161. Улица несчастной Любви. Бродский и Рубцов

Ольга Мартова
                161. Бродский и Рубцов (мостик)

Пушкинская – это не улица, а мостик между поэтами. Очень разными, литературными, да и жизненными  полюсами.

В 60-х годах в коммунальной девятиметровой комнатушке здесь обитал поэт Глеб Горбовский, в  гостях у которого перебывали  все поэты питерского тех времен андеграунда: Евгений Рейн, Виктор Соснора, Виктор Голявкин, Олег Григорьев, Дмитрий Бобышев, Константин Кузьминский и так далее.

Комната, как каморка  Родиона Раскольникова, «была похожа на длинный узкий гроб» (Достоевский в нашем фэнсионе униженных и оскорбленных – сочинил все на двести лет вперед).

«Без всякой натуги мог бы я теперь составить отдельную книгу из одних только кратких описаний визитов, нанесенных мне замечательными людьми, в момент (длинной в 5 лет), когда я проживал на Пушкинской... А вот Иосифа Бродского у себя почти не помню, хотя, наверняка, заглядывал и он».

Из стихотворений Горбовского:

А я живу в своем гробу,
Табачный дым летит в трубу.
Окурки по полу снуют.
Соседи счастие куют.

Эта комната помнит молодого Николая Рубцова, который тогда, по выражению Горбовского «только присматривался, прислушивался к хору собратьев, а главное – к себе». Он тоже вспоминал об этом питерском пристанище, сидя у себя в деревне, в Вологогдской губернии:

…Трущобный двор, фигура на углу.
Мерещится, что это Достоевский.

Я продолжаю верить в этот бред,
Когда в свое притонное жилище
По коридору в страшной темнотище
Отдав поклон, ведет меня поэт.
… Поэт как волк напьется натощак.
И неподвижно, словно на портрете
Все тяжелей сидит на табурете
И все молчит, не двигаясь никак.
А перед ним, кому-то подражая,
И суетясь, как все по городам,
Сидит и курит женщина чужая.
Ах, почему вы курите, мадам!

Каморка (гроб) два на четыре метра – подходящий размер для мостика между временами.
             
Иосиф Бродский тоже один из странников, которых принимала Пушкинская. В нашем фэнсионе он посещал пристанище Евгения Рейна на Пяти Углах,  Наймана в коммуналке на Николаевской.

И, очень возможно, какие-нибудь из легендарных капернаумов того времени – кафе «Эльф» на Стремянной, пивбар «Молли» на Рубинштейна, кафетерий «Сайгон» на Невском… Здешние адреса мелькают в его стихах:

Разъезжей улицы развязность,
Торцы, прилавки, кутерьма,
Ее купеческая праздность,
Ее доходные дома…

Конечно, он здесь не завсегдатай, заповедные и культовые места Бродского в Питере – за пределами Трапеции: фантасмагорический дом Мурузи на Литейном («полторы комнаты»), Греческая церковь (призрак ее) на Знаменской, классические колонны Биржи, Васильевский остров, куда обещал поэт, отвергнув другие страны и погосты – придти умирать.

Он и жил здесь поблизости, на Николаевской,  после возвращения из Норинской, из архангельской ссылки. С возлюбленной Мариной Басмановой, матерью его сына – покинувшей его и покинутой им, но никогда незабытой.

И сердце вновь горит и любит, оттого,
Что не любить оно не может…

Именно здесь они пытались стать семьей, но не получилось.

Вернее, получилось то, что нередко получалось на Пушкинской: факт искусства.

Все-таки, Пушкинская – прежде всего, улица несчастной любви. Может быть, самой знаменитой неудавшейся любви в поэзии конца ХХ века; Бродский, Бобышев, Марина…

Уезжая навсегда, в Европу, потом в Америку, Иосиф Бродский прошагал по Невскому, от Фонтанки до Московского вокзала, по северо-восточной границе нашего фэнсиона.

Попрощался  в его лице с городом, страной, с видимой, слышимой, обоняемой им в последний раз (дым отечества):

…Что я запомнил в последний свой день
В той комнатушке?

Стол, да бокал, да зеленое бра
Под занавеской.
Вот я и вышел в четыре утра
Прямо на Невский.

Вот и прошел с чемоданом квартал
До паровоза.
Все озирался, все слезы глотал –
Бедная проза…

Фэнсион Трапеция проводил поэта в изгнание – к страданиям, но и к триумфам.

Почему Бродский так никогда и не вернулся в Петербург, хоть обещал:

Ни страны, ни погоста,
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать...

Может, потому, что боялся своей фатэмы, зная (от Ахматовой),  как опасны самопредсказания в стихах. Придти на Васильевский остров, и умереть (от инфаркта? От общего петербургского фатума? От любви?)

В определенном смысле, он уже умер, в тот момент, когда покинул свой город, и Пушкинскую (родился другой поэт, другой Бродский).