Премьеры записки дилетанта

Надежда Хисметова
РУБРИКА «ПРЕМЬЕРЫ»

ЗАПИСКИ ДИЛЕТАНТА

Любовь — ловушка для короля

Всё в спектакле потрясло: и подход режиссёра-постановщика Дмитрия Юмашева к теме, и декоративное оформление спектакля художником-постановщиком лауреатом Национальной премии «Золотая маска» Дмитрием Аксёновым, и костюмы и световое решение в спектакле и необычное начало и потрясающий конец и музыка. Главное, музыка невероятно слитая с пластикой каждого движения, каждого слова в спектакле. Прекрасный перевод с болгарского Э. Макаровой. Восхищает всё и красота мужчин актёров, одетых в невероятно говорящие, порой даже кричащие в своей слитности с образом костюмы. А игра актёров. Как играли наши актёры! Я даже боялась в какой-то момент, что заслуженный артист РФ Михаил Петров  умрёт по-настоящему на сцене... Каков был Полоний! Редюк удивил меня в лучшем смысле этого слова: такого Полония редко встретишь даже в спектакле «Гамлет». Умна и трагична Офелия. Беззащитны Гертруда и Клавдий. Они действительно в Ловушке!.. Так в чём же ловушка для короля?.. Ловушкой для короля всегда, видимо, является любовь... Любовь губит короля Клавдия, совершившего ради неё преступления!
Невольно вспоминаешь текст весёлой незатейливой песенки: «Всё могут короли, всё могут короли, но только по любви, но только любви не может поженить ни один король...»
Видимо, что искренне, преданно, открыто в этом мире могут любить немногие. Любовь — это огромная недоступная для многих роскошь! Она даруется только свободным духом людям, которым открыта неведомая и недоступная многим истина...
И если для короля Клавдия и принца Гамлета, постоянно решающих: «Быть или не быть...», любовь как наказание, ведущая к смерти их прежних возлюбленных, то для свободного Великого бродячего актёра она является самой жизнью, средством самовыражения в жизни и спасения своей души и чести. Только ради спасения своей любимой женщины она может отречься от своих высоких идеалов. Свободные духом актёры, как и скоморохи древней Руси, выше власти и выше смерти. Потому что своим творчеством, независимым и великим, они утверждают: «Быть на земле любви, а, значит и жизни...»
Так хорошо удалось передать на сцене заслуженной артистки РФ Ирине Янко и Юрию Морозову растерянность перед любовью и жизнью, что зрителям ясно до финала пьесы, что конец их жизни трагичен....
И как величественны народный артист РФ Алексей Дуров и Оксана Романова, когда они исполняют роли короля и королевы в пьесе «Убийство Гонзаго»...
Очень убедителен в роли палача Сергей Кондратенко: палачи при любой власти необходимы, им и не надо менять своей сущности...
А кто пишет историю человечества? Ну обычно такие люди как Горацио: очень умные, очень дипломатичные, очень хваткие, очень беспринципные, а, главное, никогда не потопляемые. Напишут ли они правду? Некоторые напишут, а некоторые нет... Горацио написал! Всему миру известна трагедия Гамлета...
И кто же в финале похоронен со всеми почестями? Принц Гамлет... Почему? Он ведь так и не ответил на вопрос: «Быть или не быть?»
Наверное, почести он заслужил не за свои сомнения, а за поиски любви, истины и справедливости. Он защищал честь любимой матери и отца. Он защищал честь королевства. Хотя хорошо знал, как наш Великий Чехов, что «правда восторжествует! Но это — неправда...»
Недялко Йорданов утверждает: «Для человека никогда не имеет значения сколько он прожил, важно сколько ему осталось...» Сколько лет осталось в реальной земной жизни, в памяти людей или в вечности?.. Это каждый из зрителей решит сам для себя!

7.03.2011

От дураков и опасных дорог бывают неприятности не только в России...

Если в России наличие дураков и опасных трасс является национальным бедствием, то во Франции на  эти неприятности смотрят сквозь пальцы... А наличие дураков в некоторых компаниях рассматривается как необычное развлечение. Каждый член этой компании по средам на встречу приводит придурка. И начинается необычное соревнование: чей дурак окажется самым забавным — победитель получает приз. Самое удивительное заключается в том, что придурков разыскивают и приводят на это странное состязание вполне респектабельные и неглупые люди. Если российский человек опасается дураков, то во Франции их специально разыскивают и даже, благодаря их глупости, пополняют содержимое своих кошельков. Но иногда эти умники сами оказываются в дураках... О том, как это иногда происходит, можно посмотреть на сцене Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова в спектакле, поставленном по пьесе французского драматурга Франсиса Вебера заслуженным работником культуры РФ, димитровградским режиссёром Владимиром Казанджаном. Премьера спектакля состоялась 14 октября 2011 года. И хотя первое действие комедии несколько затянуто, но актёрские работы блистательны. Первый премьерный день, а артисты не играют, а живут на сцене. Так естественны и не принуждёны их движения, остроумны и легки шутки и реплики. И так симпатичен придурок в исполнении Виталия Злобина... Пьяная нимфоманка  актрисы Екатерины Поздышевой не вызывает ни отвращения, ни раздражения. Зрительный зал сочувствует искренне несчастной женщине, которую главный герой Пьер Брошан (актёр Сергей Кондратенко) просто-напросто использует, при этом постоянно унижая. Она такая красивая, непосредственная, искренняя, а Рошар обращается с ней, как с последней дрянью. Зрители и даже приглашённый Рошаром дурак понимают в начале первого действия, что мужчина не имеет права на такое обращение с женщиной, и, конечно, интуитивно настраиваются против преуспевающего умницы-издателя и отдают свои симпатии придурку Франсуа. Пусть Франсуа Пиньон нелеп, очень самоуверен, но он лишён цинизма и пренебрежения по отношению к окружающим людям. Пьер Брошан недооценивает опасность небрежного отношения к близкому окружению... В результате неуважительного поведения с близкими людьми и благодаря человеку-катастрофе, зацикленному на конструировании из спичек всевозможных сооружений в виде мостов и башен, и с которым вынужден провести вечер, он сам оказывается в дураках: ссорится с женой, с налоговым инспектором, с любовницей и начинает потихоньку понимать, что он — не самый умный в Париже человек. Буквально за несколько часов он разочаровывается и в себе, и в своём образе жизни, и в своём образе мыслей... В результате он остаётся один на один с дураком, которого совсем недавно хотел унизить и использовать, как предмет посмешища для увеселения странной компании. Но самое удивительное: Франсуа — единственный, кто не бросил его в трудную минуту. Именно придурок смог найти самые точные и правильные слова для разговора с покинувшей Пьера женой, которая попала сначала в аварию, а затем в госпиталь. Он искренне хочет помочь Пьеру помириться с женой Кристиной (актриса Оксана Романова), понимая, как дорога она Брошану. Всё у Пьера Брошана рухнуло в один момент: его разбил радикулит, рухнули прекрасные семейные отношения. Он теряет уважение к себе и близок уже к самоубийству... Но его искреннее раскаяние возвращает к нему симпатии зрительного зала и, возможно, вернёт ему хорошее отношение людей. Пьяный, расстроенный и выбитый из калии нормальной жизни обрушившимися на него неприятностями он становится милым, обаятельным и красивым человеком, способным искренне любить и крепко дружить. Вроде события, происходящие на сцене, печальны, но, несмотря на это, на протяжении всего спектакля очень много смеются и актёры, и зрители.
Смеются и дурак Франсуа, и оказавшийся в очень затруднительном положении Пьер Брошан, и покинутый Кристиной, ушедшей к Брошану, Лёблан (заслуженный артист РФ Виктор Чукин), и налоговый инспектор Шёваль (артист Денис Бухалов), и даже брошенная Брошаном Марлен. Смеются очень искренне и заразительно друг над другом, над собой и, вообще, над тем положением, в которое попадает каждый из них по очереди. Даже иронически посмеивается над записью автоответчика в телефоне Пиньона доктор Аршамбо (актёр Юрий Морозов). Смеются даже тогда, когда другим персонажам просто-напросто хочется плакать...
В спектакле очень мало музыки. Наверное, это необходимо, чтобы не заглушать смех...
А ещё необходимо отметить, что в спектакле очень много красоты: красивые женщины, красивые картины на стенах, красивые респектабельные мужчины. Даже придурок Франсуа — очень симпатичный внешне тип. И появляется надежда, что красота, юмор и ирония спасут всех действующих на сцене героев и нас, зрителей, с ними заодно тоже, от ударов судьбы.

20.10.2011
               
Пока она умирала...

Пока Кларина Ивановна умирала на сцене Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова зрители испытали много приятных моментов: они от души смеялись, восторгались игрой актёров, их красотой, нарядами и необычным сюжетом пьесы.
Премьера лирической комедии «Пока она умирала» по одноимённому произведению Натальи Птушкиной имела, начиная с первого спектакля, необычайный успех. Как контролёр, в зрительном зале я на втором премьерном спектакле заметила зрителей, уже посещавших первый премьерный спектакль. Потом, после спектакля, они сами подходили ко мне и просили поблагодарить актёров, игравших в этой лирической комедии, за праздник, дарованный им, как зрителям.
Спектакль-праздник, подаривший зрительному залу прекрасные образы на сцене, которые несут в себе надежду, радость, а, главное, возможность увидеть счастливых людей в самом безнадёжном и беспомощном состоянии. Все четыре актёра удивительно красивы, очень обаятельны и достоверны. За рампой нам показывают обычную сказку. А мы верим в реальность этих событий. Верим в любовь близких людей: так прекрасны взаимоотношения между матерью Софьей Ивановной (народная артистка России Кларина Ивановна Шадько) и дочерью Татьяной (заслуженная артистка РФ Ирина Леонидовна Янко), что хочется им подражать в жизни. Так красив, благороден, щедр, остроумен, открыт для счастья и вальяжен Игорь (актёр Сергей Анатольевич Кондратенко). В него невозможно не влюбиться... И Татьяна, как любая нормальная женщина, влюбляется в этого очаровашку и доверяет ему свои самые сокровенные тайны. Будь человеком, дари свою любовь близким и ты никогда не стаешь одинок. Господь тебе в любом возрасте поможет найти мужа (жену). Вы всегда можете обрести дочь, красивую, добрую, бесхитростную, непосредственную и такую родную. Жизнь продолжается и может быть очень интересной, если в ней много любви, понимания и заботы об окружающих тебя близких людях. И такая прекрасная девушка, как Дина (актриса Татьяна Прыскина), может стать родной дочерью, если для общения с ней у вас отрыто любящее сердце.

4.04.2012
               
Всё новое — не всегда хорошо забытое старое....

29 апреля 2012 года состоялась премьера спектакля «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете» по пьесе Уильяма Шекспира, автор основного перевода Давид Самойлов. Постановка лауреата Государственной премии РФ, лауреата Международной премии К.С. Станиславского, народного артиста РФ Юрия Семёновича Копылова, недавно ушедшего из жизни, а, главное, —  из стен театра. Режиссёр спектакля его сын — Максим Копылов. Какое-то впечатление от спектакля двойственное... Никак не уходит из памяти спектакль Копылова, поставленный им на этой же сцене в 1994 году. Очень сложно перестроиться... Шут — Борис Александров не стирается из памяти. Постоянно перед глазами Валерий Шейман в роли Мальволио и искромётная в движениях, остроумии и красоте Валентина Савостьянова. Но звучит музыка, и с ней сливаются музыкальные певучие, чуть печальные голоса Сергея Чиненова, Оксаны Романовой, Дениса Верягина, возвращающие всё на круги своя. Углубляешь в текст пьесы, вслушиваешься в по-новому звучащие голоса, ощущаешь насколько пьеса стала добрее, свободнее и современнее. И постепенно уходят из памяти прежние, очень совершенные образы; и новое более мощное и напористое звучание пьесы захватывает тебя, и ты уже восхищаешься новой игрой актёров в прежних костюмах.

30.04.2012    

Незабудки

Прекрасный спектакль смотрела сегодня на сцене Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова по пьесе Людмилы Улицкой. В нём такая историческая достоверность и такие яркие и соответствующие действительности, тому времени образы... Особо сильное впечатление на меня произвела игра народной артистки РФ Зои Михайловны Самсоновой в роли Эсфирь Львовны и Андрея Максимова, сыгравшего парня шестидесятых Витю. Зоя Михайловна похожа на всех моих знакомых женщин евреек шестидесятых годов, многие из них сейчас уже покойные, или уехали за рубеж. Так точен образ, так многогранен, так искренен, симпатичен. Порой мне казалось, что на сцене стоит покойная Софья Борисовна Фрадкина, такая же симпатичная, с постоянной готовностью всем помочь... У меня на глазах даже наворачивались слёзы на глазах от воспоминаний юности. А, глядя на народную артистку РФ Кларину Ивановну Шадько, я вспоминала многим в Ульяновске известную Дору Борисовну Гуринович, мудрую, пережившую ленинградскую блокаду женщину, сохранившую в страшные дни блокады сына Виктора, овдовевшую в годы Великой Отечественной войны и боровшуюся долгие годы за жизнь смертельно больного сына и в СССР, и Израиле, и в США, до сих пор живущую в здравом уме и твёрдой памяти в Нью-Йорке. Многие в СССР в шестидесятые-семидесятые годы негативно относились к евреям, утверждая, что по их вине идёт огромная утечка информации из страны. Но я общалась с простыми людьми еврейской национальности и очень уважала их, за отзывчивость, быструю приспособляемость к любым условиям, редкий оптимизм, умение рисковать. Мои знакомые работали на автозаводе, механическом заводе №1, УЗТС, радиоламповом заводе инженерами, рабочими, начальниками участков, цехов и других подразделений. Среди них были также простые рабочие, лаборанты, учителя, врачи. Я абсолютно уверена, что мои друзья не имели отношения к той утечки информации, в которой обвинялись евреи. Все они были славные, симпатичные, умные, интересные люди. Конечно, в еврейской среде, как и среди людей любой нации есть и хорошие и плохие. Я просто с плохими людьми любой национальности не дружу. В простом народе бытует мнение, что евреи предали Христа... Но почему-то многие забывают о том, что двенадцать апостолов, простых рыбаков, пройдя процесс преображения проповедовали христианство на огромной территории и приняли мученическую смерть за имя Христово. Как это не странно, но, именно, евреи стояли у истоков православия. И наш Андреевский флаг назван в честь первозванного апостола Андрея, который всегда покровительствовал России и помогал ей с небес в сложные исторические моменты. Очень хорошо, что на Ульяновске так хорошо, мудро и поставлен один из главных христианских вопросов: людей надо различать по любви, а не по национальности...
Очень хороши в спектакле молодые актёры! Смотря на Андрея Максимова, я вспоминала свою молодость и ребят — моих сверстников, которые служили в армии по два-три года, имели прекрасную армейскую выправку и при ходьбе чеканили шаг. Они были все, в основном, очень искренними и непосредственными. У них с юности существовали идеалы, почти всем был свойственен романтический настрой, они умели любить и быть верными. Андрей Максимов мне так понравился на премьере, что я купила программу, что в дальнейшем взять у него автограф. Очень хороши костюмы в спектакле. Одежда на актёрах усиливает восприятие их игры и подчёркивает достоверность образа.
Очень милая и хорошая девушка Сонечка (актриса Анна Дулебова), воспитанная простой еврейской женщиной, потерявшей на войне всех близких, она ценит весь тот вклад, который был вложен в её душу простой еврейской женщиной Симой, работавшей обыкновенной учительницей музыке. Видя в каких трудах жила её приёмная мать-еврейка, Сонечка мужественно и самоотверженно вступается за всю еврейскую нацию. Сонечка готова одна растить своего ребёнка, но она никогда не придаст человека, вложившего в неё всю свою душу. Я уверена. Что такие милые люди, как Елизавете Яковлевна, Эсфирь Львовна и Сонечка, понравятся родственникам Вити и вольются в их большую простую семью. Спасибо режиссёру заслуженному деятелю искусств Армении Акопу Казанчяну за праздник, который он мне сегодня подарил. Жаль только, что купленная мной сегодны программка такая радостная, ярко голубая, как июньское небо, а сам спектакль проходит при очень тёмном освещении и в мрачных декорациях. Возможно, это оформление является постоянным напоминанием о том горе и тех потерях, которые пережили эти светлые и удивительно красивые люди. Премьера состояла в очень важный для меня день. Сегодня — День рождения обожаемой мною Зои Михайловны Спмсоновой. Спасибо ей персонально за подарок нам в свой день рождения!

3.06.2012            

«Месяц в деревне» Ивана Тургенева — «Вихрь любви с одним антрактом»

10 ноября 2012 года состоялась премьера спектакля «Месяц в деревне» по драме Ивана Сергеевича Тургенева, поставленная режиссёром-постановщиком Сергеем Анатольевичем Морозовым. Над спектаклем также работали художник-постановщик — Ирина Зайцева, художник по свету — Тарас Михалевский, ассисстент режиссёра по речи — Людмила Бояринова, композитор — народный артист РФ Григорий Гоберник. Это был один из самых красивых спектаклей, которые я видела на сцене нашего театра. Удивительный по форме выражения чувств, с невероятно красивой пластикой движений восхитительных в своей красоте актёров, различных возрастов спектакль сопровождался утончёнными волшебными звуками музыки, которые сливались с окружающими артистов декорациями, восхитительными, прекрасно подчёркивающими их тонкую и выразительную игру, и великолепными костюмами. В звуках музыки слышны были такие интонации, такие почти неуловимые нюансы в выражениях чувств действующих лиц на сцене, такие удивительные по чистоте переживания, которые испытывает душа, любящая и при этом страдающая глубоко и искренне... То есть, спектакль был так красив, как и чувство, о котором он рассказывал, убеждая нас в который раз, что любовь никогда не бывает без грусти и приносит в жизнь человека страдания, мытарства и даже трагедии, которые в корне меняют судьбу любящего человека. Стареющий и очень хозяйственный Афанасий Иванович Большинцов, сосед Ислаевых (актёр Сергей Кондратенко), влюблённый в шестнадцатилетнюю Верочку, раскачивается на качелях, носится по сцене с букетом цветов как мальчишка, готовый на любые жертвы ради любви. За устройство брака с Верочкой он готов своднику-доктору Игнатию Ильичу Шпигельскому (заслуженный артист РФ Владимир Петрович Кустарников) подарить тройку прекрасных лошадей!.. Саму же Верочку (актриса Анна Дулебова) любовь в считанные часы превращает из беззаботного ребёнка в зрелую женщину, постигшую в любви столь серьёзную трагедию, что она согласна выйти замуж за немилого её сердцу старика Большинцева. Умный, верный, глубоко чувствующий, страстно влюблённый в свою жену Наташу хозяин поместья Аркадий Сергеевич Ислаев (актёр Сергей Чиненов) закрывает глаза на всё — лишь бы его любимая женщина была рядом. Он готов на любые жертвы, любые компромиссы, только бы любимая жена жила в «раю», при этом как мудрый и деловой хозяйственник, обеспечивает всевозможным вариантам любовных отношений мощную материальную базу. Он готов выполнить любой каприз Натальи Петровны, его дом открыт всем, кто только чуточку интересен жене Наташе. Его матушка  Анна Семёновна (заслуженная артистка РФ Ирина Янко) счастлива и всеми любима, её компаньоны непосредственны и беззаботны. Прислуга дышит любовью, сочувствует любящим и любит сама. Глядя на влюблённую парочку: Катюшу (актриса Мария Прыскина) и Матвея (актёр Илья Поляков), — умиляешься и любуешься на простоту и искренность их любовных игр... Здесь всё любовью дышит. Влюблён безответно в Катюшу Шааф (актёр, заслуженный работник  культуры РФ Геннадий Родионов), хотят любви и покоя компаньонка Лизавета Богдановна (Ольга Новицкая) и прощелыга-доктор (заслуженный артист РФ Владимир Кустарников)... В доме царит одна любовь, спасающая души. Но вдруг Наталья Петровна (актриса Юлия Ильина) — хозяйка дома понимает, что её душу и сердце охватывает неодолимая, всё разрушающая на своём пути любовная страсть... И рай, созданный усилиями всех живущих в нём членов, рушится. Режиссёр вместе со зрителями внимательно и тщательно исследует все опасности и трагедии, которые несёт в себе неуправляемая страсть в любви... И зрительный зал убеждён и автором, и режиссёрами, и композитором, и невероятно тонко играющими актёрами, что на такую страсть имеют право только люди, прежде всего возлюбившие долг: Аркадий Сергеевич Ислаев, его друг Михайло Александрович Ракитин (актёр Денис Бухалов), преданно и беззаветно любящий Наталья Петровну, жену своего друга. Только невероятное, очень высокое чувство долга удерживает их от постоянной угрозы падения и разрушения, как личностей, в сложных тонко переплетённых, как паутина, отношениях. Режиссёр как бы призывает зрителей: «Воспитывайте в своих детях чувство долга, любовь к этому чувству! И им не страшны никакие испытания... С любовью к долгу они переживут любые страсти, оставаясь Человеком с большой буквы...»
Спектакль утончённо, очень аккуратно, но чётко доносит до зрителей мысль, что любовная страсть порождает порой низменные и греховные чувства и побуждения в людях, доводя их до смертных грехов. Трагедии: «Маскарад» Юрия Лермонтова, «Отелло», «Гамлет», «Макбет» Уильяма Шекспира, «Медея» Людмилы Разумовской, «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова, «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера и многие другие, — являются  тому примеры, но в этой драме никто не умрёт, кроме раздирающих человеческую сущность страстей.
Сложно пройти испытание любовью, не унизив ревностью объект своей страстной любви. Умение вовремя остановится в своих страстных чувствах — редкое человеческое качество. Но оно доступно и понятно многим героям тургеневской драмы: страдает и мучается от страстной любви Михайло Ракитин; сдерживает свои страстные чувства, чтобы не потерять свою Наташу Аркадий; пытается сдержать горечь и подозрения и не превращает свою материнскую любовь в эгоистичную и разрушительную матушка Анна Семёновна (заслуженная артистка РФ Ирина Янко), понимает невозможность воплощения своих грёз Адам Иванович Шааф; очень осторожны в любовных объяснениях Игнатий Ильич и Лизовета Богдановна (актриса Ольга Новицкая); не переходят рамки дозволенного Матвей и Катерина; гордая Верочка не хочет себя навязывать Алексею и боится в чём-то стеснять окружающих своею любовью; Большинцев готов для Верочки на любые жертвы, не требуя взамен ничего...
Но страсть, как любой ураган или буря, всегда наносят окружающей среде и местности разрушения... Иногда не поправимые, как судьба Верочки, иногда восстановимые, как сложные отношения друзей Аркадия Ислаеваи Михайло Ракитина, иногда облагораживающие личности: выбор Алексея Николаевича Беляева и Верочки, Веры Александровны...
Алексей бросается в холодную воду уходящего лета за лилией для Верочки и кричит ей на прощание, что он её никогда не забудет... Как и Верочка его тоже... Ракитин покидает уютный дом-усадьбу своих друзей и вернётся сюда вновь для продолжения своих любовных мук...
Верочка обретёт в лице Большинцева отца...
А Алексей? Какова будет его судьба?... Сложно сказать... Он утратит свою чуткость, искренность и непосредственность?.. А что обретёт взамен?.. Возможно, осторожность... Но никогда он не станет циником, авантюристом, приспособленцем, потому что его любили две таких великих женщины, как Наталья Петровна и Вера Александровна. Их чувство к нему было святым и искренним... Оно не позволит ему никогда низко пасть, хотя и не сделало его счастливым... Правда насчёт счастья в любви вопрос очень спорный. И для каждого он сугубо индивидуальный. Потому что уже любить — многие считают уже большим счастьем: так как любовь даёт каждому возможность соприкоснуться с Богом.
А страсти? Это всё от лукавого... И если человек победил в себе всепоглощающую страсть, он — уже счастливец...
Любите и не бойтесь любви призывает спектакль!!! Любовь настоящая, искренняя, отдающая любимому все свои лучшие чувства и помыслы — уже счастье! Поэтому Ракитин, как бы ему не было тяжело находиться в запасе, стремится быть подле объекта своей любви Натальи, став её другом и помощником в сложные моменты жизни. Для него покой любимой — уже большое счастье...
А что Наталья? Она рождена для любви и обожания. Она будет нести этот крест до конца своей жизни, избегая таких встреч, какую ей подарил месяц в деревне с Алексеем... Она всегда будет заставлять окружающих её мужчин вытягиваться перед ней в струнку, как на параде, и ходить по струнке подле неё, а также они станут проявлять по отношению к людям и окружающему миру свои лучшие чувства и качества... Сама же она обязана любить только своего мужа и сына, украшая этой любовью подлунный мир...

10.09.2012

СУМЕРКИ, ИЛИ ОСОЗНАЙ СВОЁ Я

Проблема высоты чувств человека и его происхождения, таланта и положения талантливого человека в обществе, а также проблема достоин ли ты этого таланта, любви, которую несёт тебе в себе твоя половинка, а также гениальности и серости много раз ставилась на сцене театра им. И.А. Гончарова. И я бы сказала: «Эта проблема каждый раз рассматривалась очень глубоко, остро и всесторонне и с житейской, и с философской, и даже с библейской сторон восприятия этой антитезы в театральном творчестве. Осознание, что ты не достоин любви, дарованной Господом, таланта и гениальности, дарованной свыше приходит не к каждому...
По этой причине столько ревнивцев и ревнивец, спившихся людей и наркоманов, мстительных подлецов и людей, занимающихся плагиатом и заводящих тайные любовные связи, злобных жён, мужей, критиков и чиновников.   
Перечислю несколько спектаклей, которые жили на сцене театра, неся зрителям эту проблему: «Гамлет», «Король Лир», «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь, или как пожелаете» Уильяма Шекспира; «Изобретательная влюблённая» Лопе де Вега; «Горе от ума» Александра Грибоедова; «Иванов», «Три сестры» Антона Чехова; «Месяц в деревне» Ивана Тургенева; «Я, бабушка, Илико и Илларион» Николая Думбадзе; «Завещание (исповедь целомудренного бабника)» А. Крыма; «Правда — хорошо, а счастье лучше» Александра Островского; «Сочельник для двоих» М. Ворфоломеева; «Кошки-мышки» А. Мардань, «Мужчины её жизни» А. Брочинского; «Герда» Натальи Назаровой; «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» Ивана Гончарова; «Чувства» по мотивам рассказа Антона Чехова; «Девушки Betles» Сергея Волынца; «Блондинка», «Дульсинея Тобосская» А. Володина, «Дорогая Памела» Дж. Патрика, «Примадонны» К. Людвига, «Очень простая история» М. Ладо, «Трижды три» Ж. Жуе. И, наконец, «Перезагрузка» И. Тилькина и «Великодушный рогоносец. Тот кого она любила» Фернана  Кроммелинка, гениально поставленные на нашей сцене заслуженным артистом РФ Евгением Георгиевичем Редюком.
Если спектакль «Перезагрузка» заставил зрителей задуматься о том, а откуда у человека могут возникнуть такие сверх гениальные способности? Может быть, это расплата за непризнанную в прошлой жизни любовь?.. Или к этому феномену привела человека его беспардонность и хамское отношение в предсмертные часы со своим Ангелом-хранителем? Но самый главный вопрос заключается в том: как этот одарённый феноменальными способностями человек собирается воспользоваться ими в реальной жизни? Погружаясь в проблемы спектакля «Перезагрузка», мы понимаем, что духовная пустота человека приведёт его к краху, несмотря на невероятные дары Неба и природы...
Спектакль «Великодушный рогоносец...» уже не ставит вопросов он просто даёт на эти вопросы исчерпывающие ответы.   
Начинается спектакль всеобщим весельем: танцуют в предрассветной темноте подвыпившие крестьяне. Танец в исполнении артистов драмтеатра: Антона Корнилова, Ивана Сергеева, Владимира Губанова, Андрея Максимова, Александра Лебедева, Евгении Речкиной, Дарьи Долматовой, Марии Жежела, Кристины Каминской, Марии Прыскиной, Татьяны Денисенко,  — наполнен первобытной грацией, дикими па и переходами, которые будоражат воображение и с первого момента, после поднятия занавеса, вносят в спектакль сильное напряжение и многообещающий зрителям элемент неожиданности. Зрительный зал интуитивно чувствует: страсти за рампой будут очень динамичными, необычными, загадочными и подлинными, которые можно встретить только в «Библии» да иногда в восточных сказках и исландских сказаниях-притчах, но мало кто из зрителей догадывается о тех искушениях и страданиях, что продемонстрируют актёрская труппа, звуковики, художники-оформители, осветители для нас в этом спектакле, нам покажут то, о чём многие даже и не слыхивали. Любовь в спектакле будет показана как величайшее испытание и коснётся каждого, кто, возможно, только промелькнёт на сцене, а созидание в жизни человека — всепоглощающим, почти пожирающим личность, если человек за успехи  в творчестве расплачивается любовью. Да танец в начале первого акта пьесы за рампой включил своим исполнением в восприятии спектакля зрителями что-то первобытное, первозданное, звериное, что нам всем досталось от наших пращуров где-то на генном уровне!.. В дальнейшем с каждым новым танцем оно только усиливается и позволяет зрителям более глубоко и точно воспринимать события, происходящие на сцене.  Я наблюдала за танцами в спектакле и в этот момент вспомнила кадры из одного американского фильма «Грязные танцы», которые меня тогда окончательно убедили, что в каждом человеке есть очень многое от животного. Я даже тогда решила для себя, что вся наша жизнь и является борьбой внутри себя с этим, провоцирующим на странные поступки зверем. И вряд ли многие из нас в конце концов превратятся в кротких овечек, мирно живущих в огромном стаде, но готовых ценой собственной жизни защищать своё потомство в схватке с диким и мощным хищником. Поэтому в спектакле очень уместна мелодия «Арабского скакуна», сопровождающая самый напряжённый момент действия. Спектакль после зажигательного танца плавно переходит в идиллическую картину сельской жизни, воспевающую романтическую любовь молодых красивых, одарённых многими достоинствами молодых людей. На балкон, переходящий в лестницу, выходит главная героиня спектакля — Стелла (актриса Юлия Ильина). Она стройна, как стела, прекрасна, как заря, разливающаяся над крышей дома её любимого мужа, лучезарна и чиста в своём чувстве к супругу, но одинока. Её муж Бруно (заслуженный артист России Михаил Петров) уехал встречать стеллиного кузена Петрюса (актёр Илья Поляков) — капитана трёхпалубного корабля, который вернулся в родные пенаты после продолжительного плавания по морям-океанам, он посетил Америку. Её, тоскующую и одинокую, все спрашивают с сочувствием: «Неужели она спала одна эту ночь?»
И юная верная супруга вынуждена с горечью констатировать этот факт. Все смеются над ней:  и простые крестьяне, и граф (актёр Андрей Максимов), и погонщик волов (актёр Денис Бухалов).  Но она ждёт с нетерпением мужа и всем твердит о большой любви к нему...
Один из ранних посетителей Стеллы очень смутил её, объяснившись ей в страстной и всепоглощающего его любви. Людовиг (актёр Денис Бухалов), так знали влюблённого в Стеллу парня, который живёт подле волов в хижине, в одиночестве, пришёл рано, чтобы попросить Бруно написать для своей возлюбленной письмо, которое должно содержать подтверждение пламенным чувствам погонщика волов. Непосредственное, мудрое и обстоятельное объяснение в глубоком чувстве любви, сделанное простым парнем со сцены, даже взволновало меня, пожилого контролёра в зале, но Стелла же со мехом парировала, что Бруно, её супруг, что он не будет писать такого письма, так как очень любит её, она заверяет Людовига в том, что у грязного погонщика скота нет никаких шансов на ответное чувство: Людовиг любит Стеллу, Стелла — Бруно. Показан обычный треугольник, который постоянно перевоплощается, превращаясь в многогранник. Людовиг убеждает Стеллу в необходимости написания такого опуса и обещает любимой, что он принесёт её супругу молочного поросёнка, и Бруно напишет любовное послание. Стелла не верит словам погонщика волов и смущённо смеётся в ответ (как мало она ещё знает своего мужа).  А расстроенный таким категорическим отказом Людовиг,  берёт Стеллу на руки и пытается унести её в свою хижину в долину на руках. Перепуганная Стелла зовёт на помощь. Но кормилица (заслуженная артистка России Елена Шубёнкина) быстро спасает Стеллу от похищения, ударив погонщика волов оглоблей так, что тот теряет сознание. Стелла перепугана поступком кормилицы, решив что от удара оглоблей Людовиг умер...  Но погонщик приходит быстро в себя. Удар, нанесённый кормилицей, ошарашивает его меньше, чем отказ Стеллы принять его искреннюю и горячую любовь. С печалью он вынужден констатировать  факт отказа ему в любви словами: «Вы ударили меня сильно... Но не очень...»
Людовиг расстроен: по отношению к любимой женщине он совершил акт насилия. Подавленный и расстроенный Людовиг покидает заваленный мешками мрачный двор, который не покидают никогда сумерки, и уходит туда, где чистые травы и яркие горящие всеми красками радуги, как его чувства, полные восторга и любви, цветы. Он не достоин любви Cтеллы...
Возвращаются домой Бруно и кузен Петрюс. Кузен, который также, как и Бруно оказывается влюблён в Стеллу, чувствует себя неловко, слушая восторженные объяснения в любви Бруно в присутствии такого большого количества людей. Стелла тоже растеряна  от слишком откровенных и подробных описаний красот своего лица и тела … В конце концов, Бруно в своём поведении доходит до таких крайностей, что у окружающихся его людей возникает сомнение: «В своём ли он уме?..»
Он заставляет Стеллу обнажать своё тело в присутствии крестьян, кузена, своего секретаря Эстрюго (актёр Виталий Злобин)... Смущённая девушка отказывается... Тогда Бруно приказывает раздеть её своему секретарю. Тот начинает выполнять приказ дрожащими руками...
Присутствующие женщины также начинают обнажать грудь, по очереди выходя в центр двора, пытаясь доказать, что они не хуже Стеллы... Прибывший с корабля кузен в шоке... Но Бруно не останавливается на этих унижениях, проверяя верность в любви к нему Стеллы... Он чувствует, что Стелла нравится кузену, и в порыве страшной ревности, вызвавшей в сердце Бруно сомнение, он заставляет Стеллу вместе с кузеном идти вдвоём в спальню и вступить в интимные отношения... Все потрясены его поступком... Кузен покидает их дом навсегда! Но это не останавливает обезумевшего от ревности мужа. Он заставляет Стеллу спать каждую ночь с разными мужчинами, утверждая, что если она кому-то откажет, значит, она в него влюблена... Бруно —  поэт... И если Стелла вдохновляла его раньше своей чистотой, красотой, свежестью, что её выделяла из среды вечно пьяных, распущенных и разнузданных крестьян, развращённых им же самим, то теперь Бруно делает из целомудренной жены доступную всем женщину. И это состояние постоянного, безнравственного обращения со  своей любимой вдохновляет его на всё новые и новые гениальные творения. Каждый новый мужчина, прежде, чем попасть в постель к его жене, просит его написать стихотворное послание Стелле от своего имени... В этот момент невольно вспоминаешь, слова Варлаама Шаламова о личности поэта,  о том что поэт постоянно раздираем семи греховными страстями, с которые борется его чуткая, эмоциональная, гениальная душа, в результате этой борьбы и рождаются гениальные творения... Бруно борется со всеми страстями самым необычным способом: он занимается самоуничтожением себя и одновременно убивает своим огромным чувством любви возлюбленную. Все эти сцены ужасного падения личности исполнены актёром Петров с невероятным мастерством. Голос у Бруно становится визгливым, и артист начинает мгновенно старится на глазах у публики. Кроме  того, сцены дикой ревности и быстрого разрушения поэта, как личности исполняются под прекрасно записанную удивительную по красоте музыку, подчёркивающую невероятную прелесть актрисы Юлии Ильиной, которая с загадочным самоотречением отдаётся мукам любви, которые так изобретательно готовит для неё вроде страстно любящий Стеллу муж.
Распущенная толпа крестьянок, глядя на эту разнузданность своего хозяина, начинается потихоньку трезветь и смотреть на свою жизнь несколько другими глазами, и, наконец, прозрев, начинает бороться за своё я и самоутверждаться в глазах своих супругов и требовать от них верности. Их одежды начинают принимать более скромные очертания. Женщины начинают прикрывать ноги и плечи. Они разыскивают своих мужей в спальне Стеллы и требуют от них верности. И всё это отрезвление толпы оборачивается страшной расправой с виновницей этого кошмара Стеллой... Никто из них и не задумывается о том, что Бруно доводит Стеллу до этого состояния... И, когда вместе со всеми начинает прозревать Стелла, она сразу осознаёт до какого образа жизни доводит Бруно своей жуткой и необъяснимой для обыкновенного человека любовью. Стелла в одно мгновение ощущает весь тяжкий груз свалившей на её хрупкую душу и тело любви гениального поэта, который ищет в музе, в возлюбленной прежде всего источник вдохновения, потрясения, терзания ума и сердца для того, чтобы прежде всего творить, а потом уж жить, любить... Он ищет страдания, вдохновляющего его на шедевры поэтического творчества...
Стелла разлюбила Бруно мгновенно... Вся её жизнь представляется женщине сплошным кошмаром, ведущим её душу к грехопадению. Бруно не может перенести охлаждения к себе возлюбленной. Его любовь переходит в ненависть. И, когда вся деревня решает утопить в реке измученную любовью Стеллу, он вместе со всеми жаждет расправы толпы над ней. Он хочет её смерти. Но ни у толпы, ни у Бруно ничего не получилось. Людовиг спасает свою любимую, хотя и получает отказ от Стеллы. Сцена перевоплощения простого погонщика волов в прекрасного и самоотверженного рыцаря мастерски выполнена актёром Денисом Бухаловым. Но полученный отказ в любви от спасённой им от смерти девушки, возбуждает и будоражит одержимого любовью Людвига, и он требует от Стеллы своё право ночи, как и все до него пользующиеся её уже общепринятой до него доступностью мужчины в округе. Но она отказывает ему, понимая, что не сумеет больше жить в этом похотливом кошмаре без любви. Она не хочет теперь повиноваться Бруно и не может лечь в постель просто так с мужчиной. И Бруно и Стелла понимают, что между ними всё кончено... Бруно пишет свои лучшие стихи о страстях, раздирающих на части сердца людей, и сходит с ума... Его преданный секретарь Эстрюго, серенькая послушная личность, идёт на жуткий поступок и убивает своего кумира... читая над его мёртвым телом его лучшее стихотворение... Эстрюго — единственный, до конца понимающий цену создания гениальных творений, в ужасе, ему сложно понять: неужели гений и злодейство совместимы? Эстрюго ищет, на его взгляд, единственный в безвыходном положении способ избавить обезумевшего друга от страданий. И находит его в насильственной смерти, беря такой смертный грех на свою истерзанную душу и благословляет любимую Стеллу на новую чистую, земную, избавленную от ненужных страстей любовь. Он, как Воланд в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова, уводит любящих людей от толпы, в хижину, где нет зависти, ревности и страданий толпы, а существует только вечный покой. Евгений Георгиевич так мастерски помещает актёров в спасительную идиллическую пустоту, что многим хочется последовать вместе с Людвигом и Стеллой в страну невозможного в окружении толпы счастья...   
А Стелла? Стелла уходит с Людвигом в его хижину, чтобы там на лоне вечной, животворящей природы любить его, осознавая как прекрасно это чувство в первозданной чистоте, как оно совершенно, когда не надо никому и ничего доказывать, а просто дарить другому человеку тепло и ласку сердца и тела... И секретарь Эстрюго благословляет Стеллу и Людвига на эту красивую и милую душе жизнь, неся как символ теплоты и заботы о ближнем плащ погонщика волов, который должен укрывать любовников от бурь и стихий природы. А людям, он уже твёрдо знает это, эта получившая покой парочка недоступна...
Заслуженному артисту РФ Михаилу Петрову очень удался образ поэта-творца, раздираемого греховными страстями. Как красив, свеж, обаятелен актёр в начале спектакля, как язык его музыкален, напевен. В конце мы видим полысевшего, согнувшего в знак вопроса старика, который как бы всем своим внешним видом задаёт сам себе вопрос: «А стоит ли страстная любовь и гениальное творчество отдачи всех духовных сил?..»
Этот вопрос вечен! Потому что Творец создал нас по своему подобию творцами. И каждый должен не переступать грань в творчестве, которая начинает отделять художника от созидания во благо человечества. В этом спектакле персонаж Михаила Петрова соблазнился и ушёл далеко за эту грань. И Господь лишает его разума, что является страшным наказанием... Тем ярче выглядит эта роль в исполнении этого актёра, так как в другом спектакле «Ловушка для короля», Н. Йорданова художник умирает от разрыва сердца на сцене за свои убеждения, потому что великий актёр, настоящий гений, никогда не станет марионеткой в руках людей, да и самой судьбы.
С такой же убеждённостью сыграл Витилий Злобин роль секретаря Бруно. Гений, по его мнению, не имеет права предавать и отдавать на поругание ни свой талант, ни свою музу, любимою и верную. Серенький, согнутый в знак вопроса, от неразрешимых жизненных проблем, которые он постоянно пропускает через своё неравнодушное сердце, секретарь в финале выпрямляется во весь рост, когда несёт защитный плащ, как дар небес, влюблённым на протянутых руках, потому что любовь всегда права. Он, из всех действующих лиц в спектакле, понимает, что строить на любви признание и успех также опасно, как строить свой дом на песке... Надёжнее жить в хижине, или просто укрываться плащом погонщика, имея при себе обычный хлыст...
Я очень благодарна Евгению Георгиевичу Редюку за его гениальные постановки таких серьёзных и глубоких по содержанию спектаклей. Он, как творческий человек, понимая как сложна жизнь в вечном созидании, раскрывает зрителям всю трагедию художника-творца, показывая всю неадекватность его взаимоотношений с окружающим миром, являясь одновременно и адвокатом, и судьёй отмеченных необычным Божим даром людей, утверждая всем своим творчеством, что прежде всего надо возлюбить долг, и до конца жизни сохранять честь. Наверное, только эти два фактора будут удлинять срок жизни гениев, оставляя посмертно им добрую славу... Этим спектаклем режиссёр продемонстрировал не только силу поэзии на театральной сцене. Он нам в очередной раз показал, что торжество прописных библейских истин: «Многие были званы, но не все призваны». На большой пир званных Господом надо всегда приходить в красивых одеждах. Если не станешь соблюдать этого условия, то будешь изгнан с него, как гость из всем известной притчи... На свой личный пир Редюк пришёл в шикарных, роскошных одеждах. С Днём рождения наш любимец, удивительный режиссёр, актёр и чародей, наш гений, наша гордость и надежда!!!

15.10.2012               


Скупость — не глупость!!!

Заслуженный артист РФ Евгений Фёдорович Редюк был так обаятелен. Так мил в роли скупого человека, что невольно убедил меня, человека щедрого, окружённого такими же добрыми и щедрыми людьми, что скупость не самый страшный порок человечества. Скупердяй вырастил прекрасных детей, хорошо ориентирующихся в пространстве и жизни. Его дети желанны и любимы. Их берут в жёны и мужья без приданного, беря все расходы на себя о свадьбах. У детей скупого очень живой, жизнестойкий характер. Они твёрдого и уверенно идут к намеченной цели. Они не расчетливы: и сын, и дочь желают создавать свой брак по любви, в отличии их отца. Ведь говорят по детям судят люди о прожитой жизни человека. И сам скупердяй не совсем уж законченный жлоб, ничто человеческое ему не чуждо. Он плохо одет из-за скупости. Но в мечтах себя видит красивым и нарядным. Увидев щедрость своего будущего свата, быстро соображает о выгодах иметь такого доброго родственника, который легко согласен выполнить любой его каприз. Скупой тут же смекает, что неплохо бы и приодеться и сразу выдвигает обязательное условие: подарок — две пары нового платья к торжествам. Главный герой обделён добротой, но наделён сметливым умом, чувством юмора, иронии и невероятным личным обаянием  Хорошо совместно поработали Мольер, Кац и Редюк над ролью, а мы все зрители от души посмеялись. Спектакль великолепен. Все актёры: Зоя Михайловна Самсонова, Алексей Данилович Дуров, Юлия Ильина, Денис Верягин, Александр Лебедев, Сергей Чиненов, Виталий Злобин, Денис Бухалов достигли уже в премьерном спектакле невероятного мастерства. Всё в спектале прекрасно и музыка, и костюмы, и декорации, и актёрское мастерство, и финал музыкальный, яркий, жизнеутверждающий и оптимистический. И бархатный, мягкий голос Евгения Редюка звучит успокаивающе и иронично, утверждая, что скупость далеко не глупость!!! Спасибо актёрам за подаренный нам праздник!!!

1.12.2012
               
СТАТЬЯ О СПЕКТАКЛЕ, НА КОТОРОМ Я НЕ ПРИСУТСТВОВАЛА...

24 февраля 2013 года на Малой сцене Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова прошла премьера пьесы «Дурь». Автор пьесы и режиссер-постановщик — Александр Лебедев. Пьесу я не видела на сцене, так как в качестве контролёра обслуживала спектакль в фойе.
Зрители пришли в зрительный зал перед самым началом спектакля и мгновенно заполнили зал. Одним из первых зрителей, появившихся в фойе перед спектаклем был молодой симпатичный мужчина по профессии прокурор. Он же первым зашёл в зрительный зал. Спектакль был о судьбах наркоманов. В основу спектакля вошли исповеди бывших наркоманов, которые были изложены реальными людьми на официальных листах бумаги, и, как сказал после спектакля прокурор (его звали Андрей), спектакль можно было бы назвать документальной обработкой реальных событий на с цене, если не потрясающая игра актёров и чрезвычайно глубокое раскрытие образов при решении столь трагической проблемы, существующей на планете, как наркомания.
После спектакля между Андреем и мною была продолжительная беседа, после которой, несмотря на усталость я не смогла уснуть всю ночь.
Нет в Ульяновске человека, который хотя бы косвенно не столкнулся с проблемой наркомании в жизни. Почти все знают, что наркомания — самая страшная из смертельных болезней, которая разрушает человека не только физически, но и как личность. Кроме того, все знают, что наркоман не может быть вылечен окончательно. В настоящее время врачи могут больного только довести до состояния ремиссии, в котором волевой и сильный человек должен находиться до конца жизни. И как утверждал в продолжительной беседе Андрей: «Основная масса наркоманов заканчивает или тюрьмой, или смертью под забором...» Андрей убеждён, что необходимо найти средство, чтобы каждый подросток был осведомлён о том, что в своей судьбе он должен задуматься после первой пробы. Так как наркомания после первого употребления наркотика ставит перед человеком вопрос ребром: или уже следующее употребление дозы делает тебя рабом и зависимым на всю жизнь от наркотиков человеком, или ты должен, не оглядываясь, бежать от дилеров, которые распространяют наркотики, но сами их не употребляют никогда...   
Андрею понравился спектакль «Дурь», но его расстроил позитивный финал этой пьесы. Он согласен: «В состоянии ремиссии врачам удаётся вводить некоторых пациентов, но риск, что они вернуться к прежнему образу жизни всегда есть...»
Кроме того, Андрей посоветовал бы автору пьесы ввести (как бы ненавязчиво) ещё одно действующее лицо в спектакль — молодого человека, который, получив после первой дозы кайф, напугался... Он покинул компанию, испугавшись мнимых наслаждений. Его пугала скорая расплата за мимолётное и быстротечное состояние эйфории. И в пьесу автор может вставить ещё одну небольшую исповедь, в которой молодой человек сообщает о трагедии друзей, которые в поисках новых дорогих доз разрушились, как личности, стали и физическими, и нравственными инвалидами: кто умер, кто попал в тюрьму, кто стал отшельником (от него отказались все: и друзья, и родные, и близкие, так как где наркотики, там всегда криминал). Андрей убеждён, что пьеса — не документальное шоу, поэтому автор имеет право не небольшой художественный вымысел. Эта исповедь, где молодой человек с горечью сообщает, что спасся только один, который вовремя остановился, должна насторожить зрителей.
Все остальные исповеди, в которых люди побороли зло, сидящее в них, станут лишь подчёркивать тот факт, что это исключение из правил, что таких, сумевших порвать с наркотиками, — единицы... Основная часть безвозвратно гибнет...
Андрей убеждён, что при настоящем состоянии медицины, общей массе наркоманов уже ничем не поможешь. Тогда этот спектакль будет полезен той части молодёжи, которая из любопытства не принимала ещё наркотиков и, увидев чем надо платить за эти кратковременные удовольствия, вряд ли решится попробовать это зелье из любопытства. Андрей абсолютно убеждён, что в такой ретроспективе театр очень поможет в борьбе с наркоманией, ибо информированный человек всегда отличается осторожностью и бдительностью в поступках. 
А потом такая мощная игра актёров действует эмоционально на публику, так затрагивает глубины человеческой души, что человеку обязательно нужно поделиться с собеседником теми чувствами, которые в нём возникли после просмотра спектакля. Андрей и сам не знает: пользу или наоборот вред нанесёт просмотр этого спектакля определённому зрителю.
Но, конечно, создать пьесы с разумным сюжетом, которые будут действовать только положительно на психику больного человека и обязательно станут подталкивать его к свету из мрачного царства тьмы, очень сложно. Поиск пути избавления от наркомании труден: кто-то может спастись через религию (искать спасения в Боге), кто-то — путём  трудотерапии, кто-то — через лечение творчеством.
Андрей надеется на спасительную силу театра, но наркомания такая опасная тема... Автор произведений всегда находится на грани фола: что принесёт людям художественное произведение? Или оно поможет найти путь к просветлению, который спасёт человека от страшного недуга? Или художественное произведение всего лишь послужит очередной акцией пропаганды наркотиков?
Нет человека на планете, который не боится, что наркотики придут в его жизнь и начнут губить родных и близких!.. И поэтому желание драматурга помочь людям в борьбе с этим недугом всегда вызывает сочувствие...
Но из своего личного опыта я поняла, что творчество по борьбе с этой проблемой века часто заходит в тупик...
Меня несколько раз просили писать текст для школьных спектаклей. В Ульяновске несколько раз проводились широкомасштабные акции по борьбе с наркотиками. Вдоль Московского шоссе ставились огромные плакатами с надписями: «Наркотикам нет!» В школах проводились конкурсы на лучшие спектакли и инсценировки по борьбе с наркотиками. Учащиеся очень серьёзно подходили к содержанию образов в этих трагических по содержанию произведений. Но проблема содержания спектакля стояла всегда! О чём автор может писать хорошо? Только о том, что им глубоко изучено или хорошо известно из личного опыта... Опыт всегда очень горький в этом вопросе. В доме, в котором я прожила большую часть своей жизни, долгое время жил один из первых наркоманов города Ульяновска — Гайваронский. Он жил в третьем подъезде нашего дома вместе с очень красивыми мамой и сестрой. Семья считалась интеллигентной и воспитанной. Сам Гайваронский был очень красивым и элегантным человеком. Женился на хорошей девушке из нашего двора, у них родилась хорошая девочка — ровесница моей младшей дочери. В советское время с наркоманией боролись очень строго и жёстко. Если человек распространял наркотики, он быстро попадал в тюрьму на долгие годы.
И Гайваронский, отсидев большой срок, в начале XXI века вышел на свободу и вернулся к маме. С утра до вечера, особенно ночью во дворе нашего дома собирались какие-то люди. Гайваронский был в центре внимания. Он постоянно на каком-то не совсем понятном мне жаргоне рассказывал этой многочисленной публике эпизоды из своей преступной жизни. Собравшийся вокруг Гайваронского народ, громко комментируя услышанное и мешая спать всему дому, заслушивался его рассказами до глубокой ночи, а иногда расходился уже на рассвете. На коленях у рассказчика всегда сидели очень красивые девушки. Внешность Гайваронского очень изменилась, но не стала отвратительной, как на портрете у Дариана Грея. Когда он умер (ему было где-то около пятидесяти лет), в последний путь его пришло провожать много народа. Не всегда столько людей приходит проводить заслуженного человека. Этот человек прожил короткую отвратительную жизнь, но молодёжь тянулась к нему больному и искалеченному...
Мы — жильцы этого дома избегали встречаться с ним, живым, взглядами. Его это обстоятельство нисколько не трогало. Он открыто презирал нас всех. Он недолго прожил на свободе после освобождения из тюрьмы... Какой сюжет для пьесы можно создать, анализируя его жизнь?.. Конечно, мои долгие наблюдения за жизнью этого человека не помогли создать драматический сюжет...
В 90-е годы прошлого века я проживала по адресу Западный бульвар 20/20. Дом находился неподалёку от рынка «Афлатун». Столько молодых жизней погубили наркотиками владельцы «Афлатуна». Всех троих братьев, распространявших наркотики через «Афлатун», убили. Я абсолютно не оправдываю самосуд, да и человеческие жизни, загубленные этими людьми, уже не вернуть...
Все родители очень переживали за своих детей, очень боялись, что детей могут поймать и насильно затем ввести инъекцию под язык. Все подъезды домов в окрестностях «Афлатуна» были завалены шприцами... Какой сюжет может быть у пьесы, написанной по выше приведённым фактам?..
Я до сих пор с ужасом проезжаю на трамвае мимо остановки «Западный бульвар», мне до сих пор мерещатся кучки чуть живых наркоманов, которые любой ценой готовы платить за очередную дозу.
В 1998 году мною было написано стихотворение, за чтение которого ребята на школьных конкурсах получили премии, но я не уверена, что содержание этого стихотворения что-то изменило в жизни людей.
Вот это стихотворение:    

ОСТАНОВКА ТРАМВАЯ «ЗАПАДНЫЙ БУЛЬВАР»

Пусты их рваные карманы,
Щетина жёсткая стоит.
Грустны и жалки наркоманы.
Ночь на дворе. И снег лежит.

Обман ушёл. Нет больше денег
Продлить кошмарный дивный сон.
Глаза страшны. И бледность кожи
Сильней подчёркивают фон.

Без шапок, в куртках тёмно-серых
И полосатых свитерах
Они стоят толпой несмелой,
Познавшие при жизни ад.

Бегут весёлые трамваи,
И звёзды мирно вниз глядят.
И люди, тихо презирая,
Ту кучку обойти спешат.

Они когда-то были дети,
Гоняли шайбу во дворе.
Теперь их члены, словно плети,
Понуро тянутся к земле.

Давно оставила их радость.
Они не любят больше жизнь.
Опасный, страшный терминатор
Как шок разрушил организм.

Они пока что-то на земле,
Но их сознание во мгле.
И месяц, согнутый дугой,
С тоской глядит на мир чужой.

14.11.1998

Спектакль, поставленный Александром Лебедевым длился около часа... Столько же длилось обсуждение спектакля... Люди выходили из зала в глубоком раздумье... И, хотя Андрей сказал, что у этого спектакля очень позитивный финал, никто большой радости не выражал в тихих разговорах в фойе.
Значит, спектакль тронул людей за живое, как бы не решалась проблемы борьбы в этой пьесе, все зрители осознавали, что в жизни-то её решить, ох, как сложно.
Я решила поздравить автора и исполнителей спектакля «Дурь» с премьерой, сказать, что очень благодарна ему и актёрам за смелость, с которой они вступили в борьбу за человеческие жизни на этом невидимом фронте.
С нетерпением жду 26-го февраля, чтобы пойти и посмотреть самой этот серьёзный и полный отчаяния, но всё-таки с какой-то надеждой спектакль, чтобы в очередной раз сделать для себя какие-то выводы... Ведь наркотики принесли столько горя моим многочисленным знакомым. И я абсолютно уверена, что надо делать что-то новому молодому искусству, которое всегда должно видеть свет в конце туннеля.

25.02.2013