О романе М. Булгакова Мастер и Маргарита

Елена Николаевна Избицкая
            
        До того момента, когда я ещё не прочитала роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», я слышала мнение о  содержании романа от других людей. Мне рассказывали о чёрной магии, о бале Сатаны и о мистических событиях, которые описал автор романа.  Так  как у меня с детства было очень негативное отношение к подобным темам, то я для себя решила, что мне его лучше не читать. Но все мои знакомые восхищались этим романом, той истинной любовью между Мастером и Маргаритой, просто неземной любовью, описанной в романе. Но я никак не могла представить, как можно совмещать истинную любовь с чёрной магией и сатанизмом. Но спустя годы, я всё-таки решилась прочитать этот роман Булгакова и, честно говоря, испытала некоторое разочарование. Никакой истинной любви я там так и не нашла, но вот кое-что имеющее отношение к вопросам добра и зла меня очень заинтересовало.
 
Я не ставила для себя цель высказывать мнение по  всему сюжету романа, а только по тем моментам и образам, которые наиболее заинтересовали меня. Рассмотрим их подробнее:

 1. Образ Дьявола.


Основной смысл появления и существования Сатаны показан как неизбежное доказательство существования Бога для закоренелых московских атеистов. Ведь только прочувствовав на себе силу чёрной магии и свою беспомощность перед этой силой, многие герои романа стали обращаться к Богу за помощью.

2. Образ Иисуса Христа


В романе показано только предательство Иуды и казнь Иисуса Христа. Момент воскрешения Иисуса Христа, описанный в Новом Завете библейскими пророками, Михаил Булгаков умышленно пропустил. Да и сам Иисус Христос показан бездомным сиротой, не помнящим своих родителей, что полностью не соответствует образу Иисуса Христа, описанного евангелистами ( истинный царь иудейский, корень и потомок Давидов). Образ Матери Божьей Марии в романе вообще отсутствует.
            
Само учение Иисуса Христа тоже изменено и доведено до полного абсурда. Булгаковский Иисус ( Иешуа  Га-Ноцри) говорит о царстве истины на земле как о царстве , в котором будет отсутствовать любая форма власти:  « человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть, всякая власть является насилием над людьми, не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». В тоже время библейские пророки, описывая учение Иисуса Христа, говорили о Царстве Небесном и о земных законах : «Кесарево – Кесарю, а Божье – Богу; никто не может служить двум господам : ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне».Булгаковский Иисус ( Иешуа  Га-Ноцри) говорит, что «злых людей нет на свете». В то время, как библейский Иисус Христос говорит: «не противься злому, Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».

 Но само царство «истины и справедливости» возможно только при условии отсутствия Зла, которое несут в себе людские пороки. Различные формы власти выполняют лишь функции контроля, за этими пороками. И разрабатывают систему мер наказания за преступления и проступки, которые совершают порочные люди.
Некоторые формы власти являются насилием над людьми, но только в том случае, если к власти приходят  порочные люди. А полное отсутствие власти, даже временное, ведёт к активизации людских пороков и к повышению уровня преступности. Особенно это заметно во время стихийных бедствий, революций и религиозных конфликтов, когда процветает мародёрство, насилие и бандитизм.

 
3. Образ Маргариты


Маргарита представлена как бездетная тридцатилетняя женщина, имеющая хорошего мужа, достаток и всё что необходимо в жизни. Но, встретившись с Мастером, она влюбляется в него и готова поменять всё, что имеет в жизни на запретную любовь. И идёт на сговор с Сатаной ради этой любви. Но решилась бы Маргарита на такой поступок, если бы она имела  детей? В романе встреча Маргариты с Мастером показана как неизбежное, судьбоносное событие. Мастер встретил Маргариту именно тогда, когда благодаря выигрышу 100 тысяч руб., полностью изменил свою жизнь, он из историка стал писателем. И именно Маргарита вдохновляла его  и поддерживала в написании романа «О Понтии Пилате». И именно она сделала из него Мастера, она подготовила его к славе и успеху. Но надежды обоих не оправдались – роман принёс не славу и успех, а унижение и позор, которого Мастер не смог пережить и заболел психическим заболеванием. Маргарита, убитая горем, принимает приглашение участвовать в Бале Сатаны взамен на  излечение Мастера. И главным условием участия Маргариты в этом бале является её происхождение – она потомок  королевской крови: прапрапраправнучка французской королевы. В романе судьбоносной является не столько встреча, любовь  и разлука Маргариты и Мастера, сколько трагическая судьба романа « О Понтии Пилате» и роль Маргариты в Бале Сатаны.


4. Бал Сатаны и его смысл


Самой главной причиной появления  Дьявола в Москве является проведение Бала, который он (Дьявол) устраивает раз в год - Бала весеннего полнолуния или бала 100 королей. И обязательным условием проведения этого Бала является участие хозяйки бала – обязательно по имени Маргарита  и с королевскими корнями. И ещё одно обязательное условие –  согласие Маргариты на участие в этом Бале. Сам Бал Булгаковым показан очень необычно. Маргариту наряжают в специальную одежду и обувь. На её грудь вешают в овальной раме изображение чёрного пуделя на тяжёлой цепи и на голову одевают королевский алмазный венец. Гости Бала тоже очень необычные – давно умершие мошенники, убийцы, воры и другие преступники. Также на бале присутствуют разные знаменитые в прошлом музыканты, поэты и художники. Бал проходит в неком 5 измерении, которое можно расширять до беспредельных границ. Кульминацией  Бала 100 королей стало жертвоприношение одного барона и торжественный тост Дьявола с поднятием чаши с его кровью. После этого происходит как бы перерождение Дьявола –  его омоложение. И именно в этом перерождении и заключается весь смысл существования Сатаны – пока существуют люди КОРОЛЕВСКОЙ КРОВИ, которые готовы ради удовлетворения собственных страстей и алчных амбиций идти на сговор с ним, до тех пор он будет устраивать Балы для продления своего бытия.         
Выводы о романе


В романе Булгаковский Диавол утверждает, что добро и зло не могут существовать друг без друга, и существование Дьявола является естественным явлением параллельно с существованием Бога. И что, если бы не было Зла, то, как бы  тогда люди узнали что такое Добро? Но самое главное, что видно в этом романе – это возможность диалога, договора между Сатаною и Иисусом Христом. Может благодаря, именно такому мнению, этот роман стал так популярен?

Но вот только возникает вопрос: а это ли хотел сказать Булгаков в своём романе? Может он, наоборот, хотел показать тем, кто не верит в Бога, что силы тьмы не дремлют, что Зло существует, но кроме обмана, горя и несчастий оно в себе ничего  больше не несёт. И если бы не было убийц, мошенников и воров, то ради кого Сатана устраивал бы свой Бал? И сколько бы жизней честных, умных и добрых людей не отняли бы его гости, присутствующие на этом балу? Методы, которыми действует Зло, Булгаковым показаны тоже очень конкретно: использование гипноза, обмана, фокусов с  пространственно- временными передвижениями, людских пороков и невежества людей для достижения своих целей. А может, Михаил Булгаков хотел показать своим читателем то, что пока существует Добро, которое противостоит Злу, до тех пор существует и жизнь на Земле. И что, если бы не было Зла на земле, то не было бы ни войн, ни горя, ни предательства, ни алчного богатства, и соответственно, не было бы и бедности.
          

Когда на экраны ТВ в 2005 году вышел сериал «Мастер и Маргарита» (режиссера Владимира Бортко), то я решала посмотреть его. Просто интересно было  взглянуть, как видят авторы сериала смысл написанного Михаилом Булгаковым. Да, если бы для этого фильма они выбрали других актёров, то и смысл его был бы совершенно иным. Но, увы, триумф Зла  и силы чёрной магии на лицо. Да, видно каждый видит в этом романе то, что он хочет видеть или видит так, как позволяет ему видеть его духовное наполнение.



март 2008 г.