Самая сложная исповедь

Наталия Сидо
- Бабушка! А Христос точно воскрес?
- Маша! Ответ на этот вопрос каждый человек дает сам. Именно то, как человек отвечает, определяет истинность его веры. Точно могу сказать: «Я верю, что Иисус Христос воскрес после смерти».
- А кто-то не верит?
- Да, есть люди, которые не верят.
- И что?
- И то, что одни живут с верой, а другие без веры. У каждого есть право выбора.
- Так это люди убили Христа? И за что?
- За его мысли, слова, проповеди…
- За слова убили? А что такое проповедь?
- Проповедь – это… Это, когда кто-то говорит слушателям о сути своих взглядов, о своем отношении к чему-то, дает советы.
-  И что же это за советы такие, если за них его убили? Они были так опасны для тех людей?
- Да... Их сочли опасными. Эти советы для тех, кто хочет жить в мире со своей совестью. Основные советы – это  заповеди. Их  десять.
- Заповедь – это совет?
- Ну да…
- Какие это советы? Для чего они нужны?
- Они нужны для спасения души, для вечной ее жизни.
- Это важно. Я хочу их знать.
- Сейчас прочитаю. Так… Это из Евангелия от Матфея:
 «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
 Говорит ему - какие?
Иисус же сказал - не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй.
Почитай отца и мать, и люби ближнего твоего, как самого себя».
- Евангелие – это биография Христа? Я правильно вспомнила? Ты мне говорила про Евангелие… Биографию Христа Матфей написал?
- Ну почти биография… Это жизнеописание Христа. Есть четыре Евангелия – от Матфея, Марка, Иоанна и Луки.
- Почему четыре? Почему не одно?
- Разные люди были свидетелями жизни Христа. И каждый написал о том, что ему запомнилось, что он посчитал важным.
- Но Христос один. Почему они написали разное? Видели разное?
- Ну не совсем разное... Пойми, что каждый человек видит то, что он может или хочет увидеть.
- Как это?
- Так… Посмотри на эту стену. Что ты видишь?
- Я вижу картины.
- А я вижу картины и еще пятно на обоях. А кто-то посмотрит и скажет, что видит четыре картины и одну вышивку крестиком, при этом две картины – акварель, одна – рисунок, а четвертая – гравюра…
- Не хочу про картины и гравюры говорить.
- Не будем. Просто показала тебе на примере: мы  смотрим  по-разному. Точнее так – смотрим на одно, но каждый видит свое. И каждый прав.
- Поняла. Но ты меня обманула.
- В чем?
- Ты прочла шесть заповедей. А сказала, что их десять. Я считала…
- Я прочитала заповеди Христа. Ну тогда сейчас прочту тебе все десять… Их Господь поведал людям через скрижали, которые он показал Моисею.
- А скрижали – это что?
- Это камни, на которых были высечены слова. Но давай прочитаю заповеди.
 Маша внимательно слушала и загибала пальцы.
- Ну вот и всё, - сказала я.
- Нет не всё. Потому что я не все поняла. Какая первая заповедь?
- Нет Бога кроме Бога.
- Как это понять? А главное другое: ты соблюдаешь эту заповедь?
- Много лет не соблюдала, потому что не верила в Бога, не была крещеной, да и вообще не задумывалась о Боге… А еще поняла: есть очень много желающих стать твоим богом, чтобы помешать найти дорогу к Богу.
- Дальше читай и говори, как соблюдала заповедь. Я хочу на твоём примере понимать суть.
- Не сотвори себе кумира…
- Кумир – это кто?
- Кумир… это предмет или человек, которому поклоняешься… У меня был кумир.
- Что это было?
- Это был человек, которому я преданно служила, из-за которого забыла о себе, о семье, о друзьях… Обо всем забыла… Жила его жизнью, а не своей… Постарайся запомнить: твоя жизнь проходит мимо пока ты творишь себе кумира.
- Это ты уже две заповеди нарушила… Дальше.
- Не произноси имени Господа в суе…
- Суя – это что?
- Это суета, ежедневность, пустяк… Загибай палец – произносила… И следующий палец загибай: не соблюдаю правило ходить по воскресеньям в церковь… Да и много лет не ощущала потребность начинать и завершать день основной молитвой Христа «Отче наш…».
- Дальше читай заповеди…
- «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» …
- Почитала?
- Старалась. Но бывали ситуации, когда не очень почитала. Когда мои родители умерли, тогда это отчетливо поняла, потому что моя совесть не давала мне покоя, мучила меня за то, что не все сделала для папы и мамы… Поэтому так поняла эту заповедь: чти отца и мать, чтобы после их смерти не страдать от боли в душе уже до своей смерти.
- И здесь палец загибать?
- И здесь…
- «Не убий»… В прямую никого не убивала…
- А помнишь про аборты разговаривали? Ты же сама говорила, что делала эту операцию… Что молчишь? Значит убивала.
- Загибай палец…
- Дальше читай.
- Подожди... Я же и себя убивала...
- Из чего убивала?
- Правильное спросить, как или чем? Обида, зависть, ревность, нелюбовь к себе, чувство вины – надежные средства для медленного самоубийства. Это оружие я умело использовала против себя.
- Но значит перестала, раз живешь.Какой следующий совет?
- «Не прелюбодействуй» …
- Ты сначала расскажи, что это? Я не понимаю…
- Это, когда муж или жена изменяют друг другу.
- А… Это Юрий Геннадьевич прелюбодействовал, когда нашел себе другую… А ты?
- Я не изменяла своим мужьям.
- Никогда?
- Никогда…
- Ты еще что-то нарушала?
- Не кради… Загибай палец…
- Крала? И у кого?
- У папы мелочь из кармана воровала. Два раза… На второй раз чуть не умерла…
- От страха?
- Нет… Своровала десять копеек, купила булочку, стала есть и так поперхнулась, что чуть не задохнулась… С тех пор никогда ничего чужого в руки не брала… Хороший урок получила.
- Точно больше никогда?
- Ну, с государством не всегда честной была…
- Что-то украла у государства?
- Не украла… Не со всех доходов налоги платила…
- Это, конечно, плохо… Но ведь не воровала у государства. А за те десять копеек тебя Бог уже наказал. Поэтому не считается…
- Ну уж как решишь…  Что у нас дальше? «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» …
- Что ты задумалась?
- Маш! Загибай палец. Были времена, когда сплетничала, осуждала других, повторяла чужие сплетни…
- А сплетня – это что?
- Это – непроверенная, неточная информация о других людях.
- Теперь уже не делаешь так?
- Стараюсь… Но палец загибай. Было – значит было. И следующий палец тоже загибай.
- А там про что?
- Там про то, что нельзя желать чужого. А я желала…
- А что  чужое желала?
- Мужа чужого желала…
- Это ты про Юрия Геннадьевича говоришь?
- Про него… Ведь он женат был, а я была с ним…
- Так это прелюбодейство. Ты же сама говорила…
- Загибай два пальца…
Маша внимательно посмотрела на свои руки - только один палец не был прижат к ладони.
- Бабуля! А как же ты спасешься теперь? Только не надо плакать. Я тебя точно люблю… даже с твоими грехами…

p.s. Эта исповедь, далеко не первая в моей жизни, оказалась самой сложной. Если бы знать, что придется отвечать на такие вопросы семилетней внучке… Если бы знать…