спасибо!

  Она вернулась на диван, взглянула на ручку, зажала её в кулаке и прислонилась к отцу.
  - Кто такие крестьяне? У бабушки крестик – беленький. Маленький такой.
  Серёжа тоже уселся на диван и щёлкнул кнопкой авторучки.
  - Когда-то, давным-давно, наши предки славяне жили по берегам рек. Рядом были леса, луга и большие безлесые пространства земли – степи. Славяне охотились на зверей, ловили рыбу, занимались скотоводством и  выращивали зерно. Зерно называли жИтом. Правда, похоже на слово «жизнь»? Жизнь – жИто.
  Папа посмотрел на ребят.

  - Жизнь, жИто, - повторила Таня. – Да.
  - ЖИто и было главным продовольствием славян. Излишки жИта продавали или обменивали на другие товары.
  - Зерно мелют в муку и делают хлеб, - сказал Серёжа.
  - Совершенно верно. Булочки на деревьях не растут, - улыбнулся папа.
  - Жито – это хлеб, - продолжил свою мудрую мысль Серёжа, - а хлеб – это жизнь.
  - Ма – ла – дец! – искренне восхитился папа.
  Серёжа покраснел. Он всегда краснел, когда его хвалили.
  - Так и бабушка говорила, - зачем-то оправдывался он.
  - Когда крошки сметала со стола, - вспомнила Таня.
  - В ладошку, - добавил Серёжа.
  - Молодцы, - ещё раз сказал папа. – Даже сейчас, по-моему, на колядках говорят: «Дай, бог, жИто, пшеницу и всякую пашницу!».
  - А что такое пашнИца?
  - Всё, что вырастает на пашне. Поэтому земледельца называли ещё и пАхарем, человеком, который пАшет.
  - Земледелец, пахарь, крестьянин, - мудрость Серёжина не иссякала.
  - Но почему – «крестьянин»? – не унималась Таня.

  - На фрацузском языке слово «крестьянин» произносится как «пейзАн». А вид местности, часть природы, которую человек охватывает взглядом, произносится по-французски как «пейзаж». Знакомое слово?
  Дети кивнули головами.
  - И слово «пейзан» с французского можно переводить, как «человек природы». И у славян земледелец – тоже человек природы. Но называется «крестьянином».
  - Но почему?! – не унималась Таня.
  - Я точно не знаю, Танечка. По всей вероятности земледельцев так стали называть после крещения их. Когда они приняли христианскую веру. Веру в Христа, в Иисуса Христа. При принятии христианства людей крестят. Они проходят через обряд крещения и получают крестик.
  - Что, и бабушка тоже прошла через…через…
  - Прошла, прошла, - рассмеялся папа. – Бабушка у нас крещёная.
  - Христос, крещение, крестьянин, - продолжал мудрствовать Серёжа.

  Папа и Таня внимательно посмотрели на Серёжу. Серёжа смутился и щёлкнул кнопкой авторучки:
  - Что?
  - Ну, Серёжа! Ну, молодец! Как точно мыслить стал после каникул. Отдохнул, значит. А что касается крестьян, то так они стали называться на Руси с четырнадцатого века. А крещение Русь приняла аж в 980 году. Вот так. Итак, кто же такой крестьянин? Напрягись, Серёжа!
  - Земледелец, который живёт в деревне, - очень просто ответил Серёжа.
  - Ванна готова, - появилась мама. – Кто первый?
  - Серёжа, - сказала Таня.
  - Таня, - сказал Серёжа.
  - Иди, Татьяна. Серёжа сегодня просто на высоте, - сказал папа и взъерошил сыну волосы.

…После ванны Таня, розовенькая, с мокрыми волосами, в махровой простыне, появилась в детской на руках мамы.. Мама уложила Таню в кровать, высушила ей феном волосы и красавица потребовала к себе папу.
  - Я не буду сегодня укладывать куклу, - сказала она, - я сама укуклилась. Папа расскажи ещё что-нибудь, а я усну.
  - О крестьянах?
  - О крестьянах.

  - Во времена давние, прошлые  не было на земле человека важнее крестьянина-земледельца. Он выращивал хлеб для всех: для царя, для бояр, для дворян, для чиновников и купцов – для всех; он и налоги платил за всех. Налоги назывались – пОдати. Ни бояре, ни дворяне, ни чиновники со священниками пОдатей не платили. Только крестьяне пополняли государеву казну. Крестьяне-мужики и на войне были главными солдатами. Вот и получается, что крестьянин был самым важным человеком в государстве. Он  кормил и защищал всех остальных. А крестьянина не было бы без земли. Она, земля, всех кормила и поила. Потому и называл крестьянин землю – матушкой: мать-земля. От неё, от земли кормилась вся живность у него во дворе: лошади, коровы, птица всякая. И сам он, выращивая хлеб и овощи, кормился от земли.

  Папа посмотрел на Таню.
  - Дальше, - сказала Таня, - не открывая глаз.
  - Сейчас, - сказал папа, вышел из комнаты и тот час же вернулся с книгой в руках. – Алексей Васильевич Кольцов, поэт, который может быть, лучше других русских поэтов понимал красоту земледельческого труда. Я прочту  стихи, которые называются «Песня пахаря». Это вместо колыбельной тебе.

Ну! Тащися, сивка,
Пашней десятинной,
Выбелим железо
О сырую землю.

Красавица зорька
В небе разгорелась,
Из большого леса
Солнышко выходит.

Весело на пашне.
Ну, тащися, сивка!
Я сам-друг с тобою,
Слуга и хозяин.

Весело я лажу
Борону и сОху,
Телегу готовлю,
Зёрна насыпаю.

Весело гляжу я
На гумно и скирды,
Молочу и вею…
Ну! Тащися, сивка!

Пашенку мы рано
С сивкою распашем,
Зёрнышку готовим
Колыбель святую.

Его вспОит, вскОрмит
Мать-земля сырая,
Выйдет в поле травка –
Ну! Тащися, сивка!

Выйдет в поле травка –
Вырастет и колос,
Станет петь, рядиться
В золотые ткани.

Заблестит наш серп здесь,
Зазвенят здесь косы;
Сладок будет отдых
На снопах тяжёлых!

Ну! Тащися, сивка!
Накормлю досыта,
Напою водою,
Водой ключевою.

С тихою молитвой
Я вспашу, посею.
Уроди мне, боже,
Хлеб – моё богатство!



  РЕБЯТА!
  Вот и закончились зимние каникулы у Тани с Серёжей. Первый вечер после каникул они провели с родителями: делились впечатлениями. У них появился интерес к крестьянам.
  Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1. Где провели вы зимние каникулы? Что делали? Чем занимались?
2. Был ли кто из вас за городом? Видели ли вы зимний лес? Что вам нравится
     в природе зимой?
3. Кто такие крестьяне? Где живут? Чем занимаются?
4. Есть ли у вас родственники в деревне?
5. Расскажите, чем они занимаются? Какие животные есть у них в
     хозяйстве.