Борьба с комплексами или ярмарка тщеславия?

Лора Зиндер
…В двадцать лет человек уже точно знает, что рок-звездой ему не быть. К двадцати пяти можно догадаться, что стоматологом или умственным работником тебе тоже уже не стать. А в тридцать к тебе начинает подбираться темнота, и ты уже задаешься вопросом, удастся ли тебе хотя бы реализовать себя.
                Дуглас Коупленд. Пока подружка в коме


Вчерашние скандальные реалити-шоу «За стеклом», «Дом-1», «Дом-2», «Большой Брат» сегодня вряд ли вызвали бы у нас с вами большой интерес. Наблюдали бы мы, не отрываясь, за главными героями: как они едят, моются, выясняют отношения друг с другом? 10 лет назад формат «человеческого зоопарка» шокировал всю страну. Участники реалити-шоу приравнивались к национальным героям. И страна знала каждого из них в лицо.

Звезда по имени Солнце

Но в течение следующих 10 лет социальные сети навсегда изменили нашу жизнь, подарив нам возможности для самовыражения unlimited…

«Сам себе режиссер» - это уже вчерашний день, сегодня сам себе оператор, сам себе сценарист, сам себе режиссер, сам себе актер и сам себе продюсер. В общем, сам себе Звезда самого грандиозного шоу всех времен и народов - «Моя жизнь». Многочисленные друзья, знакомые, коллеги, однокурсники и случайно добавленные люди, френды и фоловеры стали главными героями и одновременно зрителями. Мобильные телефоны и гаджеты подарили нам золотой век самопиара. Лайки и комменты стали лакмусовой бумажкой наших отношений с внешним миром, критерием и мерилом успешности, популярности и состоятельности.

Как и в любом сообществе, в социальных сетях существуют свои негласные правила, если хочешь быть «на волне»: набирать большое количество лайков, собирать комменты - следуй им.

Тренд 1: Наша жизнь – это еда.

Фотографируйте все, что съедаете в течение дня. Помните, вы - это то, что вы едите. Отнеситесь к вашему питанию очень серьезно, помните, что обед или ужин – это не просто физиологический акт, в социальной сети это ваша визитная карточка.

Если вы предпочитаете готовить сами, то можете блеснуть даже отсутствующими ярко-выраженными кулинарными талантами. Кособокая шарлотка, сфотографированная на мобильный телефон в антураже скатерти «в огурец», может вызвать шквал умилительных комментариев и дельных советов бывалых поваров «а я еще туда сметанки добавляю». Вас обсуждают, о вас говорят, вас хвалят. Вы – молодец!

Если вы идете в ресторан, это тоже отличный способ пропиариться. Не вафлите: снимайте виды стола, еды, напитков, себя за столом. Если это дорогой ресторан, не забудьте «зачекиниться», дайте понять всем, что вы не нищеброд какой-нибудь, у которого не хватает денег на обед в понтовом месте. У вас хватает!

Примечание: если счет превышает 300 евро, обязательно сфотографируйте его для фейсбука. Станьте следователем, скрупулезно собирающим по крохам все улики своей «звездности».

Ну, а если у вас стесненные жизненные обстоятельства и вы не нищеброд, но «сидите» на макаронах по-флотски? Спозиционируйте себя как хипстер, запостив свои макарошки. Понты вам чужды, также как все наносное, ненастоящее. Вы, как человек тонкой душевной организации, наслаждаетесь давно забытым вкусом советского фарша.

Тренд 2. No wisky – no vida*

Постите фотографии алкоголя по принципу: чем выше цена – тем лучше! Вы же неординарная личность? Поэтому не можете на фото быть с бокалом непонятно-чего. Намекните всем, что у вас в жизни все круто сложилось! И если вы философствуете по вечерам, радуя мир через ленту новостей в фейсбуке своими нестандартными мыслями и наблюдениями, то с бокалом в руке (или бутылкой в кадре) Беллини, например. Это подчеркнет вашу богемность.

Примечание: Станьте коллекционером, фотографируя алкоголь в дорогих магазинах. В тяжелые времена финансового кризиса, вернувшись к вашей фото-коллекции, вы сможете обмануть самого бдительного фоловера фотографией алкоголя с пометкой «мой завтрак/обед/ужин».

* старинная испанская поговорка «Без виски – нет жизни»


Тренд 3. Котэ спешит на помощь!

Рано или поздно вам захочется чем-нибудь разбавить однообразие сюжетов с новостями вашей жизни из завтраков-ужинов и алкоголя. Вы же творческая личность? Тогда Котэ для вас - креативная находка и беспроигрышный универсальный прием собрать максимальное количество лайков в минимальные сроки. Котэ могут быть любыми: цвет, порода, размер, возраст значения не имеют. Главное – их априорная мимимишность!

Примечание: называть кошек – «котэ» было модно в 2012 году, тренд 2013 года называть кошек – «пёсиками»! Будьте в тренде!


Тренд 4: Бэби-стар.

Вы – Звезда, и на высоте вашего высокого полета вам становится уже тесно в рамках одного профайла на фейсбуке. Регистрируйте профайл вашего домашнего любимца или новорожденного ребенка. Их жизнь также не должна оставаться в тени. Чем раньше вы заведете аккаунт вашим детям, тем больше фанатов/френдов у них будет к совершеннолетию, ведь так?

Примечание: отбросьте сомнения, интересны ли кому-нибудь ваши малолетние дети и животные. Помните, весь мир с замиранием следит за взрослением вашего ребенка. Документируйте все: купание вашего новорожденного сына и его эмоции по этому поводу, кормление вашей дочери овощным пюре с его разбрызгиванием по всей кухне. Мир должен это видеть!


Тренд 5: Самый модный лук.

Самый модный антураж для фото-сессии – по-прежнему туалетно-лифтовой. Любой профессиональный фотограф подтвердит вам, что мягкий свет скрывает все недостатки.

Примечание: фотографируя себя пятым айфоном, вы ненавязчиво демонстрируете этот символ ваших успеха и состоятельности.


Тренд 6. Футо-фетиш.

Если волка, как известно, ноги кормят, то вас они должны сделать самой популярной персоной на фейсбуке! Фотографировать их нужно следующим образом (и никак иначе): строго сверху вниз, чтобы видно было вашу обувь и немного ног. Не тратьте время на то, чтобы найти этому хоть какое-нибудь логическое объяснение. Просто фотографируйте!

Примечание: если ваша обувь известного брэнда, то не упустите возможность, оповестить всех френдов о том, что это именно « лабутенчики». Скромные ботильоны фирмы Zara можно туманно обозначить «шузами», не вдаваясь в подробности. Интригуйте, будьте загадочными!



Тренд 7. Чек-ин всегда, чек-ин везде.

Протоколируйте все ваши перемещения и передвижения по земле или по воздуху на фейсбуке: в машинах (пробки или их отсутствие как инфо-повод), в аэропортах, отелях, самолетах, спортивных клубах, салонах красоты, даже когда вы просто гуляете… Поймите, что двум тысячам ваших френдов это безумно интересно, и они не устают благодарить Цукерберга за представленную возможность так пристально наблюдать за вашей жизнью.

Примечание: представьте, что за вами охотятся папарацци, не бегайте от них, идите им навстречу!

Дайте им как можно больше информации о себе!




Тренд 8. Станьте философом.


Помните, что вашим мыслям место не в вашей голове, а в ваших сообщениях. Постите все, что приходит в голову по принципу «что вижу – то пою». Будьте щедрыми, делитесь вашими великими умозаключениями с миром: «Жизнь хороша, но отчего-то именно закаты я не люблю», «А вот я сегодня подумал, отчего этот мир так жесток?» или что-нибудь уж совсем концептуальное заверните: «Зачем многие девушки с толстыми ногами носят короткие юбки».
Примечание: если хотите привлечь к своей персоне максимальное внимание – пишите про Путина. Ну, или про Навального.


Интересно, что ждет нас в 2014 году? Какие еще будут придуманы способы привлечения внимания? Какими интимными деталями личной жизни мы будем готовы поделиться с социумом, чтобы выделиться?

Машинами сегодня очень трудно кого-то удивить. Кото-песики – у всех. Рецепты и фото блюд прокомментированы вдоль и поперек. Стены аккаунтов на фейсбуке завалены одинаковыми фотографиями алкоголя, еды, детей, ног, закатов и туалетных луков от многочисленных френдов.

Если все живут разными жизнями, то почему у всех такие одинаковые посты и фотографии?

И что же дальше? Насколько далеко люди будут готовы зайти в своем психологическом эксгибиционизме? Фото ребенка в утробе матери – банальность, обнаженная грудь – тем более.

Неужели в нас всех заложена большая жажда вуайеризма и нездорового эгоцентризма?

Социальные сети стали самым удобным и быстрым способом «себя показать, на других посмотреть».

Так что же это: поиск единомышленников любви к кото-песикам, борьба с комплексами, ярмарка тщеславия или побег от одиночества в мир виртуального реалити-шоу «Моя жизнь» с востребованным самим собой в главной роли на фоне унитаза?

Добро пожаловать на фейсбук! В мир неограниченных возможностей и творческой самореализации!

… И инстаграм нам в помощь:-)


                Полина Каплунова&Лора Зиндер

                Октябрь 2013