5. От сердца к сердцу

Тома Александрова
(Из рассказов о бабушке)
               

                5

          Прошли годы. Сколько же всего изменилось в нашей жизни!  Детство осталось где-то далеко-далеко…
Осталась память о нём, о тех людях, которых мы так любили, даже тогда, когда их  рядом с нами не стало.   Вот и бабушки давно нет…
Я  вновь приехала на Родину.  Утром пошла к ней на кладбище.
Длинною была  дорога к тебе,  моя бабушка…
И тут внезапно,  как-то вдруг,  вспомнился наш разговор с ней.
-Самая лучшая дорога – от сердца к сердцу,  – говорила она задумчиво, обращаясь то ли ко мне, а то ли к себе самой…
Девятилетняя девочка её слов тогда не поняла; две косички, упрямо сжатые губки:
- А как это, бабушка?  Ведь дороги-то  все ведут к городам или к   сёлам… Я  ведь  читала в книгах  об этом.    А как это – от сердца – к сердцу? Так не бывает.
- А вот так, внученька, всё так. –  Вырастешь и узнаешь…
Это  ты пока сейчас не понимаешь,  а вот придёт твоё время, и ты всё поймёшь…
Ты права, моя бабушка.
Я стою возле твоей могилы.
Может быть, ты сейчас   меня слышишь? Я стою на этой дороге: от сердца – к сердцу…
Знаешь,  как  важно сейчас, чтобы ты услышала меня.  Я поняла твои слова, милая моя…