Тайны памятника уходящей эпохи

Борис Артемов
Четырехарочный мост Преображенского через Новый Днепр. Рисунок Натальи Лаговской

...Усталый седой человек в заношенной пижаме поверх несвежей нижней рубахи, заштопанной на прохудившемся рукаве, до утра разбирал бумаги, накопившиеся за дни недомогания на столе рабочего кабинета его ближней кунцевской дачи.

Выцветшие глаза на одутловатом, усыпанном оспинами и старческими пигментными пятнами лице цепко вчитывались в строки документов: без его одобрения в стране не происходило ни одного мало-мальски значимого события.

Порой он брал в руки трубку, набитую пахучим табаком «Золотое Руно» из желтой коробки, лежавшей здесь же на мельхиоровом подносе.

Не раскурив, механически подносил ко рту, посасывал, прижимал на секунды мундштук зубами и вновь клал на край стола.

Курить не мог: от табачного дыма беспощадно болела голова, а за грудиной рос ком, перекрывая воздух для дыхания.

Видать прав был арестованный профессор Виноградов, его личный врач, категорически рекомендуя ограничить курение или даже полностью порвать с этим пагубным пристрастием.

Только вот, сдерживал внезапно накатывающую злобу, окончательное решение будет принимать он сам, вождь великой державы, а не втершийся некогда в доверие пособник иудиного семени двурушников и убийц.

В наградных представлениях на строителей арочных железобетонных мостов через Днепр в районе Запорожья задержал взгляд на фамилии автора уникального проекта.

Вспомнил его, худощавого шатена в щеголеватом бостоновом костюме «с иголочки», чуть выше среднего роста, горячечно опровергавшего выкладки американских спецов о невозможности строительства мостов с таким огромным пролётом арок и кричавшего в запале, хватаясь за сердце, что спроектированные им мосты станут на века настоящим памятником великой сталинской эпохи.

Вспомнил и доносы, регулярно поступавшие на заносчивого и неуживчивого инженера.

Усмехнулся в пожелтевшие прокуренные усы: а ведь прав оказался крикун – стоят мосты.

Орден, правда, давать рановато, да и зачем орден Ленина беспартийному щеголю – лишь лацкан дорогого пиджака дырявить, а вот имя увековечить можно.

Укрепить на береговой опоре моста табличку с его именем: коли что случится, будет с кого спрашивать…


СЛАВА И ПРОКЛЯТИЕ ИНЖЕНЕРА ПРЕОБРАЖЕНСКОГО

…Осенью 1943г. в начале наступления на Запорожье советские летчики получили приказ разрушить мосты через Днепр, имевшие для немцев исключительное значение. Несмотря на жестокие потери, задание было выполнено, и мосты оказались на дне реки.

После освобождения города через южную часть острова Хортица сапёры полковника Артеменко проложили временные деревянные переходы, а весной 1949г. на месте взорванных мостов Стрелецкого началось строительство новых капитальных мостов.

Мосты предполагалось строить в два яруса: нижний – для пешеходов и автогрузового транспорта, верхний – для двух путей железнодорожной магистрали. Через Новый Днепр четырехарочный длиной 560м. и высотой – 54м, а через Старый – одноарочный с уникальной длиной пролета в 228м.

Проект предоставил специалист института "Трансмостопроект" Министерства путей сообщения СССР Борис Николаевич Преображенский.

Первоначально московский инженер в целях экономии планировал использовать опоры довоенных мостов. Но когда водолазы подняли со дна 12000 тонн взорванных стальных конструкций, выяснилось, что немцы разрушили опоры, подорвав их на семиметровой глубине. Неповреждёнными остались только береговые башни с бойницами.

Новые мосты пришлось строить из железобетона: в стране не хватало высокопрочной стали, а поставки стратегических материалов из-за рубежа в условиях начавшейся "холодной" войны прекратились.

Многое пришлось делать впервые. Мировая практика мостостроения ещё не знала железобетонных конструкций с такими пролетами, никто до того не применял блочного армирования бетона, блочных опалубок и послойного бетонирования.

Часто приезжающий на строительство Преображенский в неизменном сером пыльнике поверх дорогого костюма и с кульком столичных шоколадок «Дружба» для семьи начальника мостоотряда №6 Николая Артеменко, возводящего четырехарочный мост, придирчиво требовал тщательного соблюдения всех своих указаний, нажив себе в Запорожье многочисленных недоброжелателей.

Но в тоже время он относился к местным рабочим и инженерам, как к своим соавторам: принимая после всестороннего обсуждения любое предложение, имевшее рациональное зерно.

Мосты были сданы в эксплуатацию 31 декабря 1952г.

А в январе 1953г. инженер Преображенский скоропостижно скончался.

Официальная причина – инфаркт. Поговаривали дескать «доброжелатели» не преминули сообщить Преображенскому, в качестве новогоднего поздравления, что Сталин собственноручно вычеркнул его из списка награжденных. Борис Николаевич был сердечником, и это стало для него смертельным потрясением.

ЗОНА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РАЗЛОМА

В Запорожье немало мест, которые местные жители при малейшей возможности стараются обходить стороной. Среди них – перекрёстки центральных улиц, подъезды к плотине Днепрогэс, въезды на остров Хортица и, особенно, запорожские мосты.

Эти места словно магнитом притягивают к себе аномальные, загадочные и необъяснимые происшествия, повторяющиеся с завидным постоянством.

Мистику и чертовщину, творящуюся там, знающие люди неизменно объясняют неким энергетическим разломом, проходящим в этих местах. Дескать, именно здесь, в его сердцевине, негативная энергия преобладает над всеми остальными, и определяет поступки и поведение людей.

Так это или нет – доподлинно не известно, но аномальные зоны Запорожья продолжают собирать свою страшную, порой кровавую дань.

Мосты через Днепр постоянно притягивают желающих свести счеты с жизнью. Список жертв мрачных железобетонных гигантов, рассыпающихся от времени, ежегодно пополняется двумя, тремя, а то и большим количеством имен.

Говорят, на мостах водятся привидения. Не мудрено: ведь по религиозным канонам, самоубийц, вопреки принятой сегодня практике, нельзя хоронить на кладбищах. Вот и мечутся не нашедшие покоя души, возвращаются на место гибели, пытаясь найти пристанище.

К числу самоубийц городская молва причисляет и создателя моста, инженера Преображенского, якобы застрелившегося незадолго до завершения строительства после неких расчётов приведших его к мысли, что мосты будут нести угрозу для жизни людей.

Потому не удивительны утверждения о том, что порой, особенно в непогоду, можно увидеть едва различимого в дымке медленно бредущего по мосту человека в мешковатом плаще поверх старомодного двубортного костюма, неожиданно появляющегося и внезапно исчезающего, словно растворяющегося под струями дождя и порывами ветра.

В подобное можно было бы не верить, но вот одно из свидетельств, принадлежащее запорожской журналистке Анастасии Загурской: «В 2008 году, возвращаясь поздним вечером домой с Хортицы, я попала под сухую грозу. Дул очень сильный ветер, казалось, что еще чуть-чуть, и порывом меня попросту сбросит с моста в воду. Когда я уже была возле перил, неведомая сила буквально оттолкнула меня от края. Я мгновенно обернулась в поисках спасителя. И опешила — перед глазами мелькнула белая субстанция. По телу прошел холодок. Видение тут же пропало. Но это не все. Ночью мне приснился мужчина, абсолютно незнакомый. Утром я залезла в Интернет. Оказалось, что за неделю до моего приключения на том самом месте спрыгнул с моста мужчина, который поссорился с подругой. Он погиб. Почему-то мне кажется, что именно его дух не дал мне погибнуть».

ЧУДЕСНОЕ СПАСЕНИЕ ИЛИ ДОБРЫЙ АНГЕЛ МОСТА ПРЕОБРАЖЕНСКОГО

26 мая 2009 запорожские газеты вышли с шокирующими заголовками: «Мать пыталась убить собственную дочь, сбросив ее с моста Преображенского»

Молодая жительница Запорожья, совершила попытку убийства. Женщина сбросила трёхлетнюю дочь с моста в 40 метров высотой. Девочке удалось чудесным образом выжить: ее спасли подростки, отдыхавшие в это время на берегу и капитан-механик со стройплощадки новых мостов Петр Левченко. В больнице, обследуя ребёнка на предмет повреждения внутренних органов от удара об воду и возможного переохлаждения, врачи не поверили своим глазам – у нее не было найдено ни одного повреждения.

Девочка "родилась в рубашке". Или её жизнь оберегал ангел-хранитель.

Мамаше-преступнице предъявили обвинение в покушении на убийство. По словам следователей, она перед попыткой убийства собственной дочери купила 10 таблеток снотворного и хотела затем их принять. Но после совершения преступления выбросила их. Сама обвиняемая утверждала, что ее поступок вызван тяжелым семейным и материальным положением…

Уникальный, едва ли не единственный случай невероятного спасения. И как тут не вспомнить создателя моста, человека порой нетерпимого, но неизменно трогательно и бережно относившегося к детям…

МОСТЫ-УБИЙЦЫ

О городских мостах в Запорожье говорят много. Порой с гордостью. Чаще с раздражением: город, что разбросал свои кварталы на двух берегах реки, задыхается в тисках транспортного коллапса. Но, даже для тех, кто заслуженно гордится величием и размахом былых строек «славной сталинской эпохи» не является секретом то, что мосты Преображенского давно пользуются «дурной» славой места сведения счетов с жизнью отчаявшихся запорожцев.

Вот лишь малая часть зловещей статистики:
17 марта 2010г. 50-ти летний мужчина бросился с моста в Днепр. Поиски самоубийцы результатов не дали.
26 мая 2009г. Мать пыталась убить собственную дочь, сбросив ее с моста. Девочке удалось чудесным образом выжить
29 октября 2008г. 33;летний мужчина прыгнул с моста из-за ссоры с подругой. Спасатели не смогли обнаружить тело.
31 января 2008г. 24-летний мужчина и 16-летняя девушка погибли, прыгнув с моста. Мужчина разбился об опору моста, девушка упала в Днепр. Её тело обнаружили лишь утром следующего дня.
7 ноября 2007г, прыгнув с моста в реку, погиб 44;летний мужчина.
17 июля 2007 года на мосту совершил попытку суицида 23;летний молодой человек.
В 2006 году на мосту Преображенского в Запорожье было зафиксировано три случая попыток суицида…

Строительство новых мостовых переходов через Днепр – задача для города необходимая, но вряд ли осуществимая в ближайшем будущем. Словно злой рок витает над так и незавершённым долгостроем.

Да и решат ли новые мосты проблемы – уж больно близко они расположены к пресловутой аномальной зоне энергетического разлома.

Ответ на этот вопрос даст только время. И разгаданная тайна дряхлеющих, но по-прежнему величественных мостов инженера Преображенского, ставших его посмертной славой и проклятием.