Сумерки, или осознай своё я

Надежда Хисметова
РУБРИКА «ПОЭЗИЯ НА СЦЕНЕ УЛЬЯНОВСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ. И.А. ГОНЧАРОВА»




Эту статью я решила напечатать в рубрике «Премьеры» в разделе «Записки дилетанта» в журнале «Городской журнал» №2, но какое-то внутреннее чувство меня заставляло искать другое место для этой публикации, и я собралась поместить её в раздел «Поэзия на сцене Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова» в альманахах "Городской журнал" и «Венец поэзии» №2. Прочитав этот материал вы поймёте — почему я оставила эту статью в «Городском журнале», добавив в него дополнительную рубрику  «Поэзия на сцене Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова».


СУМЕРКИ, ИЛИ ОСОЗНАЙ СВОЁ Я

Проблема высоты чувств человека и его происхождения, таланта и положения талантливого человека в обществе, а также проблема достоин ли ты этого таланта, любви, которую несёт тебе в себе твоя половинка, а также гениальности и серости много раз ставилась на сцене театра им. И.А. Гончарова. И я бы сказала: «Эта проблема каждый раз рассматривалась очень глубоко, остро и всесторонне и с житейской, и с философской, и даже с библейской сторон восприятия этой антитезы в театральном творчестве. Осознание, что ты не достоин любви, дарованной Господом, таланта и гениальности, дарованной свыше приходит не к каждому...
По этой причине столько ревнивцев и ревнивец, спившихся людей и наркоманов, мстительных подлецов и людей, занимающихся плагиатом и заводящих тайные любовные связи, злобных жён, мужей, критиков и чиновников.   
Перечислю несколько спектаклей, которые жили на сцене театра, неся зрителям эту проблему: «Гамлет», «Король Лир», «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь, или как пожелаете» Уильяма Шекспира; «Изобретательная влюблённая» Лопе де Вега; «Горе от ума» Александра Грибоедова; «Иванов», «Три сестры» Антона Чехова; «Месяц в деревне» Ивана Тургенева; «Я, бабушка, Илико и Илларион» Николая Думбадзе; «Завещание (исповедь целомудренного бабника)» А. Крыма; «Правда — хорошо, а счастье лучше» Александра Островского; «Сочельник для двоих» М. Ворфоломеева; «Кошки-мышки» А. Мардань, «Мужчины её жизни» А. Брочинского; «Герда» Натальи Назаровой; «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» Ивана Гончарова; «Чувства» по мотивам рассказа Антона Чехова; «Девушки Betles» Сергея Волынца; «Блондинка», «Дульсинея Тобосская» А. Володина, «Дорогая Памела» Дж. Патрика, «Примадонны» К. Людвига, «Очень простая история» М. Ладо, «Трижды три» Ж. Жуе. И, наконец, «Перезагрузка» И. Тилькина и «Великодушный рогоносец. Тот кого она любила» Фернана  Кроммелинка, гениально поставленные на нашей сцене заслуженным артистом РФ Евгением Георгиевичем Редюком.
Если спектакль «Перезагрузка» заставил зрителей задуматься о том, а откуда у человека могут возникнуть такие сверх гениальные способности? Может быть, это расплата за непризнанную в прошлой жизни любовь?.. Или к этому феномену привела человека его беспардонность и хамское отношение в предсмертные часы со своим Ангелом-хранителем? Но самый главный вопрос заключается в том: как этот одарённый феноменальными способностями человек собирается воспользоваться ими в реальной жизни? Погружаясь в проблемы спектакля «Перезагрузка», мы понимаем, что духовная пустота человека приведёт его к краху, несмотря на невероятные дары Неба и природы...
Спектакль «Великодушный рогоносец...» уже не ставит вопросов он просто даёт на эти вопросы исчерпывающие ответы.   
Начинается спектакль всеобщим весельем: танцуют в предрассветной темноте подвыпившие крестьяне. Танец в исполнении артистов драмтеатра: Антона Корнилова, Ивана Сергеева, Владимира Губанова, Андрея Максимова, Александра Лебедева, Евгении Речкиной, Дарьи Долматовой, Марии Жежела, Кристины Каминской, Марии Прыскиной, Татьяны Денисенко,  — наполнен первобытной грацией, дикими па и переходами, которые будоражат воображение и с первого момента, после поднятия занавеса, вносят в спектакль сильное напряжение и многообещающий зрителям элемент неожиданности. Зрительный зал интуитивно чувствует: страсти за рампой будут очень динамичными, необычными, загадочными и подлинными, которые можно встретить только в «Библии» да иногда в восточных сказках и исландских сказаниях-притчах, но мало кто из зрителей догадывается о тех искушениях и страданиях, что продемонстрируют актёрская труппа, звуковики, художники-оформители, осветители для нас в этом спектакле, нам покажут то, о чём многие даже и не слыхивали. Любовь в спектакле будет показана как величайшее испытание и коснётся каждого, кто, возможно, только промелькнёт на сцене, а созидание в жизни человека — всепоглощающим, почти пожирающим личность, если человек за успехи  в творчестве расплачивается любовью. Да танец в начале первого акта пьесы за рампой включил своим исполнением в восприятии спектакля зрителями что-то первобытное, первозданное, звериное, что нам всем досталось от наших пращуров где-то на генном уровне!.. В дальнейшем с каждым новым танцем оно только усиливается и позволяет зрителям более глубоко и точно воспринимать события, происходящие на сцене.  Я наблюдала за танцами в спектакле и в этот момент вспомнила кадры из одного американского фильма «Грязные танцы», которые меня тогда окончательно убедили, что в каждом человеке есть очень многое от животного. Я даже тогда решила для себя, что вся наша жизнь и является борьбой внутри себя с этим, провоцирующим на странные поступки зверем. И вряд ли многие из нас в конце концов превратятся в кротких овечек, мирно живущих в огромном стаде, но готовых ценой собственной жизни защищать своё потомство в схватке с диким и мощным хищником. Поэтому в спектакле очень уместна мелодия «Арабского скакуна», сопровождающая самый напряжённый момент действия. Спектакль после зажигательного танца плавно переходит в идиллическую картину сельской жизни, воспевающую романтическую любовь молодых красивых, одарённых многими достоинствами молодых людей. На балкон, переходящий в лестницу, выходит главная героиня спектакля — Стелла (актриса Юлия Ильина). Она стройна, как стела, прекрасна, как заря, разливающаяся над крышей дома её любимого мужа, лучезарна и чиста в своём чувстве к супругу, но одинока. Её муж Бруно (заслуженный артист России Михаил Петров) уехал встречать стеллиного кузена Петрюса (актёр Илья Поляков) — капитана трёхпалубного корабля, который вернулся в родные пенаты после продолжительного плавания по морям-океанам, он посетил Америку. Её, тоскующую и одинокую, все спрашивают с сочувствием: «Неужели она спала одна эту ночь?»
И юная верная супруга вынуждена с горечью констатировать этот факт. Все смеются над ней:  и простые крестьяне, и граф (актёр Андрей Максимов), и погонщик волов (актёр Денис Бухалов). Но она ждёт с нетерпением мужа и всем твердит о большой любви к нему...
Один из ранних посетителей Стеллы очень смутил её, объяснившись ей в страстной и всепоглощающего его любви. Людовиг (актёр Денис Бухалов), так знали влюблённого в Стеллу парня, который живёт подле волов в хижине, в одиночестве, пришёл рано, чтобы попросить Бруно написать для своей возлюбленной письмо, которое должно содержать подтверждение пламенным чувствам погонщика волов. Непосредственное, мудрое и обстоятельное объяснение в глубоком чувстве любви, сделанное простым парнем со сцены, даже взволновало меня, пожилого контролёра в зале, но Стелла же со смехом парировала, что Бруно, её супруг, что он не будет писать такого письма, так как очень любит её, она заверяет Людовига в том, что у грязного погонщика скота нет никаких шансов на ответное чувство: Людовиг любит Стеллу, Стелла — Бруно. Показан обычный треугольник, который постоянно перевоплощается, превращаясь в многогранник. Людовиг убеждает Стеллу в необходимости написания такого опуса и обещает любимой, что он принесёт её супругу молочного поросёнка, и Бруно напишет любовное послание. Стелла не верит словам погонщика волов и смущённо смеётся в ответ (как мало она ещё знает своего мужа). А расстроенный таким категорическим отказом Людовиг, берёт Стеллу на руки и пытается унести её в свою хижину в долину на руках. Перепуганная Стелла зовёт на помощь. И кормилица (заслуженная артистка России Елена Шубёнкина) быстро спасает Стеллу от похищения, ударив погонщика волов оглоблей так, что тот теряет сознание. Стелла перепугана поступком кормилицы, решив что от удара оглоблей Людовиг умер...  Но погонщик приходит быстро в себя. Удар, нанесённый кормилицей, ошарашивает его меньше, чем отказ Стеллы принять его искреннюю и горячую любовь. С печалью он вынужден констатировать  факт отказа ему в любви словами: «Вы ударили меня сильно... Но не очень...»
Людовиг расстроен: по отношению к любимой женщине он совершил акт насилия. Подавленный и расстроенный Людовиг покидает заваленный мешками мрачный двор, который не покидают никогда сумерки, и уходит туда, где чистые травы и яркие горящие всеми красками радуги, как его чувства, полные восторга и любви, цветы. Он не достоин любви Cтеллы...
Возвращаются домой Бруно и кузен Петрюс. Кузен, который также, как и Бруно оказывается влюблён в Стеллу, чувствует себя неловко, слушая восторженные объяснения в любви Бруно в присутствии такого большого количества людей. Стелла тоже растеряна  от слишком откровенных и подробных описаний красот своего лица и тела… В конце концов, Бруно в своём поведении доходит до таких крайностей, что у окружающихся его людей возникает сомнение: «В своём ли он уме?..»
Он заставляет Стеллу обнажать своё тело в присутствии крестьян, кузена, своего секретаря Эстрюго (актёр Виталий Злобин)... Смущённая девушка отказывается... Тогда Бруно приказывает раздеть её своему секретарю. Тот начинает выполнять приказ дрожащими руками...
Присутствующие женщины также начинают обнажать грудь, по очереди выходя в центр двора, пытаясь доказать, что они не хуже Стеллы... Прибывший с корабля кузен в шоке... Но Бруно не останавливается на этих унижениях, проверяя верность в любви к нему Стеллы... Он чувствует, что Стелла нравится кузену, и в порыве страшной ревности, вызвавшей в сердце Бруно сомнение, он заставляет Стеллу вместе с кузеном идти вдвоём в спальню и вступить в интимные отношения... Все потрясены его поступком... Кузен покидает их дом навсегда! Но это не останавливает обезумевшего от ревности мужа. Он заставляет Стеллу спать каждую ночь с разными мужчинами, утверждая, что если она кому-то откажет, значит, она в него влюблена... Бруно —  поэт... И если Стелла вдохновляла его раньше своей чистотой, красотой, свежестью, что её выделяла из среды вечно пьяных, распущенных и разнузданных крестьян, развращённых им же самим, то теперь Бруно делает из целомудренной жены доступную всем женщину. И это состояние постоянного, безнравственного обращения со своей любимой вдохновляет его на всё новые и новые гениальные творения. Каждый новый мужчина, прежде, чем попасть в постель к его жене, просит его написать стихотворное послание Стелле от своего имени... В этот момент невольно вспоминаешь, слова Варлаама Шаламова о личности поэта,  о том что поэт постоянно раздираем семи греховными страстями, с которыми борется его чуткая, эмоциональная, гениальная душа, в результате этой борьбы и рождаются гениальные творения... Бруно борется со всеми страстями самым необычным способом: он занимается самоуничтожением себя и одновременно убивает своим огромным чувством любви возлюбленную. Все эти сцены ужасного падения личности исполнены актёром Петров с невероятным мастерством. Голос у Бруно становится визгливым, и артист начинает мгновенно старится на глазах у публики. Кроме  того, сцены дикой ревности и быстрого разрушения поэта, как личности исполняются под прекрасно записанную удивительную по красоте музыку, подчёркивающую невероятную прелесть актрисы Юлии Ильиной, которая с загадочным самоотречением отдаётся мукам любви, которые так изобретательно готовит для неё вроде страстно любящий Стеллу муж.
Распущенная толпа крестьянок, глядя на эту разнузданность своего хозяина, начинается потихоньку трезветь и смотреть на свою жизнь несколько другими глазами, и, наконец, прозрев, начинает бороться за своё я и самоутверждаться в глазах своих супругов, и требовать от них верности. Их одежды начинают принимать более скромные очертания. Женщины начинают прикрывать ноги и плечи. Они разыскивают своих мужей в спальне Стеллы и требуют от них верности. И всё это отрезвление толпы оборачивается страшной расправой с виновницей этого кошмара Стеллой... Никто из них и не задумывается о том, что Бруно доводит Стеллу до этого состояния... И, когда вместе со всеми начинает прозревать Стелла, она сразу осознаёт до какого образа жизни доводит Бруно своей жуткой и необъяснимой для обыкновенного человека любовью. Стелла в одно мгновение ощущает весь тяжкий груз, свалившей на её хрупкую душу и тело любви гениального поэта, который ищет в музе, в возлюбленной прежде всего источник вдохновения, потрясения, терзания ума и сердца для того, чтобы прежде всего творить, а потом уж жить, любить... Он ищет страдания, вдохновляющего его на шедевры поэтического творчества...
Стелла разлюбила Бруно мгновенно... Вся её жизнь представляется женщине сплошным кошмаром, ведущим её душу к грехопадению. Бруно не может перенести охлаждения к себе возлюбленной. Его любовь переходит в ненависть. И, когда вся деревня решает утопить в реке измученную любовью Стеллу, он вместе со всеми жаждет расправы толпы над ней. Он хочет её смерти. Но ни у толпы, ни у Бруно ничего не получилось. Людовиг спасает свою любимую, хотя и получает отказ от Стеллы. Сцена перевоплощения простого погонщика волов в прекрасного и самоотверженного рыцаря мастерски выполнена актёром Денисом Бухаловым. Но полученный отказ в любви от спасённой им от смерти девушки, возбуждает и будоражит одержимого любовью Людвига, и он требует от Стеллы своё право ночи, как и все до него пользующиеся её уже общепринятой до него доступностью мужчины в округе. Но она отказывает ему, понимая, что не сумеет больше жить в этом похотливом кошмаре без любви. Она не хочет теперь повиноваться Бруно и не может лечь в постель просто так с мужчиной. И Бруно, и Стелла понимают, что между ними всё кончено... Бруно пишет свои лучшие стихи о страстях, раздирающих на части сердца людей, и сходит с ума... Его преданный секретарь Эстрюго, серенькая послушная личность, идёт на жуткий поступок и убивает своего кумира... читая над его мёртвым телом его лучшее стихотворение... Эстрюго — единственный, до конца понимающий цену создания гениальных творений, в ужасе, ему сложно понять: неужели гений и злодейство совместимы? Эстрюго ищет, на его взгляд, единственный в безвыходном положении способ избавить обезумевшего друга от страданий. И находит его в насильственной смерти, беря такой смертный грех на свою истерзанную душу и благословляет любимую Стеллу на новую чистую, земную, избавленную от ненужных страстей любовь. Он, как Воланд в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова, уводит любящих людей от толпы, в хижину, где нет зависти, ревности и страданий, а существует только вечный покой. Евгений Георгиевич так мастерски помещает актёров в спасительную идиллическую пустоту, что многим хочется последовать вместе с Людвигом и Стеллой в страну невозможного в окружении толпы счастья...   
А Стелла? Стелла уходит с Людвигом в его хижину, чтобы там на лоне вечной, животворящей природы любить его, осознавая как прекрасно это чувство в первозданной чистоте, как оно совершенно, когда не надо никому и ничего доказывать, а просто дарить другому человеку тепло и ласку сердца и тела... И секретарь Эстрюго благословляет Стеллу и Людвига на эту красивую и милую душе жизнь, неся как символ теплоты и заботы о ближнем плащ погонщика волов, который должен укрывать любовников от бурь и стихий природы. А людям, он уже твёрдо знает это, эта получившая покой парочка недоступна...
Заслуженному артисту РФ Михаилу Петрову очень удался образ поэта-творца, раздираемого греховными страстями. Как красив, свеж, обаятелен актёр в начале спектакля, как язык его музыкален, напевен. В конце мы видим полысевшего, согнувшего в знак вопроса старика, который как бы всем своим внешним видом задаёт сам себе вопрос: «А стоит ли страстная любовь и гениальное творчество отдачи всех духовных сил?..»
Этот вопрос вечен! Потому что Творец создал нас по своему подобию творцами. Но каждый должен не переступать грань в творчестве, которая начинает отделять художника от созидания во благо человечеству. В этом спектакле персонаж Михаила Петрова соблазнился и ушёл далеко за эту грань. И Господь лишает его разума, что является страшным наказанием... Тем ярче выглядит эта роль в исполнении этого актёра, так как в другом спектакле «Ловушка для короля», Н. Йорданова художник умирает от разрыва сердца на сцене за свои убеждения, потому что великий актёр, настоящий гений, никогда не станет марионеткой в руках людей, да и самой судьбы.
С такой же убеждённостью сыграл Витилий Злобин роль секретаря Бруно. Гений, по его мнению, не имеет права предавать и отдавать на поругание ни свой талант, ни свою музу, любимою и верную. Серенький, согнутый в знак вопроса, от неразрешимых жизненных проблем, которые он постоянно пропускает через своё неравнодушное сердце, секретарь в финале выпрямляется во весь рост, когда несёт защитный плащ, как дар небес, влюблённым на протянутых руках, потому что любовь всегда права. Он, из всех действующих лиц в спектакле, понимает, что строить на любви признание и успех также опасно, как строить свой дом на песке... Надёжнее жить в хижине, или просто укрываться плащом погонщика, имея при себе обычный хлыст...
Я очень благодарна Евгению Георгиевичу Редюку за его гениальные постановки таких серьёзных и глубоких по содержанию спектаклей. Он, как творческий человек, понимая как сложна жизнь в вечном созидании, раскрывает зрителям всю трагедию художника-творца, показывая всю неадекватность его взаимоотношений с окружающим миром, являясь одновременно и адвокатом, и судьёй отмеченных необычным Божим даром людей, утверждая всем своим творчеством, что прежде всего надо возлюбить долг, и до конца жизни сохранять честь. Наверное, только эти два фактора будут удлинять срок жизни гениев, оставляя посмертно им добрую славу... Этим спектаклем режиссёр продемонстрировал не только силу поэзии на театральной сцене. Он нам в очередной раз показал, что торжество прописных библейских истин: «Многие были званы, но не все призваны». На большой пир званных Господом надо всегда приходить в красивых одеждах. Если не станешь соблюдать этого условия, то будешь изгнан с него, как гость из всем известной притчи... На свой личный пир Редюк пришёл в шикарных, роскошных одеждах. С Днём рождения наш любимец, удивительный режиссёр, актёр и чародей, наш гений, наша гордость и надежда!!!

15.10.2012